Файл: Приобщение детей к миру художественной литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вы можете наблюдать такие моменты в поведении ученика на кризисном этапе 7 лет:

1) Есть непослушание и споры со взрослыми по разным поводам. И демонстративно делать то, что категорически не нравится родителям.

2) В семье младшие школьники начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведение с позиции «Я не маленький!», при этом пытаются рассуждать на темы, используя взрослую терминологию и словосочетания, это не всегда логично и верно.

3) Младшие школьники начинают обращать внимание на свою внешность (стараются одеваться как взрослые или как "популярные" сверстники, друзья и одноклассники).

В возрасте 7-8 лет основными навыками этого периода являются:

1) овладение ребенком миром вещей и предметов человеческой культуры,

2) способность позитивно общаться с людьми,

3) развивается сексуальная идентификация,

4) формируется так называемая «внутренняя позиция ученика», то есть осознанное желание ученика ходить в школу, учиться, с полным пониманием того, что он должен делать и чего от него ожидают взрослые.

Ребенок 8-10 лет способен устанавливать причинно-следственные связи («что было» − «что стало» − «что будет позже»).

Этот период жизни ребенка характеризуется особой активностью воображения. Сначала это было всего лишь воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представить себе какие-то сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития воображения школьника, формируются подростковые взгляды на окружающий мир.

Эстетические и особенно моральные (этические) представления младших школьников должны быть вынесены из художественных произведений.

К.Д. Ушинский говорил, что ребенок не только усваивает условные звуки, изучая родной язык, но и пьет духовную жизнь и силу из родной груди родного языка. Необходимо полностью доверять образовательным возможностям художественного текста.

Восприятие произведения искусства − это сложный психический процесс. Это предполагает способность учиться, понимать то, что изображено; но это всего лишь когнитивный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окраска воспринимаемого, выражение отношения к нему (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, А.В. Запорожец и др.).

Оценочные суждения младших школьников все еще примитивны
, но они свидетельствуют о появлении способности не только чувствовать прекрасное, но и ценить. При восприятии произведений искусства важно не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка учеником отдельных персонажей.

Чтение художественных произведений учеником младшего школьного возраста будет более глубоким, если он научится видеть элементарные выразительные средства, используемые автором для характеристики изображаемой действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и т.д.).

Целью литературного воспитания младших школьников, по мнению С. Я. Маршака, является формирование будущего великого и талантливого писателя, культурного, образованного человека. Задачи и содержание ознакомления определяются на основе знаний об особенностях восприятия и понимания произведений литературы и представлены в образовательной программе школьного образования.


2.1 Методы и формы приобщения детей к художественной литературе



Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

- произведения устного творчества русского народа и народов мира;

- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

- современная литература (русская и зарубежная).

Средства, методы и приемы использования художественной литературы в работе с детьми младшего дошкольного возраста:

1. Поэтические произведения (народные песенки, потешки, стихотворения, песенки). Во многих жизненных ситуациях то или иное произведение оказывается к месту. С помощью поэтического текста дети зовут солнышко-ведрышко, если оно внезапно спряталось и вовсе сегодня не показывалось. За завтраком (полдником) напоминать малышам потешку «Травка Муравка». По дороге на прогулку под текст соответствующей потешки дети показывают, как шагают большие ноги (т-о-п, т-о-п) и бегут маленькие ножки (топ, топ, топ). Помогая ребенку надеть варежки, читать стихотворение «Мой пальчик» Н. Саконской, поощряя попытки проговаривать слова. Некоторые стихи можно прочитать детям перед сном «Баю - бай, баю - бай» (русская народная песенка).

2. Сказки в стихах. При каждом удобном случае просить детей воспроизвести действие персонажа. Дети, например, показывают, как в упомянутой сказке С. Маршака котенок «в углу за сундуком моет лапу языком»; как вприпрыжку бежит за покатившимся карандашом; пытается достать карандаш, закатившийся под шкаф.



3. Сказки. Маленьким детям рассказывать русские народные сказки в наиболее доступной для них обработке. Для полноценного восприятия текста очень важны рисунки и беседа с детьми по их содержанию. Рассматривая рисунок, на котором рядом с крохотным зайчишкой стоит огромный бык, обещавший выгнать из домика лису и позорно отступивший, дети понимают, что силен не тот, кто собой велик, а тот, кто храбр.

