Файл: Мировой финансовый рынок (ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. МИРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА (МФС) И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.1. Понятие и структура мировой финансовой системы
Глава 2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Классификация факторов развития мировой финансовой системы
2.2. Анализ структуры и динамика факторов развития мировой финансовой системы
До сих пор производители персональных компьютеров проводят их модернизацию, улучшая их пользовательские качества.
Динамика основных показателей развития компьютерной техники представлена в табл. 1.
Таблица 1.
Динамика показателей развития компьютерной техники
Показатель |
1945- 1956 |
1956- 1963 |
1964- 1971 |
1971- 2017 |
1981- 1983 |
Количество проданных компьютеров |
0 |
0 |
300 шт |
— |
более 5 млн. шт |
Объем внутренней па- мяти |
1000- 1200 |
1Мб |
192 Мб |
Гигабайты |
— |
Скорость обработки информации |
30000 операций всекунду |
100000 операций всекунду |
2 000 000 операций всекунду |
— |
— |
Из табл.1 видно, что компьютерные технологии с каждым десятилетием развиваются, увеличивается объем внутренней памяти, увеличивается скорость обработки информации, а также объем продаваемых персональных компьютеров.
Развитие коммуникационных технологий.
История развития коммуникационных технологий определяет три этапа:
- изобретение письменности;
- изобретение печатного станка;
- внедрение электронных массмедиа.
Мы не будем рассматривать первые два этапа развития коммуникационных технологий, а более подробно рассмотрим третий.
В сфере электронных коммуникаций выделяют несколько этапов развития:1 этап. XIX век. Изобретение фотографии, звукозаписи, радио, телеграфа и затем телефона. Изобретение телефона стало основным в развитие электронных коммуникаций данного этапа, так скорость передачи информации увеличилась в 333 раза. Также данный этап развития электронных коммуникаций ознаменован разработкой мобильных телефонов, которые еще в 5-6 раз увеличили скорость передачи информации.
2 этап. ХХ век. Изобретение фототелеграфа, телевидения, видеозаписи, компьютерной связи и электронной почты. В дальнейшем это все переросло в глобальную сеть Интернет. Телевидение увеличило скорость передачи информации в 550 000 раз по сравнению с телеграфом. Данный этап развития электронных коммуникаций продолжается до сих пор. Внедрение Интернета открыло новую эру развития медиакоммуникации, оно не имеет ни физических, ни географических границ. На рисунке 2 показана динамика пользователей сети Интернет.
0
1000
2000
3000
4000
5000
6000
7000
8000
1996
1999
2016
Численность населения, млн.
чел
Год
Рисунок 2. –Динамика числа пользователей сети Интернет
Развитие Интернета и его интенсивная интеграция во все сферы деятельности человека привело к появлению дистанционного обучения.Первый ВУЗ, который предоставлял данные услуги появился в начале ХХ века и уже к 2017 году почти все ВУЗ мира наряду с традиционными формами обучения проводят дистанционное.
Таблица 2.
Динамика развития дистанционного обучения
Год |
1900 |
1960 |
1970 |
1980 |
Количество ВУЗов |
1 |
79 |
149 |
236 |
Развитие транспорта и транспортных сетей.
Рассмотрим динамику развития транспорта и транспортных сетей по различным видам транспорта: железнодорожный и автотранспорт.
Железнодорожный транспорт.
Развитие железнодорожного транспорта происходило на протяжении всего времени его существования. Основан он был в 30-х годах XIX века, но пик преобразований и роста были в ХХ веке.
В 1860 году общая протяженность железных дорог составляла 107 000 км, в 1900 году – 803 000 км, к 1940 году общая протяженность железных дорог достигла 1 300 000 км, но к 2000 году их протяженность несколько сократилась и составляла 900 000 км (Рис.3).
0
500000
1000000
1500000
1860
1900
1940
2000
2016
Протяженность, км
Год
Рисунок 3.–Динамика протяженности железных дорог
Еще одним показателем развития железнодорожного транспорта является его грузооборот (Табл.3). В 1929 году объем грузооборота составил 1 163 млрд. т-км, в 1937 году – 1 269 млрд. т-км, в 1957 году – 2 988 млрд. т-км, в 1973 году – 5 872 млрд. т-км, к 1990 году объем грузооборота снизился на 345 млрд. т-км и составил 5 527 млрд. т-кмм, а к 2000 году до 4 053 млрд. т-км
Таблица 3.
