ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Педагогическая ценность сказок
1.1 Знакомство детей с художественной литературой через чтение сказок
1.2 Особенности освоения сказок
2. Возрастные особенности развития эстетических переживаний детей младшего школьного возраста
2.1 Методы и формы приобщения детей к художественной литературе
Проект на тему:
«Приобщение детей к миру художественной литературы»
Оглавление
Введение 2
1. Педагогическая ценность сказок 5
1.1 Знакомство детей с художественной литературой через чтение сказок 7
1.2 Особенности освоения сказок 9
2. Возрастные особенности развития эстетических переживаний детей младшего школьного возраста 10
2.1 Методы и формы приобщения детей к художественной литературе 12
Заключение 15
Список использованных источников и литературы 17
Введение
Современное образование находится на новом этапе развития − оно модернизируется. В связи с этим учебное заведение ориентировано на творческую успешную личность. Приобщение подрастающего поколения к литературе − один из приоритетов современного образования. Чтение произведений литературы считается сегодня важнейшим элементом культуры.
В последнее время в области детской литературы и детского чтения наметился ряд негативных тенденций. Активное внедрение компьютерных и информационных технологий в жизнь ребенка снижает статус литературы, доля чтения в структуре свободного времени детей резко сокращается.
Читающие родители − это образец для подражания. Но в настоящее время семья находится в состоянии кризиса, и в силу ряда объективных причин ее влияние на формирование ребенка-читателя затруднено. Этому процессу способствует отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к чтению со стороны отца и матери. Дети имеют мало общего с книгой, и это отражается, прежде всего, на их интеллекте, грамотности, моральном и эмоциональном развитии.
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Через художественную литературу ребенок знакомится с ценностями, без которых невозможна духовная жизнь общества и личности. В настоящее время это очень важно, так как общество переживает моральный и нравственный кризис.
Значение книги в жизни человека очень велико. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребенок находится в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Затем родители читают своим детям, ребенок, подрастая, начинает учить буквы и слоги и снова читает. В школе ученик читает букварь, азбуку, внеклассное чтение, летнее чтение. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выбираем сами. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на котором будет базироваться все последующее знакомство с обширным литературным наследием. Книга знакомит ребенка с миром человеческих чувств, радостей и страданий, взаимоотношений, мотивов, мыслей, поступков, характеров. Она учит вас заглядывать в человека, видеть и понимать его, культивировать в себе человечность.
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку – интересующую книгу можно найти в Интернете. Учитывая это, задачи учителей и родителей состоят в том, чтобы направить детей на правильный выбор источника информации.
Проблема: отсутствие интереса к чтению художественной литературы.
Цель проекта: приобщение детей к художественной литературе, воспитание будущего читателя.
Объект: процесс формирования интереса к чтению у детей.
Предмет: способы формирования интереса к чтению художественной литературы.
Гипотеза: решение проблемы формирования интереса к чтению у детей возможно, если: процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с пробуждением познавательных интересов; будут расширены границы содержания чтения, приведенного в учебниках; методический аппарат освоения материала будет соответствовать требованиям развивающего обучения; в учебном процессе будут систематически применяться различные формы работы со студентами, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и социальной активности учащихся.
1. Педагогическая ценность сказок
Книга раскрывает общечеловеческие и духовные ценности, служит мощным, эффективным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература раскрывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Это обогащает эмоции, развивает воображение и дает ребенку замечательные примеры русского литературного языка. Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: педагогов и родителей. Книга не дает готовых рецептов того, как научить ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания очень сложно.
