ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
История становления и развития социологии
3 основных этапа развития социологии
Этап формирования научных основ социологии
Изучение важнейших компонентов общественной жизни:
Представлен целым рядом школ – направлений, по-разному трактующих предмет социологии и ее задачи.
О. Конт – основоположник социологии
Впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе.
Провел аналогию социологии с физикой, которую считал образцом точной науки.
Позитивное знание – знание, которое «истинно доступно уму и полезно для нас».
По аналогии с физикой выделил 2 раздела социологии:
Согласие опирается на единство истории человечества и самой природы человека.
Основная причина социальных изменений – прогресс человеческого разума.
3 стадии развития человеческого разума
Социологическое учение Г. Спенсера
Связанные единой целью, эти части (социальные институты) образуют взаимосвязанную систему.
Рост и развитие общества (как организма) сопровождается увеличением сложности его частей (органов).
Главное отличие между обществом и биологическим организмом:
В организме элементы существуют ради целого,
а общество существует ради своих членов
Социологические взгляды К. Маркса
Основные принципы учения об обществе К. Маркса
Отрицает роль ценностей в развитии общества.
Социологические взгляды Э. Дюркгейма
Дополнил теорию функционализма Г. Спенсера.
«Самоубийства. Социологический этюд»
Сравнивал уровень сплоченности в разных социальных группах.
«Понимающая социология» М. Вебера
Должно обладать 3 отличительными признаками:
Основные же результаты были получены на следующем – современном этапе ее развития.
В 20-е гг. XX в. центр мировой социологии переместился в США.
Основные социологические школы
Наиболее полно основы концепции изложены Т. Парсонсом.
Основной подход к анализу общества – определение частей общества и выявление их функций.
Теория была дополнена Робертом Мертоном.
Ч. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер
Утверждают, что в основе социального развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция.
Дж. Хоманс и П. Блау объясняли человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями.
А. Щюц, П. Бергер, Г. Гарфинкль
В центре внимания – не мир в целом, а человек в его специфическом измерении.
Социальные события предстают в действительности как мнения индивидов об этих событиях.
История становления и развития социологии
Выполнила: Журабек Дариға Ақылбекқызы
Группа: ГиМУ 21-21
Социологию стали отделять от социальной философии, признавать в научном мире в качестве самостоятельной отрасли знания.
3 основных этапа развития социологии
- Этап формирования научных основ социологии.
- Классический этап.
- Современный этап.
Этап формирования научных основ социологии
Поиск основ познания общества
- Позитивизм (О. Конт)
- Социально-биологическая школа (Г. Спенсер)
- Социально-психологическая школа (Г. Тард, Г. Лебон)
- Географическое направление (Э. Реклю, Л.И. Мечников)
- Марксистская школа (К. Маркс, В.И. Ленин)
- Социально-правовое направление (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев)
Классический этап
Изучение важнейших компонентов общественной жизни:
- социальных фактов (Э. Дюркгейм)
- политических и экономических явлений (М. Вебер)
- социальных закономерностей (Г. Зиммель).
Поиск эмпирических подходов
(В. Парето, П.А. Сорокин, З. Знанецкий)
Современный этап
Представлен целым рядом школ – направлений, по-разному трактующих предмет социологии и ее задачи.
О. Конт – основоположник социологии
Впервые употребил термин «социология», обозначив им специфическую науку об обществе.
Провел аналогию социологии с физикой, которую считал образцом точной науки.
Позитивное знание – знание, которое «истинно доступно уму и полезно для нас».
По аналогии с физикой выделил 2 раздела социологии:
- социальная статика - социальные системы и структуры, скреплённые чувством солидарности, общественным договором, общими интересами, социальными нормами (семья, социальная группа, класс, организация, нация, государство)
- социальная динамика - изучение эволюции общественных форм, последовательной смены систем и структур.
Согласие опирается на единство истории человечества и самой природы человека.
Основная причина социальных изменений – прогресс человеческого разума.
3 стадии развития человеческого разума
- Теологическая (с древности до 1300 г.) – господство религиозного мировоззрения. Военное общество (господствуют священники и воины).
- Метафизическая (1300 – 1800 гг.) – главенствующую роль играет философия (объяснение с помощью метафизических абстракций). Воплощение абстракций в реальность невозможно, нет прочного социального порядка – время войн, бунтов, революций.
- Позитивная (19 в.) – решающую роль играет наука – конкретное позитивное знание. Ценятся реальные блага и услуги. Социальный порядок поддерживается учеными и промышленниками.
Пока таких методов нет, следует взять из естествознания такие методы, как: наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ.
Социологическое учение Г. Спенсера
Родоначальник функционализма.
Основоположник эволюционно-органистического направления в социологии (аналогия общества с биологическим организмом).
Связанные единой целью, эти части (социальные институты) образуют взаимосвязанную систему.
Если одна часть социальной системы (орган) прекращает функционировать или действует недостаточно, то и вся социальная система (организм) не может функционировать нормально.
Социальные институты обеспечивают превращение человека в социальное существо, поддерживают социальное целое, поскольку предписывают индивидам определенное поведение.
Главные институты по Спенсеру – семейные, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные.
В процессе эволюции в обществе происходит дифференциация и специализация его структур, связанная с усложнением, увеличением его функций.
Рост и развитие общества (как организма) сопровождается увеличением сложности его частей (органов).