Динамика объема грузооборота железнодорожного транспорта
Год |
1929 |
1937 |
1957 |
1973 |
1990 |
2000 |
Протяженность, млрд. т-км |
1163 |
1269 |
2988 |
5872 |
5527 |
4053 |
Автомобильный транспорт.
Развитие автомобильного транспорта в первую очередь связано с модернизацией дорог – до 1920 года автомобили пользовались дорогами для гужевых повозок. Но стремительное увеличение численности автомобилей привело к модернизации автомобильных сетей. Так, например, в 1900 году в мире насчитывалось только 6 000 автомобилей, а уже к 1950 году их численность увеличилась до 62,3 млн. единиц, к 1960 – м годам их число увеличилось до 103 млн. штук и к 1970 году до 246,4 млн. машин. В начале XXI века численность автотранспорта в мире составляло более 600 млн. машин. (Табл.4)
Таблица 4.
Динамика численности автотранспорта в мире
Год |
1900 |
1950 |
1960 |
1970 |
2000 |
|
Численность тыс. ед. |
машин, |
6 |
62 300 |
103 000 |
246 400 |
600 000 |
Развитие автотранспортных сетей, как уже было сказано, началось с благоустройства дорог.
Первые специальные дороги для автотранспорта были построены в 1923 году. К 1960 году их протяженность в мире составляла 14,2 млн. км, 8 млн. км из них с твердым покрытием, а к началу 2000 годов превысила 12,7 млн. км. Развитие железнодорожного транспорта происходило на протяжении всего времени его существования. Основан он был в 30-х годах XIX века, но пик преобразований и роста были в ХХ веке. . Но стремительное увеличение численности автомобилей привело к модернизации автомобильных сетей. Так, например, в 1900 году в мире насчитывалось только 6 000 автомобилей, а уже к 1950 году их численность увеличилась до 62,3 млн. единиц, к 1960 – м годам их число увеличилось до 103 млн.
Объем грузооборота автомобильным транспортом так же увеличился с увеличением единиц автотранспорта и автомобильных сетей (Рис.4).
20
2000
2600
3900
0
1000
2000
3000
4000
5000
1913
1970
2000
2017
Грузооборот, млрд. т
-
км
Год
Рисунок 4.–Динамика грузооборота автомобильным транспортом
Так в 1913 году объем грузооборота составляя лишь 20 млрд. т-км, а к 1970 году уже составлял 2 000 млрд. т-км. К началу 2000 года объем грузооборота увеличился до 2 600 млрд. т-км.
В настоящее время на автомобильный транспорт во внутриевропейских перевозках приходится почти 60% всего грузооборота.
В целом мировой парк грузовых автомобилей только за последние 30 лет вырос в 2 раза, а легковых автомобилей - в 1,7 раза.
В период после глобального экономического кризиса, ежегодный прирост мигрантов в глобальном масштабе снизился с 2010 г. до приблизительно 3,6 млн. чел.
С 2000 г. численность мигрантов на Юге увеличивалась более быстрыми темпами, чем на Севере.
В период между 2000 и 2010 годами среднегодовой темп роста численности мигрантов на Юге составил 2,5 % в год. На Севере данный показатель равнялся ок. 2,3 %. Начиная с 2010 г., ежегодные темпы роста упали до 1,8 % в развивающихся странах и до 1,5 % в развитых регионах.
По сравнению с глобальным населением, численность международных мигрантов остается относительно небольшой.
В 2013 г. международные мигранты составляли около 3,2 % населения мира, по сравнению с 2,9% в 1990 г.
В то время как доля международных мигрантов на Севере продолжает расти, на Юге она остается стабильной.
В 2013 г. международные мигранты составляли почти 11% от общей численности населения в развитых странах, что показывает рост менее чем 9% с 2000 г.
Динамика мировой миграции. В 2013 году в мире насчитывалось порядка 232 миллионов международных мигрантов. В странах Севера данный показатель увеличился примерно на 65%, начиная с 1990 года, при этом на Юге количество мигрантов увеличилось на 34% или на 24 миллиона. Сегодня около шести из десяти международных мигрантов проживают в развитых регионах.
