Файл: 1 билет. Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 414
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2 билет. Экономические законы и категории.
3 билет. Предмет и метод современной экономической теории
Билет 4. Структура экономической теории и задачи, решаемые на каждом из ее уровней.
Билет 7. Факторы производства: сущность, способы соединения и замещения.
БИЛЕТ 8. Производственная функция и ее разновидности. Учет фактора времени в экономике.
БИЛЕТ 9. Цели производственной деятельности и экономические формы получаемых результатов.
Билет 10. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы.
Билет 12. Виды собственности и формы хозяйствования. «Пучок прав» собственности.
Билет 13. Экономическая система. Институты, формирующие экономическую систему.
Билет 14. Типы экономических систем и их характеристика.
Билет 19. Деньги. Сущность, функции и формы денег. Денежная система и ее эволюция.
Билет 21. Субъекты и объекты рынка. Функции, выполняемые субъектами рынка, и причины их усложнения.
Билет 22. Условия и принципы работы рыночной экономики. Функции рынка.
Билет 23. Классификация и сегментация рынков. Рыночная инфраструктура.
Билет 24. Классическая и современные модели рынка. Границы рыночных отношений.
Билет 25. Противоречия рыночной экономики и механизм их сглаживания.
Билет 26. Понятие, сущность и виды конкуренции. Функции конкуренции.
Билет 28. Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.
Билет 29. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции.
Билет 30. Виды рыночного равновесия и механизмы их достижения
Билет 31. Предпринимательская деятельность: экономическое содержание и условия ее формирования.
Билет 32. Характеристика предпринимателя как базового субъекта предпринимательской деятельности
Билет 33. Основные формы организации предпринимательства в современной экономике.
Билет 34. Формирование предпринимательского капитала: виды, методы и источники
Билет 36. Виды предпринимательских рисков и инструменты их минимизации.
Билет 40. Предельные издержки и производительность. Закон убывающей отдачи.
Билет 43. Сущность, функции и виды прибыли. Факторы, определяющие прибыль.
Билет 45. Теория процента в современной экономической науке
Билет 51. Роль домашних хозяйств в воспроизводстве товаров, услуг и рабочей силы.
Билет 54. Инфраструктура национальной экономики и ее совершенствование.
Билет 55. Система макроэкономических показателей и их измерение. Национальное счетоводство.
Билет 56. Экономическое равновесие и его достижение.
Билет 59. Макроэкономическое равновесие и его виды
Билет 61. Потребление и сбережение в национальной экономике.
Билет 62. Формирование доходов и расходов государства.
Билет 63. Накопления и инвестиции. Сущность, функции, классификация инвестиций.
Билет 70. Цикличность в экономике. Причины циклических колебаний. Виды экономических циклов.
БИЛЕТ 72. Проблема экономического кризиса. Виды экономических кризисов и их характеристика
Билет 76 Социальная основа заработной платы. Неравенство доходов.
Билет 77. Трудовая миграция и ее регулирование в интересах национальной экономики.
Билет 78. Безработица. Причины безработицы. Виды безработицы. Кривая Филлипса. Закон Оукена.
Билет 79. Методы борьбы с безработицей.
Билет 80. Рынок денег. Спрос и предложение на деньги. Денежная масса. Денежные агрегаты.
Билет 81. Кредит: сущность, функции и виды. Кредитно-банковская система и ее структура.
Билет 86. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.
Билет 91. Золотовалютные резервы и их влияние на устойчивость национальной экономики.
Билет 94. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.
Билет 97. Институты и инструменты регулирования глобальной экономики.
Билет 100. Экономические санкции как инструмент воздействия на экономику отдельных стран.
Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.
Кривая Филипса — графическое отображение предполагаемой обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.
1. Подъем заработной платы ведет к росту цен, так как заработная плата составляет значительную долю цены любого товара.
2. В точке пересечения инфляционной к кривой и оси абсцисс устанавливается стабильный уровень заработной платы, нулевой темп роста цен и нулевая инфляция
3. В условиях высокой безработицы наблюдается дефляция, т.е. понижение инфляции ниже нулевого уровня. След., понижение уровня инфляции сопровождается ростом безработицы, а уменьшение безработицы – ростом инфляции.
Кривая Филипса применяется для построения кривой совокупного предложения. Совокупное предложение выражает зависимость реального объема выпуска от уровня цен. А объем производства напрямую зависит от числа занятых в экономике. Чем больше количество занятых в экономике, тем больше объем производства и соответственно предложение.
Отрицательный наклон кривой доказывает существование выбора между двумя пороками экономики — инфляцией и безработицей. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица (вызванная спадом), либо инфляция (если экономика функционирует при полной занятости, т.е. в долгосрочном периоде). Одновременно высокая инфляция и безработица существовать не могут
Билет 87. Антиинфляционная политика государства. Сущность, цели, инструменты, эффективность. Таргетирование как инструмент регулирования инфляции.
Инфляция проявляется в непрерывном общем повышении цен, падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на счетах.
Главный показатель инфляции, когда доход человека растет медленнее, чем цены на товары.
В период инфляции снижаются текущие реальные доходы потребителей. Падает уровень жизни, поскольку индексация и другие методы защиты населения от инфляции не могут поспеть за динамикой цен.
С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.
К методам проведения денежной реформы относятся следующие:
нулификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;
деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.
Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.
Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:
Дефляционная политика — это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.
Политика доходов осуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции.
1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов;
реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход.
2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.
3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.
4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.
Билет 88. Сущность и функции финансов в национальной экономике. Принципы построения финансовой системы.
Финансы — это система экономических отношений, выражающих процессы формирования, распределения и использования денежных средств, обеспечивающих расширенное воспроизводство.
Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.
Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций и фирм; прочие специальные денежные фонды.
Принципы построения финансовой системы предполагают: экономическую самостоятельность и четкое разграничение функций между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения — оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы — развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет; формирование бюджета осуществляется на нормативной основе; взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства строится на основе соглашений; доходная часть бюджетов формируется в основном за счет налогов. С помощью финансовой системы воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.
Функции финансовой системы:
аллокация ресурсов; перераспределение доходов; стабилизация экономики. Функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может и не желает предоставлять частный сектор: внутренняя и внешняя безопасность (полиция, армия); создание транспортной сети (дороги, освещение); строительство городских инженерных коммуникаций (водопровод, канализация) и т. д.
Функция перераспределение доходов. Цель: корректировка распределения доходов и имущества для достижения большей социальной справедливости.
Функция стабилизации экономики осуществляется путем реализации целевых установок экономической политики, направленной на обеспечение высокой занятости, стабильности цен, постоянного и соразмерного экономического роста.
Кроме указанных, финансовая система выполняет более узкие, традиционные функции:
- регулирующая функция (выступает в виде стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, направленного на развитие НТП и решение социальных проблем);
- распределительная функция (осуществляется путем формирования и использования денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд соцстраха, фонды предприятий, специальные фонды). В результате достигается структурная перестройка народного хозяйства, выполняются различные программы целевого назначения;
- контрольная функция направлена на обеспечение правильности взимания налогов и использования их по целевому назначению.
Билет 89. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Структура доходов и расходов государственного бюджета.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Функции государственного бюджета:
• Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
• Легально контролирует действия правительства
• Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической
деятельности
• Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства
Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса. Через бюджет