4. Рассматривание иллюстрированных книг. С помощью картинок общаться с ребенком, рассказывать и показывать, просить малыша найти на картинке кого-то и восхитится его наблюдательностью.

Формы организации:

1. Чтение по ролям. Несколько раз детям читается произведение, одобряется их попытка читать вместе с воспитателем. Как только дети запомнят текст, организуется чтение по ролям.

2. Подвижные и хороводные игры. Народные песенки настраивают слушателей на определенные действия, призывают кому-то помочь, кого-то спасти, от кого-то убежать, кого-то поймать и т.п.

3. Чтение стихов. Стихотворения для детей, небольшие по объему и понятные им по содержанию, часто адресованы какому-то конкретному ребенку, о чем свидетельствует его имя в тексте. Заменив это имя на одного из присутствующих - и ребенок получает весьма необычный и приятный для него подарок.

4. Небылицы. Познакомив детей с небылицей, следует снова прочитать ее через 2-3 дня, потом через неделю и далее читать в течение года при каждом подходящем случае.

5. Народные сказки. Сказки детям не рассказываются, а читаются, поскольку они достаточно велики по объему и содержат сложные для запоминания рифмованные строки и звукоподражания. Чтобы дети узнали и полюбили сказки, их надо читать неоднократно. Дети любят слушать одно и то же, поэтому не стоит спешить со сменой репертуара. Нужно читать сказку 3-4 дня, затем сделать перерыв и повторить сказку через неделю или две, через месяц, через два месяца.

Средства, методы и приемы работы с детьми:

- выставки художественной литературы в книжном уголке; -

пополнять запасы знаний дошкольников считалками, скороговорками, небылицами;

- чтение сказок, рассказов, повестей;

- чтение и заучивание стихов. Улавливать красоту, выразительность языка.

Заключение



Чтение книги − это особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Личности в человеке. Взрослые должны занимать место книги в духовном мире детей. В результате ознакомления с книгой сердце ребенка облагораживается, его ум совершенствуется. Книга помогает овладеть речью − ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.


Интерес к книге следует формировать у ребенка с раннего возраста, знакомя его с фольклором: потешками, анекдотами, колыбельными, сказками. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.

Проблема приобщения дошкольников к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Русская литература − это способ развития личности каждого ребенка, который, мы надеемся, станет носителем русских черт характера, русского менталитета, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе страдают, прежде всего, дети, теряющие связь с семейным чтением. В связи с этим педагогика сталкивается с проблемой переосмысления ценностных ориентаций системы образования, особенно системы дошкольного воспитания детей.

Школьники проявляют большой интерес к сказкам, воспринимают их осмысленно. Но в основном их знания и впечатления основаны на материале телепередач.

Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые способности детей.

Родители не уделяют должного внимания этой проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого повествования, основанного на знакомстве со сказками и художественной литературой, их анализе.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают правила обращения с книгами и соблюдают их. Чтение относится к национальным проблемам, а от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается как чувствительный индикатор состояния общества.

Детское чтение − это показатель не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему.

В нашей стране проблема детского чтения в последние годы не осознавалась как важная задача и до сих пор не уделяется должного внимания проблеме «Детской книги». Основываясь на опыте работы с детьми дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что детскому чтению следует уделять особое внимание и родители должны активно участвовать в этом.

Итак, подводя итог, можно отметить, что художественная литература − это универсальный развивающий и образовательный инструмент, выводящий ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружающий его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентирующий в них богатую языковую среду.


Список использованных источников и литературы



1. Курбатова С. И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С. И. Курбатова //Дошкольная педагогика. − 2012. − № 3.

2. Обносова Х. А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. − Май 2015. − № 5.

3. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников : учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. Москва : РШБА, 2016. 328 с.

4. Концепция школьных библиотек. Москва : РШБА, 2009. 27 с.

5. Манифест школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО // Справочник школьного библиотекаря. Москва, 2006. С. 29–31.

6. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации национальной программы поддержки и развития чтения в России) : сборник статей. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. 216 с.

7. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебно-методическое пособие. Москва : РШБА, 2014. 464 с.

8. Шипилова И. З. Библиотека семейного чтения как социокультурный институт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. №1 (69). С. 216–222.