Первые специальные дороги для автотранспорта были построены в 1923 году. К 1960 году их протяженность в мире составляла 14,2 млн. км, 8 млн. км из них с твердым покрытием, а к началу 2000 годов превысила 12,7 млн. км. Развитие железнодорожного транспорта происходило на протяжении всего времени его существования. Основан он был в 30-х годах XIX века, но пик преобразований и роста были в ХХ веке. Но стремительное увеличение численности автомобилей привело к модернизации автомобильных сетей. Так, например, в 1900 году в мире насчитывалось только 6 000 автомобилей, а уже к 1950 году их численность увеличилась до 62,3 млн. единиц, к 1960 – м годам их число увеличилось до 103 млн.
В 2013 г. около 82,3 млн. международных мигрантов, родившихся на глобальном Юге, проживали на глобальном Юге, что ненамного превышало число международных мигрантов, родившихся в странах Юга и проживавших в странах Севера (81,9 млн. чел.). Численность транснациональных компаний основной показатель развития ТНК.
По данным ООН к концу 1990-х годов численность ТНК в мире составляло 60 000 единиц, численность дочерних компаний которых составляло 250 000 единиц. К 1970 году их численность составляла только 7 000 компаний, при этом к 2015 году их численность увеличилась до 510 000 предприятий.
ТНК управляют до 40% промышленного производства в мире, половине международной торговли. Объем произведенных продуктов на предприятиях ТНК ежегодно превышает 6 триллионов. Доллары. Они нанимают 73 миллиона сотрудников, т.е. Каждую десятую часть, используемую в мире, исключая сельское хозяйство.
В конце 80-х - в начале 90-х 20-го века, было 600 корпораций с продажами больше чем $1 миллиарда, которые создали так называемый "Клуб Миллиардеров". В середине девяностых число миллиардеров значительно превысило 1000. Лидер с точки зрения продаж среди всего Tнк - "General Motors" - это число в 1997 означал 160 миллиардов долларов. И еще 10 компаний в мире в 1997 превысили лимит продаж в размере 100 миллиардов долларов.
Одним из немаловажных факторов развития мировой финансовой системы является открытие границ стран для торговли. Показателем, который характеризует данный фактор, является динамика объемов экспорта и импорта.
Пользуясь тем, что доллар является резервной валютой, США печатают его в тех объемах, которые нужны им для финансирования своих расходов. Для количественного смягчения Европейский Центробанк запустил программу, согласно которой в период с марта 2015 года по сентябрь 2016 года скупал на вторичном рынке ценные бумаги на сумм 60 млрд. евро в месяц. За весь период объем выкупленных ценных бумаг составил 1,08 трлн. евро. За счет выполнения данной программы курс евро к доллару сократился на 15% сначала года и 12 марта 2015 года составил 1,0547$.
Таким образом, объемы экспорта за период 1970 – 2012 г.г. увеличился на 12 826,3 млрд. долларов США. При этом в 2009 году заметно снижение объемов экспорта. Данное изменение связано с мировым финансовым кризисом. Но уже в 2010 году и дальше заметен рост объемов экспорта и уже в 2011 году эти показатели превысили докризисные.
Одна из главных особенностей современной финансовой системы - то, что его инструменты больше не поддерживаются материальным основанием, они - теперь только электронные документы на счетах. Этот факт является самым характерным для доллара США, ценных долгов, внутренних и внешних задолженностей.
Рисунок 5. –Объемы экспорта в период с 1970 года по 2012 год (млрд. долл. США)
Наибольшими объемами экспорта обладают страны ЕС. Опираясь на валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту. Поэтому рассматривая показатели развития мировой финансовой системы, необходимо изучить доллар с точки зрения резервной валюты.
Созданная современная финансовая система должна была обеспечить сбалансированное развитие международной экономики, но на практике данная система привела к значительному дисбалансу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом начале исследования была поставлена следующая цель: изучить закономерности развития международной финансовой системы и провести оценку перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели был поставлен ряд задач.
При решении поставленных задач были достигнуты следующие результаты:
- Основными элементами мировой финансовой системы являются: -международные финансово-кредитные институты; -международные финансовые рынки.
- К основным международным кредитно-финансовым институтам относятся: