Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
4. Принцип приоритета охраны прав и интересов обязательных наследников. Сущность данной идеи состоит в том, что даже если наследодатель по каким-либо причинам лишил либо существенно ограничил кого-либо из близких нетрудоспособных иждивенцев (например, несовершеннолетних детей и др.) в праве получения наследства, согласно нормам права они в любом случае имеют основание получить определенную часть наследства [6, с. 132].
5. Принцип охраны наследственного имущества означает, что в тот период времени, когда наследство считается «лежачим» (с момента его открытия до истечения шестимесячного срока на его принятие) и наследники не имеют в силу прямого указания закона возможности приобрести на него право собственности, следует принять ряд мер по его защите от посягательств третьих лиц, порчи, утраты.
Такая обязанность возлагается законом по заявлениям наследников на нотариуса и, если имеется, исполнителя завещания до вступления наследников в обладание наследством.
Рассмотрим содержание наследственного правоотношения в соответствии с наличием у каждого из субъектов данного правоотношения субъективных прав и обязанностей [9, с. 4].
1) Права завещателя. Составление завещания – это сделка односторонняя, и завещатель выступает в данной сделке как управомоченное лицо, то соответственно, он наделяется определенным субъективным правом, а именно правом распорядиться судьбой своего имущества на случай своей смерти, где субъективное право – это есть юридически обеспеченная мера возможного поведения управомоченного лица в сделке, которая состоит из трех правомочий:
– возможность собственного поведения – т.е. возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридически значимых действий [20, с. 103].
Таким образом, гражданин при жизни вправе распорядиться своим имуществом на случай смерти по своему усмотрению путем составления завещания, (т.е. завещать имущество какое хочет, кому хочет, как хочет);
– право требовать определенного поведения от других (обязанных) лиц;
– данное правомочие распространяется в отношении любых третьих лиц, которые не должны чинить препятствий завещателю в осуществлении его воли, а также в отношении должностных лиц, например, нотариуса, который в силу своих должностных обязанностей должен удостоверить завещание, и т.д. [12, с. 49];
– право на защиту своего субъективного права (например, гражданин, составивший завещание вправе потребовать возмещения морального вреда за разглашение тайны завещания);
2) Права наследника.
Субъективное право наследника, как управомоченного лица в наследственном правоотношении составляет право на принятие наследства, право на наследство, право на отказ от наследства.
Субъективное право наследника состоит из трех правомочий:
– возможность собственного поведения – т.е. право выбора у наследника принять наследство или отказаться от него.
Если наследство принимается наследником, то он вправе распоряжаться им по своему усмотрению [22, с. 53];
– право требовать определенного поведения от других лиц.
Данному праву противостоит обязанность всех третьих лиц не чинить препятствий в осуществлении этого права, а также обязанность соответствующих лиц и органов, уполномоченных на то законом, оказывать наследнику необходимое содействие в осуществлении этого права (например, нотариус по месту открытия наследства обязан принять у наследника заявление о принятии наследства) [22, с. 54];
– право на защиту своего субъективного права [9, с. 501].
Одной из отличительных особенностей нового законодательства о наследовании является приоритет наследования по завещанию перед наследованием по закону. Свидетельством такого приоритета являются как формально-юридическая конструкция ст. 1111 ГК РФ [2, с. 1] и разд. V ГК РФ, в которых наследование по завещанию выдвинуто на первый план оснований наследования, так и направленность целого ряда норм ГК РФ на побуждение граждан к совершению завещаний, а именно: – установление и гарантированность законом принципа тайны завещания; в случае нарушения тайны завещания завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда, а также воспользоваться другими способами защиты гражданских прав, предусмотренными ГК РФ (ст. 1123 ГК РФ); – установление принципа свободы завещания, в соответствии с которым завещателю обеспечены широкие возможности по распоряжению имуществом, вплоть до лишения права на наследование кого-либо из наследников либо ограничение их права и т. п. (ст. 1119 ГК РФ); – снижение размера обязательной доли в наследственном имуществе с 2/3 до ½ (п. 1 ст. 1149 ГК РФ), изменение порядка ее определения (п. 2 ст. 1149 ГК РФ); – ограничение права на обязательную долю (п. 4 ст. 1149 ГК РФ); – возможность отстранения обязательного (необходимого) наследника от наследования как недостойного (п. 4 ст. 1117 ГК РФ); – возможность выбора формы совершения завещания (ст. 1125, 1126, 1127, 1128, 1120 ГК РФ) и др. [17, с. 635].
Таким образом, учитывая то, что социально-правовой статус личности обеспечивает потребление и обмен полученных материальных и иных благ, создание условий, гарантирующих достойную жизнь, защиту интересов социально-незащищенных категорий лиц, конституционное право наследования является одним из механизмов обеспечения социальной защиты, поскольку действующее законодательство предусматривает право на обязательную долю в наследстве. Следовательно, конституционное право наследования содержит в себе элементы социальных прав.
1.2 Наследственные правоотношения, характеристика наследников
Традиционно право на принятие наследства, рассматриваемое цивилистами как один из элементов содержания наследственного правоотношения, включено в содержание иного гражданского правоотношения, которое является необходимой предпосылкой возникновения наследственного правоотношения. Это связано с тем, что для возникновения наследственного правоотношения факта обладания лицом правом на принятие наследства недостаточно. Необходимым также является реализация этого права путем принятия наследства одним из способов, которые предусмотрены ст. 1153 Гражданского кодекса РФ [2, с. 16].
