Файл: 1. Общая географическая характеристика Северного морского пути Понятие, структура, география Северного морского пути.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая географическая характеристика Северного морского пути….5

1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути……....…5

1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути……………………………………………………………………..9

Россия – крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером.

1. Общая географическая характеристика Северного морского пути

1.1. Понятие, структура, география Северного морского пути

Географическое положение бассейна Северного Ледовитого океана в значительной мере определяет температурный режим этого региона4.

Еще более суровый климат в районе моря Лаптевых. В северной части моря средняя температура воздуха в июле +1 градус, в январе от -31 до -34 градусов. Ветры преимущественно слабые.

Ветры почти над всем побережьем, вдоль которого пролегает СМП, преобладают южные и юго-западные – зимний муссон.

1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути

Особенности плавания

Острова и проливы

Глубины, рельеф дна и грунт

Реки

Особые физико-географические явления

Средства навигационного оборудования

Режим плавания

Навигационная информация

Подведя итоги работы, обобщив знания, полученные в ходе исследования Северного морского пути, можно сделать следующие выводы.

Северный морской путь – единственная судоходная магистраль, соединяющая в транспортную систему моря Северного Ледовитого океана, реки Сибири, позволяющая связать восточную и западную часть России.

Северный морской путь – это выгоднейший маршрут для транспортных перевозок из Европы в Азию.

Территория, которую связывает СМП, территория, вдоль которой проходит СМП, моря, по которым проходит СМП богаты разнообразными ресурсами: нефтью, газом, рудой, рыбой.

Большое значение СМП имеет также в обеспечении военной безопасности страны.

В процессе анализа литературы было определено, что для полноценного функционирования СМП необходимы:

– снижение транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков;

– разработка проекта технико-экономического развития и поддержка деятельности СМП;

– улучшение информационного обеспечения функционирования СМП.

8. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. – М.: Просвещение, 2002

9. Каневский З. Загадки и трагедии Арктики. – М.: Знание 1991

10. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. – М.: Просвещение, 1995

13. Пасецкий В.М. Первооткрыватели Новой Земли. – М.: Наука, 1980

;

– важной ролью обеспечения территориального единства России: СМП объединяет 27 субъектов РФ;

– ключевой ролью в обеспечении безопасности России: размещенные в регионе ракеты достигают территории США и Канады за считанные минуты.


1.2. Навигационно-географическая характеристика трассы Северного морского пути

Особенности плавания


Основным фактором, затрудняющим развитие мореплавания по трассе СМП, является постоянное наличие здесь мощных льдов. Следует учитывать, что всем участкам трассы СМП присуща, значительная межгодовая и межсезонная изменчивость всех характеристик состояния льда. В связи с этим большая изменчивость характерна как для сроков начала навигации, так и для ее продолжительности.

Использовать СМП для транзитного плавания при соответствующем ледокольном обеспечении на трудных в ледовом отношении участках экономически выгодно, так как при этом примерно в два раза, сокращается расстояние между портами северной Европы и северной части Тихого океана.

В период навигации все суда, плавающие по трассе СМП, находятся в оперативном подчинении штабов морских арктических операций западного и восточного районов Арктики. Штабы, располагая данными о фактической ледовой обстановке, а также данными ледовых и гидрометеорологических прогнозов, определяют сроки начала и конца навигации на разных участках пути, наивыгоднейшие пути для судов и дают им соответствующие рекомендации, обеспечивая ледокольной проводкой, авиационной ледовой разведкой.

Границей деятельности штабов морских операций на СМП является меридиан 125° восточной долготы.

Любая попытка совершить самостоятельно, на свой страх и риск, транзитное плавание по СМП, не располагая и не пользуясь полной информацией и всем комплексом средств обеспечения, обречена на неудачу. Если даже судну удастся при благоприятных ледовых условиях пройти всю трассу, то все же это плавание будет связано с большим риском, заведомо будет проходить не по выгоднейшим в данную навигацию путям и не в кратчайшее время.

Берега арктических морей России, исключая острова Новая Земля, полуостров Таймыр, острова Северная Земля и Чукотский полуостров, преимущественно невысокие и отмелые. Летом тундровая растительность придает им зеленовато-бурый оттенок. После выпадения первого снега все побережье становится бело-серым, с отдельными черными пятнами.

Острова Новая Земля гористые, со скалистыми, сильно изрезанными и приглубыми берегами. Значительная часть северного из
островов покрыта ледниковым щитом, средняя высота которого 800 м. Горы на южном из островов Новая Земля, в его северной части, имеют высоту 1100 м: их характерные снежные вершины приметны в ясную погоду. Остров Вайгач представляет собой однообразное всхолмленное плато высотой до 170 м.

К востоку от острова Вайгач до острова Диксон побережье Карского моря является северной окраиной обширной Западно-Сибирской равнины. Это – ровная низменность, изрезанная заливами, в которые впадают реки Обь и Енисей. Естественных ориентиров здесь очень мало; берега отмелы, сложены из легко разрушающихся осадочных пород.

К востоку от острова Диксон простирается область Среднесибирского плоскогорья. Побережье Карского моря здесь повышается, берег становится каменистым и более приглубым. В прибрежной зоне имеются многочисленные подводные опасности. У берега лежит большое число островов; здесь, в частности, расположены шхеры Минина и архипелаг Норденшельда.

