Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Развитие конкуренции в частном секторе и стимулирование инноваций.

Известно, что эффективность экономических процессов в условиях неограниченной конкуренции максимальна. Только конкурентоспособные компании могут обеспечить долгосрочный рост, поскольку имеют возможность осуществлять эффективные НИОКР, оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке.

Именно инициатива бизнеса всегда являлась двигателем развития не только bнтернет-технологий, но и онлайн-торговли. Частный сектор обеспечивает функционирование и поддержку сетевой инфраструктуры, способствует разработке и продвижению сайтов, приложений и услуг в глобальной сети. Конкурентная среда способствует росту инноваций и развитию предпринимательства. Это, в свою очередь, стимулирует появление и развитие сетевых взаимодействий различных интернет- провайдеров и операторов, а также самих интернет-компаний, которые стремятся расширить свое предложение и получить дополнительное преимущество перед своими конкурентами, перейдя в виртуальное пространство. Таким образом, конкурентоспособность предприятий и организаций является важным фактором развития электронной коммерции, поэтому необходимо государственное стимулирование и поддержка этой составляющей.

Существующая в России ситуация достаточно противоречива. Обратимся к рейтингу стран, составленному по индексу конкурентоспособности IT-сектор. В 2011 г. мы опустились на 8 позиций по сравнению с 2009 г., заняв 46-е место в рейтинге стран по конкурентоспособности IT-отрасли. Это произошло из-за ухудшения показателей по двум параметрам: государственной поддержке развития IT-отрасли и уровню развития НИОКР. Тем не менее в нашей стране можно наблюдать положительную динамику по ряду параметров, таких, как уровень развития человеческого капитала (благодаря хорошо организованной системе образования, системе подготовки инженерных кадров и наличию грамотных IT-специалистов), инфраструктуры (увеличение широкополосного и мобильного доступа в сеть Интернет) и нормативной базы. Специалисты сходятся во мнении, что страны, годами инвестирующие в информационные технологии, сумели создать прочную платформу для развития IT-предприятий и технологических инноваций, поэтому прочно удерживают лидерство в этой области.

Таким образом, конкурентоспособность отечественных предприятий IT-сектора, выступая важным фактором развития электронной коммерции, требует серьезной поддержки правительственных структур. Чтобы укрепить или, по крайней мере, не потерять позиции, Россия должна проводить грамотную политику в этой сфере.


  • Развитие технологий. Все больше отечественных компаний имеют доступ к сетевой инфраструктуре. Кроме того, можно наблюдать значительное улучшение качества и скорости передачи данных благодаря модернизации технологического оборудования, а также расширению каналов провайдеров. Все это способствует реализации сложных мультимедийных проектов и развитию дистрибуции содержимого сайтов.

Так, согласно данным сайта NET INDEX, среднее значение скорости загрузки download и upload в России составляет 18.26 Мбит/с и 15.31 Мбит/с соответственно. Кроме того, Российская Федерация занимает 25-е место (из 182 стран) по показателю Download Index и 13-е - по показателю Upload Index по состоянию на 18 марта 2015 г. Также на данном сайте представлена информация о качестве ШПД (широкополосного доступа) в различных странах мира. В данной категории наша страна также занимает 13-е место из 52 по параметру Quality Index. Россия опережает такие страны, как Великобритания, Норвегия и США.

Эксперты аналитического агентства J'son&Partners Consulting, проанализировав ситуацию на российском рынке и определив емкость данного рынка в 112,9 млрд руб. в 2014 г., пришли к выводу, что можно будет и дальше наблюдать положительную динамику - рост доли выручки операторов ШПД в секторе B2C будет составлять 12%, а в секторе B2B - 4%. Причем, согласно данным специалистов, услугами широкополосного доступа в сети Интернет пользуются 80% всего отечественного бизнес-сегмента и 39% физических лиц, что приблизительно составляет 21,7 млн человеr[10].

Таким образом, развитие рынка ШПД, а также появление новых технологий и совершенствование уже имеющихся приводит к возникновению новых перспективных проектов в области электронной коммерции и способствует развитию всей отрасли в целом.

