Файл: 1 билет. Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 билет. Зарождение и основные этапы развития экономической науки. Становление экономической теории как синтеза экономической мысли.

2 билет. Экономические законы и категории.

3 билет. Предмет и метод современной экономической теории

Билет 4. Структура экономической теории и задачи, решаемые на каждом из ее уровней.

Билет 5. Значение производства в экономическом развитии общества. Виды производства и их характеристика.

Билет 7. Факторы производства: сущность, способы соединения и замещения.

БИЛЕТ 8. Производственная функция и ее разновидности. Учет фактора времени в экономике.

БИЛЕТ 9. Цели производственной деятельности и экономические формы получаемых результатов.

Билет 10. Собственность как экономическая категория и основа экономической системы.

Билет 11. Роль собственности в реформировании экономики. Приватизация и разгосударствление: задачи и результаты.

Билет 12. Виды собственности и формы хозяйствования. «Пучок прав» собственности.

Билет 13. Экономическая система. Институты, формирующие экономическую систему.

Билет 14. Типы экономических систем и их характеристика.

Билет 15. Экономические интересы и их реализация в различных экономических системах. Проблема выбора эффективной хозяйственной системы.

Билет 19. Деньги. Сущность, функции и формы денег. Денежная система и ее эволюция.

Билет 20. Рынок как экономическое понятие и система хозяйствования. Характеристика рыночных отношений.

Билет 21. Субъекты и объекты рынка. Функции, выполняемые субъектами рынка, и причины их усложнения.

Билет 22. Условия и принципы работы рыночной экономики. Функции рынка.

Билет 23. Классификация и сегментация рынков. Рыночная инфраструктура.

Билет 24. Классическая и современные модели рынка. Границы рыночных отношений.

Билет 25. Противоречия рыночной экономики и механизм их сглаживания.

Билет 26. Понятие, сущность и виды конкуренции. Функции конкуренции.

Билет 27. Рыночный механизм формирования цены. Количественная и качественная характеристика спроса и предложения. Равновесная цена.

Билет 28. Эластичность спроса и предложения. Эффект замены и эффект дохода.

Билет 29. Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции.

Билет 30. Виды рыночного равновесия и механизмы их достижения

Билет 31. Предпринимательская деятельность: экономическое содержание и условия ее формирования.

Билет 32. Характеристика предпринимателя как базового субъекта предпринимательской деятельности

Билет 33. Основные формы организации предпринимательства в современной экономике.

Билет 34. Формирование предпринимательского капитала: виды, методы и источники

Билет 35. Сущность и эволюция концепций капитала. Кругооборот и оборот предпринимательского капитала. Основной и оборотный капитал.

Билет 36. Виды предпринимательских рисков и инструменты их минимизации.

Билет 40. Предельные издержки и производительность. Закон убывающей отдачи.

Билет 41. Альтернативные издержки производства и их роль в выборе предпринимательской структурой оптимального поведения.

Билет 43. Сущность, функции и виды прибыли. Факторы, определяющие прибыль.

Билет 44. Заработная плата, сущность, функции и виды. Экономическая и социальная функции заработной платы.

Билет 45. Теория процента в современной экономической науке

Билет 46. Земельная рента и ее виды. Цена земли. Региональные особенности формирования цены на землю.

Билет 47. Домохозяйство как субъект рыночной экономики. Функции домохозяйств в рыночной экономике, структура доходов и расходов домохозяйства.

Билет 48. Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя.

Билет 49. Анализ потребительских предпочтений. Количественный и порядковый подход в оценке полезности

Билет 50. Кривые безразличия. Бюджетная линия. Оптимум потребителя. Аксиомы поведения потребителей. Реакция потребителя на изменение дохода и цены.

Билет 51. Роль домашних хозяйств в воспроизводстве товаров, услуг и рабочей силы.

Билет 52. Особенности макроэкономического подхода к исследованию экономических процессов. Предмет и метод макроэкономики.

Билет 53. Основные макроэкономические проблемы и их характеристика. Макроэкономическая политика. Виды макроэкономической политики.

Билет 54. Инфраструктура национальной экономики и ее совершенствование.

