Файл: 1. Общая географическая характеристика Северного морского пути Понятие, структура, география Северного морского пути.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая географическая характеристика Северного морского пути….5
1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути……....…5
1. Общая географическая характеристика Северного морского пути
1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути
1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути
Особые физико-географические явления
Средства навигационного оборудования
Северный морской путь – это выгоднейший маршрут для транспортных перевозок из Европы в Азию.
Большое значение СМП имеет также в обеспечении военной безопасности страны.
В процессе анализа литературы было определено, что для полноценного функционирования СМП необходимы:
– разработка проекта технико-экономического развития и поддержка деятельности СМП;
– улучшение информационного обеспечения функционирования СМП.
9. Каневский З. Загадки и трагедии Арктики. – М.: Знание 1991
10. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. – М.: Просвещение, 1995
13. Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. – М.: Наука, 1980
2.2. Современный этап развития и освоения Северного морского пути
Россия сегодня продолжает освоение и использование СМП. Основными пользователями СМП в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка.
По данным исполнительного директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути (и бывшего начальника Администрации Северного морского пути) В. Михайличенко, по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5-6 раз с 6-8 миллионов тонн грузов в год.
Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток может увеличиться с 2012 до 2019 в десять раз, а в перспективе – в двадцать, до 50 миллионов тонн в год. Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться:
1. Лицензиаты уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля, в случае экспорта в страны Юго-Восточной Азии.
2. Экспортёры СПГ с п-ва Ямал. Добывать газ планируется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, на разработку которого выдана лицензия компании ОАО «Ямал СПГ».
Государство берет обязательства обустроить порт Сабетта и построить танкерный флот ледового класса. Это поможет Газпрому начать разработку нефтяных залежей Западно-Тамбейского месторождения.
В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна).
В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна).
В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судов). В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз «Ob River» перевёз 134 500 м
3 газа из Норвегии в Японию.
Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:
– экономия на топливе;
– уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
– отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу), правда, платится ледокольный сбор;
– отсутствуют очереди (как в случае с Суэцким каналом);
– отсутствует риск нападения пиратов.
С 2006 года компания ОАО «ГМК Норильский никель» осуществляет регулярные круглогодичные морские перевозки по трассам Северного морского пути на собственных арктических судах высшего ледового класса ARC-7 без привлечения услуг по ледокольной проводки. Флот ОАО «ГМК Норильский никель» состоит из 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» грузоподъёмностью порядка 15 000 тонн и 1 универсального танкера «Енисей» грузоподъемностью порядка 15 000 тонн. Технические возможности данных судов позволяют преодолевать льды Северного ледовитого океана без ледокольного сопровождения практически круглогодично. Компания осуществляет перевозки грузов морским транспортом в объёме до 1,5 млн. тонн ежегодно с заходом в порты Мурманска, Архангельска и Дудинки. Помимо грузов, обеспечивающих производственные процессы, компания осуществляет доставку социально значимых грузов для жителей Норильского промышленного района.
В 2010 году впервые в истории компании и морского судоходства по СМП был совершен экспортный рейс на судне «Мончегорск» по маршруту Мурманск – Дудинка – Пусан (Южная Корея) – Шанхай (КНР) без ледокольной проводки. В 2011 году аналогичный рейс был совершен на судне «Заполярный».
В 2012 году принят федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», которым предусмотрен ряд мер по развитию СМП, в том числе создание администрации Северного морского пути в форме федерального государственного казенного учреждения.
Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути» создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 358-р на основании пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» для осуществления организации плавания судов в акватории Северного морского пути. Основными целями деятельности Учреждения являются обеспечение безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в акватории Северного морского пути.
Заключение
Подведя итоги работы, обобщив знания, полученные в ходе исследования Северного морского пути, можно сделать следующие выводы.
Северный морской путь – единственная судоходная магистраль, соединяющая в транспортную систему моря Северного Ледовитого океана, реки Сибири, позволяющая связать восточную и западную часть России.
Северный морской путь – это выгоднейший маршрут для транспортных перевозок из Европы в Азию.
Территория, которую связывает СМП, территория, вдоль которой проходит СМП, моря, по которым проходит СМП богаты разнообразными ресурсами: нефтью, газом, рудой, рыбой.
Большое значение СМП имеет также в обеспечении военной безопасности страны.
В процессе анализа литературы было определено, что для полноценного функционирования СМП необходимы:
– разработка законов, защищающих интересы российских промышленности и флота, и протекционистская политика относительно российских судоходных компаний и промышленных предприятий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в северных регионах России;– снижение транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков;
– научная проработка вопросов инвестирования, тарифной политики, оплаты услуг, представляемых при плавании по трассам СМП, налоговой, таможенной и кредитной политики на СМП и совершенствование всей системы управления;– разработка проекта технико-экономического развития и поддержка деятельности СМП;
– улучшение информационного обеспечения функционирования СМП.
Список используемой литературы
1. Арикайнен А.И. Судоходство во льдах Арктики. – М.: Транспорт, 1990
2. Арутюнов С.А. У берегов ледовитого океана. – М.: Русский язык, 1984
3. Белов М.И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963
4. Берлянт А.М., Дронов В.П., Душина И.В. и др. География (справочные материалы). – М.: Просвещение, 1988
5. Визе В.Ю. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М.-Л., 1956-59
6. Воскобойников В.М. Зов Арктики. Героическая хроника. М.: Молодая гвардия, 1975
7. География России: В двух книгах. Учебник для 8 - 9 классов / Под ред. А.И. Алексеева. Книга I. Природа и население. – М.: Экопрос, 1999
8. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. – М.: Просвещение, 2002
9. Каневский З. Загадки и трагедии Арктики. – М.: Знание 1991
10. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. – М.: Просвещение, 1995
11. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982-1986
12. Папанин И.Д. Лед и пламень. М., Политиздат, 1978
13. Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. – М.: Наука, 1980
14. Развитие Северного морского пути (вып.2). – М.: СОПС, 2000
15. Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. – М., 2003
1 Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. - М.: Просвещение, 2002
2 Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. - М., 2003
3 Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. - М.: Просвещение, 2002
4 География России: В двух книгах. Учебник для 8 - 9 классов / Под ред. А.И. Алексеева. Книга I. Природа и население. - М.: Экопрос, 1999
5 Берлянт А.М., Дронов В.П., Душина И.В. и др. География (справочные материалы). - М.: Просвещение, 1988
6 Визе В.Ю. История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М.-Л., 1956-59
7 Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982-1986
8 Воскобойников В.М. Зов Арктики. Героическая хроника. М.: Молодая гвардия, 1975
9 Белов М.И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963
10 Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: В 5 т. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982-1986
11 Белов М.И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963
12 Папанин И.Д. Лед и пламень. М., Политиздат, 1978