Главное отличие между обществом и биологическим организмом:
В организме элементы существуют ради целого,
а общество существует ради своих членов
Социологические взгляды К. Маркса
Основатель теории социального конфликта, учения о структуре развития общества, концепции социальных классов.
Создатель материалистического учения об обществе.
Основные принципы учения об обществе К. Маркса
- Признание закономерности общественного развития(развитие общества подчиняется определенным законам).
- Принцип детерминизма (причина развития общества - материальные производительные силы).
- Утверждение о поступательном прогрессивном развитии общества (учение об общественно-экономических формациях).
Находящиеся на определенной ступени развития производительные силы требуют определенного типа производственных отношений, который обусловливает определенный тип общества.
Отрицает роль ценностей в развитии общества.
Основной механизм общественного развития – социальный конфликт (между представителями разных социальных классов).
Социологические взгляды Э. Дюркгейма
Дополнил теорию функционализма Г. Спенсера.
Не только ранжировал общество на структуры по их функциям, но и объяснил как они взаимодействуют друг с другом на основе преобладающих в обществе верований и систем ценностей.
Социальные факты – способы мышления и деятельности, определяемые нормами и правилами, наделенные принудительной силой по отношению к индивидам.
Социальные факты необходимо рассматривать как вещи, то есть внешние, объективные по отношению к индивидам, как и факты природные.
2 группы социальных фактов:
- морфологические – отражают материальные условия жизни, порожденные обществом (плотность населения, экология)
- духовные – порождаются общественным сознанием (обычаи, традиции)
«Самоубийства. Социологический этюд»
Сравнивал уровень сплоченности в разных социальных группах.
Один социальный факт (склонность к самоубийствам) Дюркгейм объяснил другим социальным фактом (уровень сплоченности социальной группы), тем самым заложив правило социологического метода.- механическая – общность людей на основе общих верований и чувств (ценностных начал);
- органическая – общность на основе общественного разделения труда (отношения поддерживают из-за зависимости удовлетворения потребностей от результатов деятельности).
Дюркгейм – автор концепции :социологизма социальная реальность не просто существует, а доминирует над индивидуальной реальностью.
«Понимающая социология» М. Вебера
Разработал многие базисные теории, составляющие сегодня фундамент социологии: учение о социальном действии, социологии религии, экономической социологии, теории бюрократии, концепцию социальной стратификации и др.Предмет социологии по М. Веберу – все то, что обусловливает поведение человека (убеждения, идеи, мнения, интересы, мотивы, ценности, потребности и др.).
Все социальные процессы и явления можно изучать с позиции ценностей («Протестантская этика и дух капитализма»
Социальное действие
Должно обладать 3 отличительными признаками:
- наличие действующего индивида;
- осмысленность предпринимаемого действия;
- ориентированность действия на других людей.
Виды социальных действий
- Целерациональное – ориентировано на достижение определенной цели, рационально соотнесены средства, цели и побочные результаты.
- Ценностнорациональное – ориентировано на определенную ценность, основано на личных убеждениях индивида о долге, красоте, достоинстве.
- Традиционное – основано на длительной привычке, обычае, традиции.
- Аффективное – находится за пределами осмысленности, совершается в состоянии аффекта.
Социальные отношения
- поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом:
борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, обмен, соперничество и т.п.
В других странах трудились мыслители, немало сделавшие для национальной социологии, но не оказавшие влияния на развитие мировой социологии.
Исключение – Питирим Сорокин (1889-1968 гг.) – русско-американский социолог, внесший обширный вклад в развитие мировой социологии.
Основные же результаты были получены на следующем – современном этапе ее развития.
Современный этап
В 20-е гг. XX в. центр мировой социологии переместился в США.
Вокруг ведущих университетов – Чикагского, Гарвардского, Колумбийского, Мичиганского – сформировались крупные научные школы.
Наиболее известная фигура – Толкотт Парсонс – социолог, стремившийся создать теорию, которая охватила бы все уровни общества и все формы движения социальной материи – структурный функционализм.
Основные социологические школы
Структурный функционализм
Наиболее полно основы концепции изложены Т. Парсонсом.
Базовая идея – идея «социального порядка», стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы.
Основной подход к анализу общества – определение частей общества и выявление их функций.
Теория была дополнена Робертом Мертоном.
Теория социального конфликта
Ч. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер
Утверждают, что в основе социального развития лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция.
Подчеркивают ценность конфликтов, так как они предотвращают окостенение общества, становятся источником развития и совершенствования.
Символический интеракционизм
Личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками.Дж. Г. Мид
Ч. Х. Кули
Теория социального обмена
Дж. Хоманс и П. Блау объясняли человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями.
Основная идея – люди постоянно стремятся получать вознаграждение за свои действия, ради этого они и вступают во взаимодействия.
Дж. Хоманс
Феноменологическая социология
А. Щюц, П. Бергер, Г. Гарфинкль
В центре внимания – не мир в целом, а человек в его специфическом измерении.
Социальная реальность – не есть объективная данность, она «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации.
Социальные события предстают в действительности как мнения индивидов об этих событиях.
Направления, возникшие в конце XX в.:
- Мир - системная социология
- Франкфуртская школа (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм) – определяет роль и значение политической власти, исследует причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений.
- Конструктивный структурализм (П. Бурдье) - пытаясь избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии, исследует диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями.