Файл: 1. Общая географическая характеристика Северного морского пути Понятие, структура, география Северного морского пути.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая географическая характеристика Северного морского пути….5

1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути……....…5

1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути……………………………………………………………………..9

Россия – крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером.

1. Общая географическая характеристика Северного морского пути

1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути

Географическое положение бассейна Северного Ледовитого океана в значительной мере определяет температурный режим этого региона4.

Еще более суровый климат в районе моря Лаптевых. В северной части моря средняя температура воздуха в июле +1 градус, в январе от -31 до -34 градусов. Ветры преимущественно слабые.

Ветры почти над всем побережьем, вдоль которого пролегает СМП, преобладают южные и юго-западные – зимний муссон.

1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути

Особенности плавания

Острова и проливы

Глубины, рельеф дна и грунт

Реки

Особые физико-географические явления

Средства навигационного оборудования

Режим плавания

Навигационная информация

Подведя итоги работы, обобщив знания, полученные в ходе исследования Северного морского пути, можно сделать следующие выводы.

Северный морской путь – единственная судоходная магистраль, соединяющая в транспортную систему моря Северного Ледовитого океана, реки Сибири, позволяющая связать восточную и западную часть России.

Северный морской путь – это выгоднейший маршрут для транспортных перевозок из Европы в Азию.

Территория, которую связывает СМП, территория, вдоль которой проходит СМП, моря, по которым проходит СМП богаты разнообразными ресурсами: нефтью, газом, рудой, рыбой.

Большое значение СМП имеет также в обеспечении военной безопасности страны.

В процессе анализа литературы было определено, что для полноценного функционирования СМП необходимы:

– снижение транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков;

– разработка проекта технико-экономического развития и поддержка деятельности СМП;

– улучшение информационного обеспечения функционирования СМП.

8. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. – М.: Просвещение, 2002

9. Каневский З. Загадки и трагедии Арктики. – М.: Знание 1991

10. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. – М.: Просвещение, 1995

13. Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. – М.: Наука, 1980

Острова Де-Лонга высокие, скалистые и приглубые. Проливы между Ляховскими островами и островами Анжу мелководны, здесь имеются отдельные опасности.

У южного берега Восточно-Сибирского моря лежат острова Медвежьи и остров Айон. Острова Медвежьи гористые, а остров Айон низменный.

В Чукотском море островов мало. Восточнее острова Врангеля, берега которого преимущественно низкие, находится гористый остров Геральд. У юго-западного берега Чукотского моря лежит несколько низких островов и остров Колючий, имеющий высоту около 200 м.

Основными проливами трассы СМП являются проливы Югорскй Шар, Карские Ворота, проливы архипелага Норденшельда (Матисена, Ленина и др.), проливы Вилькицкого, Шокальского, Санникова, Дмитрия Лаптева и Лонга.

Глубины, рельеф дна и грунт


Дно Карского моря очень неровное. Большая часть моря занята материковой отмелью с глубинами менее 200 м. Глубины в центральной части примерно 50-70 м. Имеются небольшие впадины с глубинами 80-100 м и банки с глубинами 8-15 м. В западной части моря глубины несколько больше, чем в восточной, а дно сравнительно более ровное.

Дно моря Лаптевых представляет собой подводную равнину с глубинами менее 100 м и лишь в северной части на материковом склоне они резко возрастают.

Восточно-Сибирское море занято материковой отмелью с глубинами менее 200 м. В западной части моря глубины на обширных пространствах не превышают 20 м. Восточная часть моря более глубоководна, однако и здесь глубины не превышают 50 м.

Чукотское море имеет довольно ровное дно. В южной части моря глубины в основном 40-60 м. К юго-востоку от острова Врангеля имеется несколько банок.

Грунт в описываемых морях преимущественно песок, ил, галька, гравий, камень и скала.

Реки


В арктические моря впадает множество рек. Наиболее крупные из них судоходны и имеют огромное значение как коммуникации в северном и центральном районах Сибири. Часть рек доступна для морских судов и используется не только для каботажных перевозок, но и для экспортных.

К рекам, на которых осуществляется морское судоходство, относятся реки Енисей, Хатанга, Анабар, Колыма. Реки Обь, Пясина, Оленек, Лена, Яна, Индигирка используются только речными судами.

Особые физико-географические явления


К особо важным для мореплавания физико-географическим явлениям в арктических морях относятся полярные сияния и весьма большая рефракция. Полярные сияния лучистой, быстро меняющейся структуры, как правило, сопровождаются магнитными бурями и нарушениями радиосвязи на коротких волнах, тогда как при сияниях спокойной формы магнитных возмущений может и не быть.

Рефракция, повышенная по сравнению с нормальной, наблюдается в Арктике весьма часто при большой разности температур воды и нижнего слоя воздуха. Под влиянием повышенной рефракции отдаленные предметы могут быть видны со значительно больших расстояний, чем в обычных условиях. Лед, даже разреженный, при рефракции кажется стоящим на горизонте в виде громадной стены, но темно-синие вертикальные полосы в этой стене издалека указывают мореплавателю на просветы с чистой водой или полыньи.

Средства навигационного оборудования


СМП оснащен зрительными и радиотехническими средствами навигационного оборудования (СНО). Основным видом СНО, обеспечивающим плавание вдоль берегов, являются светящие и несветящие знаки, оснащенные пассивными радиолокационными отражателями и радиолокационными маяками-ответчиками. Действуют светящие СНО с середины августа до конца навигации (октябрь) На трассе СМП широкое применение получили радиотехнические СНО. К ним относятся радионавигационные наземные и космические системы, а также морские радиомаяки.

С помощью радиолокатора при плавании вдоль берегов в большинстве случаев можно надежно определить место судна.

Исследования, проведенные в арктических морях показали, что в зависимости от гидрометеорологических условий здесь бывает как увеличение, так и уменьшение дальности радиолокационного горизонта.

Увеличение дальности радиолокационного горизонта наблюдается главным образом при ясной погоде и ветрах южных румбов.

Уменьшение дальности радиолокационного горизонта наблюдается при северных ветрах.

Режим плавания


У берегов Карского моря имеются бывшие опасные от мин районы, открытые для плавания судов. Границы упомянутых районов показаны на картах. Постановка судов на якорь в бывших опасных от мин районах категорически запрещается и возможна только в специально отведенных местах.

В восточной части Карского моря расположен ряд участков заповедных зон и биосферных полигонов Большого Арктического заповедника, в котором действует особый режим плавания.

Навигационная информация


Изменения в навигационно-гидрографической обстановке публикуются в извещениях мореплавателям Главного управления навигации и океанографии МО РФ (ГУНиО МО РФ). Кроме этого, в течение всего навигационного периода изменения в навигационной обстановке на море передаются в виде прибрежных предупреждений (ПРИП).

Прибрежные предупреждения на трассе СМП территориально делятся на ПРИП Запада (сообщения на районы, расположенные западнее меридиана 125° вост. долг.) и ПРИП Востока (сообщения на районы, находящиеся восточнее меридиана 125° вост. долг.).

Радиостанция «Диксон» передает ПРИПы Запада, которые имеют порядковую нумерацию с начала навигации. Радиостанция «Певек» передает ПРИПы Востока, также имеющие порядковую нумерацию с начала данной навигации.


Радиостанции «Амдерма» и «Челюскин» репетуют ПРИПы по своим районам.

Навигационная гидрометеорологическая (прогноз погоды) и ледовая информация передается радиометеостанциями согласно объявленному расписанию.

2. История освоения и развития Северного морского пути

2.1. Открытие Северного морского пути

Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира.

Открытие Северного морского пути имеет долгую, многовековую предысторию. На ранних этапах колонизации Сибири по некоторым западным участкам этого маршрута совершали плаванья кочи новгородцев, а позднее – поморов. Эти отважные первопроходцы обладали уникальными практическими навыками, позволявшими совершать в экстремальных климатических условиях Севера дальние плаванья на небольших, хрупких судах. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана, в XII-XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в – острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В XVI-XVII вв. активно осваивался участок СМП – от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).