Билет 55. Система макроэкономических показателей и их измерение. Национальное счетоводство.

Билет 56. Экономическое равновесие и его достижение.

Билет 57. Совокупный спрос и определяющие его факторы. Эффект процентной ставки, богатства, импортных закупок.

Билет 58. Совокупное предложение. Характеристика кейнсианского, классического, промежуточного отрезка кривой совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

Билет 59. Макроэкономическое равновесие и его виды

Билет 60. Экономические и неэкономические факторы, воздействующие на национальную экономику и макроэкономическую политику.

Билет 61. Потребление и сбережение в национальной экономике.

Билет 62. Формирование доходов и расходов государства.

Билет 63. Накопления и инвестиции. Сущность, функции, классификация инвестиций.

Билет 70. Цикличность в экономике. Причины циклических колебаний. Виды экономических циклов.

Билет 71. Фазы циклических колебаний. Показатели, характеризующие изменения на различных фазах экономического цикла.

БИЛЕТ 72. Проблема экономического кризиса. Виды экономических кризисов и их характеристика

Билет 76 Социальная основа заработной платы. Неравенство доходов.

Билет 77. Трудовая миграция и ее регулирование в интересах национальной экономики.

Билет 78. Безработица. Причины безработицы. Виды безработицы. Кривая Филлипса. Закон Оукена.

Билет 79. Методы борьбы с безработицей.

Билет 80. Рынок денег. Спрос и предложение на деньги. Денежная масса. Денежные агрегаты.

Билет 81. Кредит: сущность, функции и виды. Кредитно-банковская система и ее структура.

Билет 85. Экономическая сущность инфляции и ее виды. Индекс инфляции. Причины инфляции и механизм ее развертывания.

Билет 86. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

Билет 87. Антиинфляционная политика государства. Сущность, цели, инструменты, эффективность. Таргетирование как инструмент регулирования инфляции.

Билет 88. Сущность и функции финансов в национальной экономике. Принципы построения финансовой системы.

Билет 89. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Структура доходов и расходов государственного бюджета.

Билет 90. Причины возникновения, виды и способы финансирования бюджетного дефицита. Государственный долг и экономическая безопасность.

Билет 91. Золотовалютные резервы и их влияние на устойчивость национальной экономики.

Билет 93. Фискальная политика государства и её роль в государственном регулировании национальной экономики.

Билет 94. Этапы становления и основные черты мирового хозяйства.

95 билет. Международное разделение труда и его эволюция. Международная специализация стран в глобальной экономике.

Билет 97. Институты и инструменты регулирования глобальной экономики.

Билет 99. Усиление экономической нестабильности и ее влияние на развитие мировых рынков и национальных экономик.

Билет 100. Экономические санкции как инструмент воздействия на экономику отдельных стран.


Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

Условия функционирования рынка:

- наличие в экономике разнообразных форм собственности и многообразных форм хозяйствования;

- достаточное количество производителей, не менее 15 – 20 изготовителей однотипной продукции (если 4 – 5 – это олигополия, если 1 – 2 – монополия;

- свобода выбора партнеров по хозяйственным связям;

- право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткие условия, ибо классический рынок как бы задает извне “невидимой рукой” цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей – это своеобразная реакция на цены, но она устраивает рынок;

- свободное маневрирование ресурсами;

- полнота информации о состоянии рынка и доступ к ней всех хозяйственников.

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

а) принцип маржинального (предельного) анализа;

6) принцип издержек альтернативного выбора;

в) принцип экономической рациональности.

На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенности рынка товарами, изменения рыночных цен переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется относительно плавно, что обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику (на предложение или спрос). Маржинальный подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний со стороны спроса и предложения.

Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов и деятельности предпринимателей. Вариант не является худшим из возможных, не обеспечивающих доход предпринимателю. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.

Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из имеющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в виде минимально допустимой величины прибыли.


Функции рынка:

- экономическая функция – это основное назначение данной категории, отражающее ее сущность.

- согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре;

- становление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и степени его полезности;

- экономическое стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли;

- стимулирование научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;

- обеспечение динамичной пропорциональности развития отдельных регионов, областей, территорий, национальных хозяйств;

- обеспечение экономичности потребления, сокращения издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Билет 23. Классификация и сегментация рынков. Рыночная инфраструктура.