3. Расширение ассортимента продукции. В свою очередь, развитие технологий способствует появлению новых типов торговли и созданию новых категорий товаров, которые можно купить в сети Интернет. Расширение ассортимента представляет собой важный фактор развития электронной коммерции, поскольку является одним из способов захвата новых сегментов рынка онлайн-торговли. Кроме того, эксперты считают, что именно расширение ассортимента служит инструментом увеличения среднего чека заказа. Так, интернет-магазин «Сотмаркет» (специализируется на продаже мобильной техники) за 2014 г. увеличил оборот в 4 раза по сравнению с 2013 г (с 1,04 млрд до 4,15 млрд руб.). Директор по развитию Максим Хивинцев связывает данную тенденцию именно с расширением ассортимента представленной продукции.


  1. Переход компаний из off-line-ритейла в on-line. Компании, понимая, что посредничество между on-line и off-line торговлей может быть очень перспективным, всеми силами стараются занять эту нишу, чтобы оказывать еще большее влияние на потребителей. Еще несколько лет назад очень трудно было встретить в списке самых успешных онлайн-ритейлеров представителей традиционного ритейла. У некоторых off­line-магазинов и раньше существовали свои сайты и интернет-подразделения, однако сейчас их значение существенно пересмотрели: они получили финансовые вливания и свободу развития. На данный момент в рейтинге Online Retailer Russia TOP-30, опубликованном на сайте Retailer.RU 03.05.2012, можно увидеть представителей таких оффлайновых сетей, как «М.Видео», «Связной», «Седьмой континент».

По мнению ряда экспертов, переход крупных off-line-компаний в on-line весьма закономерен, поскольку связан с предоставлением широких возможностей для увеличения клиентской базы и, соответственно, роста продаж и прибыли. Правда, такой переход может занять долгое время, поскольку для функционирования дистанционного товарооборота требуется отличная от off-line-ритейла документация, системы маркетинга и логистики. Поэтому лидерство в сети Интернет пока сохраняется за представителями онлайн-бизнеса.

Однако существует и другая точка зрения. Поскольку у всех крупных off-line- представителей опыт ведения бизнеса сравнительно больше, чем у большинства онлайн- компаний, то у них есть существенное преимущество - готовая и отлаженная инфраструктура, а именно - логистика. Если, к примеру, в США доставка товаров, заказанных с помощью систем электронной коммерции, не вызывает серьезных проблем - наряду с государственной почтой, которая четко соблюдает сроки, функционирует множество транспортных фирм, которые осуществляют поставки товаров по всем направлениям и взимают цены, эквивалентные федеральным, то в России это как раз и является проблемой. Поскольку почтовая доставка у нас очень далека от идеальной (задержка по срокам, очереди при получении товаров и т.п.), интернет-компании стараются использовать другие варианты. Именно этот фактор во многом обеспечил жесткую привязанность интернет-магазинов к определенной территории, что делает интернет-бизнес частично локальным. Расширять свою собственную инфраструктуру могут лишь самые крупные представители онлайн-ритейла, такие, как Ozon. Однако представители традиционной торговли, имея достаточное количество региональных складов, могут с минимальными затратами организовывать поставку в регионы товаров, заказанных дистанционно, что является неоспоримым преимуществом. Кроме того, off­line-ритейлеры полагают, что уже известный на рынке бренд значительно способствует росту продаж в сети. Покупатели, имея положительный опыт совершения покупок в off­line-фирмах, зная ее историю и репутацию, более охотно пользуются услугами этой фирмы в Интернете.


Таким образом, несмотря на существующие трудности перехода из off-line- ритейла в on-line, данная тенденция сохранится и, скорее всего, даже усилится благодаря тем перспективам, которые открывает интернет-торговля. Соответственно, увеличение числа компаний традиционной торговли, которые переходят в виртуальное пространство, является важным фактором развития электронной коммерции в России.