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим наследственные правоотношения, является часть 3 Гражданского кодекса РФ – раздел V, который состоит из пяти глав. Согласно ч. 2. ст.1111 ГК РФ [2, с. 1] наследование регулируется действующим Кодексом и иными законами, а в случаях, предусмотренных законом, другими правовыми актами.
Е.А. Петровичева рассматривает наследственное правоотношение в узком и широком смысле слова [19, с. 607]. В первом случае такое правоотношение необходимо понимать как конкретное правоотношение по поводу наследства, которое возникло по причине смерти гражданина, регулируемое нормами наследственного права. В широком смысле можно говорить о едином правоотношении, которое возникает с момента открытия наследства и прекращается, когда у наследников возникают те же права и обязанности, как и наследодателя.
Также наследственное правоотношение раскрывается как абсолютное правоотношение, которое возникает в момент осуществления одним из наследников права на принятие наследства и продолжается до возникновения у наследников права на оформление наследственных прав, содержанием которого является право наследников на наследство и корреспондирующая ему обязанность неопределенного круга лиц не нарушать такое право.
Изучая содержание понятия наследования, необходимо исходить из того, что само наследственное право выступает одним из подразделений системы гражданского права. При этом действие законодательства о наследовании распространяется как на отношения, которые им предшествуют, так и на отношения, в процессе которых происходит оформление и реализация наследственных прав, обеспечивая их защиту [10, с. 3].
В юридической литературе наследованием рассматривается как переход прав и обязанностей умершего лица, т.е. наследодателя к его наследникам в полном соответствии с нормами наследственного права [28, с. 127].
Отечественное законодательство о наследовании можно раскрыть как систему нормативно-правовых актов и включенные в такие акты нормы и другие правовые положения, регулирующие отношения по наследованию, т.е. отношения, которые возникают в связи с порядком открытия наследства, защитой, реализацией и оформлением наследственных прав.
В целом, под содержанием наследственного правоотношения принято понимать право наследников на наследство, конкретные доли наследников в котором остаются неизвестными до момента возникновения у наследников права на оформление своих наследственных прав. С наступлением этого момента абстрактное «право на наследство» превращается во вполне определенные по объему для каждого из наследников права и обязанности [8, с. 56].
Выделяют основных субъектов наследственных правоотношений: наследодатель и наследники. Дополнительные: нотариус, отказополучатель, исполнитель завещания, свидетели и др.
Наследодатель – физическое лицо, после смерти которого осуществляется наследственное правопреемство. Могут быть любые физические лица, в том числе несовершеннолетние и недееспособные. Применительно к завещателю выдвигаются дополнительные требования – дееспособность.
Наследники (ст. 1116 ГК РФ [2, с. 2] устанавливает исчерпывающий перечень): граждане (физические лица), юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации.
Граждане (физические лица) являются наследниками по закону и по завещанию. Термин «граждане» включает не только граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства (апатридов). Иностранцы и лица без гражданства могут беспрепятственно получить лично или через своих представителей всю сумму наследства и вывезти ее в страну проживания.
ГК РФ устанавливает, что в содержание гражданской правоспособности входит «способность наследовать имущество» (ст. 18 ГК РФ) [3, с. 8]. В соответствии со ст. 1116 ГК РФ наследниками могут быть граждане, находящиеся в живых на день открытии наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства – насцитурусы (в переводе с латинского – «тот, кто должен родиться в будущем»). Кроме того, завещатель может завещать свое имущество лицам, которые на момент составления завещания еще не родились. Если к моменту открытия наследства он будет рожден, или будет зачат и родится живым после открытия наследства, то сможет стать наследником по завещанию.
Юридические лица могут быть наследниками только по завещанию [7, с. 108]. Важное условие: они должны существовать на день открытия наследства, это устанавливается на основании данных государственного реестра юридических лиц. Если произошла реорганизация юридического лица, то вопрос о возможности наследования должен решаться в зависимости от формы реорганизации. При выделении или присоединении юридическое лицо не утрачивают право наследования. Если юридическое лицо было реорганизовано путем разделения, слияния, преобразования, то оно не может быть призвано к наследованию. Хотя данное положение вызывает упреки (завещатель мог не знать о реорганизации). Филиалы и представительства также не могут быть наследниками, так как не являются юридическими лицами.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации являются наследниками по завещанию [7, с. 108]. Однако Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут стать наследниками выморочного имущества по закону.
До вступления в силу Федерального закона от 29.11.2007 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» субъекты Федерации и муниципальные образования могли быть наследниками только по завещанию. В случае перехода в порядке наследования выморочного имущества к государству субъектом принятия наследства являлась только Российская Федерация. При этом большая часть жилых помещений с точки зрения распределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями сосредоточена именно на муниципальном уровне (полномочия по распределению социального жилья, в сфере управления домами и т. д.). На федеральном уровне в основном сосредоточены полномочия в отношении жилых помещений, входящих в государственный жилищный фонд, предназначенных для предоставления отдельным категориям граждан [5, с. 56].
Кроме того, в настоящее время сложилась достаточно сложная ситуация относительно обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, нуждающихся в жилье [11, с. 70]. Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. На практике бремя несения обязательств по обеспечению этих граждан жилыми помещениями легло на муниципальные образования, а количество таких граждан существенно. При этом ст. 49 ЖК РФ исходя из приведенного Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечня вопросов местного значения возложила решение вопроса об обеспечении малоимущих граждан жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, именно на муниципальные образования за счет жилых помещений муниципальных жилищных фондов. Таким образом, возникла необходимость решения вопроса относительно судьбы жилых помещений, являющихся выморочным имуществом, путем передачи права собственности на них к муниципальным образованиям, что и повлекло внесение изменений в ст. 1116 ГК РФ [16, с. 22].