Классификация рынка по различным признакам:

1)по экономическому значению объектов рыночных отношений (по объектам рыночного обмена);

2)по географическому положению;

3)по видам конкуренции (по степени ее ограничения);

4)по организации рыночного обмена;

5)по формам собственности;

6)по уровню насыщенности;

7)по соблюдению законности.

Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме, инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, актов купли- продажи, или совокупность отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1. Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), организационно оформленное посредничество;

2. Аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3. Кредитная система и коммерческие банки;

4. Эмиссионная система и эмиссионные банки;

5. Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6. Информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7. Налоговая система и налоговая инспекция;

8. Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9. Специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации;

10. Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11. Таможенная система;

12. Профсоюзы работающих по найму;

13. Коммерческо-выставочные комплексы;

14. Система высшего и среднего экономического образования;

15. Аудиторские компании;

16. Консультативные (консалтинговые) компании;

17. Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18. Специальные зоны свободного предпринимательства.

Характеристика некоторых элементов инфраструктуры рынка:


Консалтинговые компании – в них работают крупные специалисты в области тории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей, они оказывают консультации по экономическим и юридическим вопросам.

Аудиторские компании занимаются аудитом – комплексной ревизией финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса.

Билет 24. Классическая и современные модели рынка. Границы рыночных отношений.


Классическая модель рынка характеризуется следующими основными чертами:

1. множество независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих, что производить, как и кому реализовывать продукцию;

2. множество независимых потребителей, самостоятельно решающих, у кого покупать продукцию;

3. эквивалентный обмен по стоимости;

4. стихийное установление цен под влиянием спроса и предложения;

5. стихийное регулирование воспроизводственных пропорций;

6. свободная конкуренция, свободный «перелив капитала».

Структура рынка – это внутреннее строение отдельных элементов рынка (их удельный вес).

Основные виды структуры:

· территориальная структура: местный рынок, региональный рынок, внутренний рынок, внешний рынок, национальный рынок, мировой рынок;

· функциональная структура: по объектам, по субъектам, по соответствию действующему законодательству, по отраслям, по формам контакта, по характеру продаж, по ассортименту;

· структура по степени ограниченности конкуренции: свободный рынок, монополистический рынок, олигополистический рынок и смешанный рынок;

Современная модель рынка:



Чистая конкуренция присущи следующие черты:

• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупате­лей, объектами купли-продажи являются однородные товары;

• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;

• возникновение равновесной цены на товар как результат сво­бодного взаимодействия свободного спроса и свободного предло­жения;

• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;


• все участники располагают полной информацией о конъюнк­туре рынка, так как одинаковость качества и незначительные ко­лебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.

Монополистической конкуренции присущи следующие черты:

• относительно большое число производителей;

• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зре­ния покупателей) продукции;

• удельный вес каждой фирмы - относительно небольшой, но больше, чем при совершенной конкуренции;

• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;

• вступление в монопольный рынок - свободное.

Олигопольная конкуренция (олигополия) является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на котором существует несколько фирм, контролирующих значительную часть рынка. Основные черты олигопольной конкуренции:

• наличие конкуренции нескольких крупных фирм (три - пять);

• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и диф­ференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;

• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, про­ведение рекламных кампаний и т.д.);

• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.

Чистая монополия, является антиподом совершенной конкуренции, ей присущи следующие основные черты:

• наличие одного продавца;

• производство товаров, не имеющих заменителей;

• полный контроль объема предложений товара и цен;

• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицен­зии, патенты) для потенциальных участников рынка.

Антимонопольное законодательство. Правительство отслеживает негативные тенденции монополи­зации экономики и принимает определенные меры против фирм, злоупотребляющих своим монопольным положением. Антимоно­польное законодательство представляет собой одну из форм государственного регулирования экономики.

Для обеспечения антимонопольной политики осуществляют следующие мероприятия: охрану и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими монопольные позиции на рынке; контроль над ценообразованием; защиту интересов потребителя; содействие деятельности мелких и средних фирм.