  1. Адаптация интерфейсов электронных магазинов для мобильных платформ. Коммерческая деятельность, основанная на использовании мобильных приложений, в последнее время активно развивается как во всей глобальной сети Интернет, так и в нашем отечественном сегменте. Мобильный телефон уже для многих из нас стал неотъемлемой частью жизни: с его помощью можно осуществлять множество действий - например, оплатить ресторан, заказать билеты в театр или просмотреть пробки в режиме on-line и выбрать оптимальный маршрут. Перспективы столь динамично развивающейся отрасли в области интернет-торговли поистине поражают.

Мобильную торговлю, известную также как m-Commerce, можно описать как процесс купли-продажи товаров и услуг при помощи мобильных устройств. На рынке m­Commerce в качестве розничного канала связи выступает мобильный телефон. Мобильная коммерция имеет все преимущества электронной коммерции и, кроме того, способствует спонтанному шопингу, поскольку не требует привязки к домашнему ПК[11].

Рынок мобильной коммерции еще только начинает развиваться в России, однако он имеет широкие перспективы роста и является важным инструментом развития электронной коммерции в целом, поэтому многие российские онлайн-компании стремятся адаптировать интерфейс своего бизнеса под канал мобильных платформ и, тем самым, обеспечить себе присутствие на данном рынке.

  1. Увеличение процессов интеграции в социальные сети и сервисы. Некоторые специалисты выделяют новый вид коммерции - социальную, которая интегрирует электронную коммерцию с социальными сообществами. Таким образом, существует объективная возможность сделать частью процесса продаж взаимодействие пользователей посредством социальных сетей.

Как уже было сказано, можно наблюдать значительный рост аудитории социальных медиа в России. Сама социальная сеть представляет собой объединение большого количества людей, следовательно, она обладает огромной властью. Но, как известно, много власти не бывает, поэтому социальные сети и дальше будут стремиться к увеличению своего влияния.


Процесс интеграции социальных медиа с различного рода сайтами (в том числе и коммерческими) как раз и выступает инструментом увеличения влияния социальных сетей. Однако этот процесс является двусторонним. Поэтому к приоритетным направлениям многих интернет-предприятий в России относится интеграция в социальные сети либо создание собственного функционала. Первая тенденция уже имеет достаточную популярность. Так, примерами интеграции являются ссылки на официальные сайты, размещенные в социальных сетях, кнопки «like», «recommend», «tweet» для выражения положительного отношения пользователей, специализированные приложения для работы с социальными сообществами, различные инструменты комментирования через социальные медиа и т.п.

Как уже было сказано, объем рынка электронной коммерции в России составляет более 10 млрд долл. США, а в социальных сетях зарегистрированы десятки миллионов пользователей; следовательно, интеграция социальных сетей с интернет-компаниями имеет огромные перспективы развития.

Таким образом, многие интернет-компании в России, зная о преимуществах социальных технологий (прямой интерактивный контакт с конечным потребителем; передача целевых сообщений; возможность персонализированного общения - с учетом пола, возраста потребителя; вирусный маркетинг), будут стремиться к тому, чтобы стать активными участниками социальных медиа и включиться в процесс интеграции на информационном уровне.

Факторы развития электронной коммерции со стороны потребителей

1. Увеличение численности интернет-аудитории. Одним из главных факторов, способствующих развитию электронной коммерции, является существенное увеличение числа пользователей глобальной сети. Рост размера web-аудитории выгоден как провайдерам, так и поставщикам товаров и услуг электронной коммерции, которые смогут существенно расширить свою клиентскую базу.

Причем, как считают эксперты, web-аудитория (в том числе суточная, месячная, годовая) будет непрерывно расти. По данным Internet World Stats, 67 982 547 человек являются пользователями сети Интернет в Российской Федерации на 30 июня 2012 г. Россия занимает 1-е место в Европе по численности интернет-пользователей (в сентябре 2011 г. мы впервые обогнали Германию по данному показателю, тем самым обеспечив себе лидерство). По данным Фонда «Общественное мнение» на данный момент 43% населения Российской Федерации являются активными интернет-пользователями, т.е. выходят в глобальную сеть хотя бы раз в сутки. За 2012 г. годовой прирост месячной интернет-аудитории составил 11%.