Ребенок должен живо, эмоционально реагировать на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их. Только ребенок, который любит книгу, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание того, что он услышал или прочитал. Малыш рисует в своем воображении любые сюжеты, плачет и смеется, так живо представляет (видит, слышит, обоняет и прикасается) прочитанное, что чувствует себя участником событий. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная во взрослом возрасте. Задача взрослого - раскрыть ребенку все то необыкновенное, что несет в себе книга, то удовольствие, которое приносит погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь ребенка к книге, должен, прежде всего, сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством,
понимать сложность, уметь передавать детям свои чувства и переживания. Сопереживая героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства − способность проявлять участие, доброту, протестовать против несправедливости. Это основа, на которой воспитываются порядочность, порядочность и истинная гражданственность. Особенность читателя-дошкольника в том, что он не умеет читать. Его читательская деятельность основана на другом типе восприятия искусства – слуховом. В то же время ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, рассматривание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте.
Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемых событий. Он должен представить их, основываясь на своем опыте. Понимание работы, содержания и идеи зависит от того, насколько хорошо он это делает. Приобщение к чтению − это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Воспитатель играет в этом решающую роль. Его эффективность зависит от того, насколько и каким образом родители учеников будут вовлечены в изучаемый процесс. Общие принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делают чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.
Педагогическая ценность сказок чрезвычайно велика. Детям школьного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простодушного волка, трусливого хвастливого зайца, ленивого медведя, хитрой кокетливой лисы, воинственного петуха и т.д.
Сказки любят ученики начальной школы. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать поступки людей в свете правильных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.
Ценность чтения художественной литературы заключается в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как культурной ценности устного творчества является определяющей позицией этого проекта.
1.1 Знакомство детей с художественной литературой через чтение сказок
Трудно представить детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку,
ребенок волнуется, переживает вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и благодаря этому формируется как личность.
В народных сказках детям раскрывается точность и выразительность языка. Однако литературное произведение в полной мере воспринимается только в том случае, если ребенок должным образом подготовлен к нему. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на содержание самого литературного произведения, так и на его выразительные средства.
Восприятие детьми литературных произведений в школьном возрасте довольно сложно. Каждый ребенок проходит долгий путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Эстетическое восприятие литературного произведения возникает в результате целенаправленного восприятия на определенном этапе развития.
Взрослея, дети овладевают умением анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также активно осваивают средства художественной выразительности.
Значение фольклора огромно: он оказывает на ребенка как познавательное, образовательное, так и эстетическое воздействие. Следует подчеркнуть, что фольклор развивает способность чувствовать мелодию, художественную форму, ритм родного языка. Художественная система русского фольклора сама по себе своеобразна.
В 1-м классе знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей учат слушать стихи, сказки и рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным персонажам. Также детей привлекают произведения поэтического жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст, когда перечитывают его снова (или повторяют несколько раз). В то же время речь ребенка обогащается самыми запоминающимися словами и предложениями.
Во 2-м классе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Учитель обращает внимание детей как на содержание самого литературного произведения, так и на некоторые особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После чтения (рассказывания) сказок необходимо научить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы о художественной форме. Очень важно правильно сформулировать вопросы после прочтения. Это необходимо для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, поступки главных героев, их поступки и взаимоотношения.
В 3-4 года при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Для того чтобы дети смогли понять и прочувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо, чтобы они влюбились и надолго запомнили поэтические образы. Вопросы о прочитанном произведении должны определять понимание ребенком основного содержания, а также способность оценивать действия и поступки персонажей.
Перед учителем стоит задача приобщения детей к художественной литературе, книгам, умению чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (умение улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают использовать это богатство в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении.
Ознакомление с художественной литературой включает в себя как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это положительно сказывается на развитии детского словесного творчества и поэтического слуха.
1.2 Особенности освоения сказок
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.
2. Возрастные особенности развития эстетических переживаний детей младшего школьного возраста
Психологические особенности детей в возрасте 6-7 лет выражаются в том, что длится значительный период развития ребенка, который начался в возрасте 5 лет. И это тот период, когда развиваются и закрепляются важные психологические образования, которые в будущем станут основой для других важных характеристик психики младшего школьника и формируется готовность к предстоящему дальнейшему обучению в школе.