Принято считать, что первым идею использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли СМП) для морского сообщения между Россией и Китаем, высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Тогда же с его слов итальянским картографом Батистой Аньезе была составлена одна из первых карт Московии, на которой были представлены некоторые участки бассейна Ледовитого океана.

Во второй половине XV в. пройти на Восток Северо-Восточным проходом неоднократно пытались английские и голландские мореплаватели. В Англии даже было создано «Общество предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе (северным) морским путем не посещаемых». На средства этого общества был совершен ряд экспедиций, проходивших в бассейне Северного ледовитого океана. Одна из их главных целей состояла в открытии нового торгового пути в Китай. Наиболее известными из них стали экспедиции, возглавляемые Ричардом Ченслером и Хью Уиллоби (1553-1554), а также Артуром Петом и Чарлзом Джекменом (1580). В разных случаях, участникам этих экспедиций удавалось достичь лишь устья Северной Двины, Мурманского побережья и Новой Земли.


Трижды в этом наплавлении совершал походы голландский мореплаватель Виллем Баренц в 1594-1596 гг. Его корабли безрезультатно пытались пройти далее на Восток, огибая Новую Землю с севера и юга. В третьем плавании Баренц обошел мыс Желания, но вынужден был зазимовать в Ледяной гавани. Весной 1597 г., возвращаясь к материку, Баренц скончался.

В конце XVI в. русские мореходы стали совершать регулярные плаванья к устью Оби, откуда позднее проникли в бассейн Енисея. Вскоре после похода Ермака в низовьях Оби были построены Березовский городок и Обдорск (Салехард), а затем на реке Таз – Мангазейский острог. Долгое время они служили портами для отправки пушнины в Архангельск. В начале XVII в. русские мореплаватели нередко доходили до устья Енисея и до реки Пясины. В 1622-1623 гг. от Енисея прошел вверх по реке Нижней Тунгуске отряд под командованием землепроходца Пенды, перевалил через водораздел и вышел к реке Лене. В 1632 г. енисейский сотник Петр Бекетов заложил острог, положивший начало городу Якутску, а через 10 лет отряды казаков спустились до устья Лены. Отсюда Иван Ребров прошел морем на запад до реки Оленек, а Илья Перфирьев – на восток до реки Яны. Вскоре кочи землепроходцев стали доходить до реки Анабар и на восток – до Индигирки. В 1644 году в устье Колымы был заложен Нижне-Колымский острог.

Открытие последнего участка Северо-Восточного прохода в Тихий океан связано с именами Семена Дежнева и Федота Попова. Отправившись в 1648 году в промысловое путешествие на небольших кочах они первыми в мире доказали существование пролива между Азией и Америкой, подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог6.

Таким образом, русские первопроходцы обследовали все северное побережье Евразии и омывающие его моря. Вклад, внесенный ими в летопись великих географических открытий, фактически разрешил проблему Северо-Восточного прохода в страны Востока. Плавание Дежнева и открытие им пролива между Азией и Америкой не случайно сравнивали с подвигом Христофора Колумба.

В XVIII столетии наиболее весомый вклад в научные исследование отдельных участков Северного морского пути внесла Вторая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. За десять лет она прошла отдельными участками почти весь СМП, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке. В 1742 году Семен Челюскин достиг северной оконечности азиатского материка – мыса, которому впоследствии было присвоено его имя. Харитон Лаптев обследовал побережье от реки Лена до реки Хатанга и Таймырский полуостров, нанес на карту Хатангский залив, pеки Пясина и Хатанга, открыл острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Быранга. Отряд, направлявшийся из Якутска в сторону Берингова пролива исследовал побережье Северного Ледовитого океана между рекой Лена и мысом Большой Баранов, провел съемку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь. Отряд, возглавляемый Мартыном Шпанбергом, исследовал Курильские острова и открыл морской путь в Японию. Выдающийся след в истории освоения восточных рубежей российского государства оставил экспедиционный отряд, возглавляемый Витусом Берингом. Им был открыт получивший его имя пролив между Северной Азией и Америкой, описаны северные берега Камчатки, северо-западное побережье Америки, открыто множество островов.