Между морями Карским и Лаптевых севернее полуострова Таймыр лежат острова Северная Земля. Это четыре крупных острова: Большевик, Октябрьской Революции, Комсомолец, Пионер и ряд более мелких островов, в том числе острова Малый Таймыр, Старокадомского, Шмидта и архипелаг Седова. Крупные острова имеют платообразный рельеф. В низинах встречается скудная растительность арктических пустынь. До половины площади этих островов покрыто ледниковыми куполами.

Море Лаптевых по строению и рельефу берегов можно разделить на два района: западный и восточный. В западном районе моря берега преимущественно высокие, обрывистые; для восточного района моря характерны обширные низменные и отмелые участки.

Берег полуострова Таймыр в районе пролива Вилькицкого высокий, местами обрывистый. Материковые возвышенности высотой до 200 м подходят к морю на 2-3 мили.

Новосибирские острова, лежащие на границе моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, сложены преимущественно из коренных пород, покрытых рыхлыми отложениями или слоями ископаемого льда.

Характер берегов Новосибирских островов разнообразен – песчано-глинистые обрывы с выходами ископаемого льда чередуются с обширными низинами, которые местами окаймлены галечными или песчано-илистыми, иногда очень вязкими пляжами.


Берега Восточно-Сибирского моря делятся на два типа: берега, сложенные из осадочных пород, низкие и ровные (к западу от устья реки Колыма) и берега, сложенные из коренных пород, обрывистые и гористые (к востоку от устья реки Колыма). Берега первого типа представляют собой заболоченную тундру. Они окаймлены широкими отмелями и лишены ориентиров, поэтому суда здесь плавают вне видимости берегов. Берега второго типа представляют собой сухую тундру с обширными каменистыми россыпями. В большинстве случаев они приглубы и имеют хорошие ориентиры. Наиболее высокие берега наблюдаются непосредственно к востоку от устья реки Колыма, а также в районе Шелагского полуострова и к востоку от него.

Самый крупный из островов на востоке русской Арктики – остров Врангеля находится на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. Его южная, гористая часть имеет высоту 1097 м, а северная, равнинная – не более 50 м. Особенно приметные мысы выступают от западного и восточного берегов острова. Восточнее острова Врангеля лежит небольшой, но высокий и скалистый остров Геральд.

Берега Чукотского моря имеют свои характерные особенности. На протяжении около 300 миль между мысами Якан и Сердце-Камень, где отроги Чукотского горного хребта несколько отступают в глубь материка, низкий берег изобилует мелководными лагунами, которые отделены от моря низменными косами. Уже с 3-5 миль конфигурацию низкого берега и кос бывает трудно различить и кажется, что по всему побережью тянется цепь холмов со сглаженными вершинами и пологими склонами. Прямолинейный характер этого берега, исключая район Колючинской губы, лишь незначительно нарушается обрывистыми массивами мысов Отто Шмидта, Ванкарем, Онман, Дженрэтлен и Сердце-Камень. Эти мысы, а также отдельные вершины прибрежных гор приметны с близкого расстояния, но издалека с моря они не различаются на фоне более высоких удаленных однообразных возвышенностей.

К юго-востоку от мыса Сердце-Камень до Берингова пролива характер берега резко меняется. К морю здесь вплотную подходят горы, образующие скалистые обрывы высотой до 400 м.

Острова и проливы


В Карском море, кроме острова Вайгач, островов Новая Земля и островов Северная Земля, расположенных на границах моря, имеется много других островов. От Пясинского залива до пролива Вилькицкого вдоль берега тянутся шхеры. Наибольшими из прибрежных островов Карского моря являются острова Белый, Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Олений и Сибирякова. Из островов открытой части моря наиболее крупными являются острова Арктического Института, Известий ЦИК, Сергея Кирова, Визе и Ушакова. Острова Карского моря преимущественно низменные, поэтому открываются с небольших расстояний. Исключение составляют острова архипелага Норденшельда, на которых поднимаются холмы высотой 50-70 м и отдельные вершины высотой 100-200 м, а также остров Ушакова, имеющий высоту около 300 м. Остров Ушакова покрыт куполообразным ледником. Все острова Карского моря, как правило, окружены льдами. Поэтому плавание в проливах между островами возможно только при благоприятных ледовых условиях.

Наиболее значительные острова моря Лаптевых расположены у его границ. У западной границы – острова Северная Земля, у восточной – Новосибирские острова. У юго-западного берега моря наибольшими являются острова Комсомольской Правды, Петрова и Большой Бегичев. Острова моря Лаптевых преимущественно гористые. Проливы между островами и материком обычно бывают загромождены льдами, и в них имеются отдельные опасности.

Вблизи западной границы Восточно-Сибирского моря расположен обширный архипелаг Новосибирские острова. Новосибирские острова делятся на три основные группы: Ляховские острова (острова Большой Ляховский и Малый Ляховский), острова Анжу (остров Бельковский, остров Котельный, острова Земля Бунге и Фаддеевский, представляющие по существу один остров, и остров Новая Сибирь) и острова Де-Лонга (острова Беннетта, Жохова, Генриетты и Жаннетта). Рельеф Новосибирских островов разнообразен. Ляховские острова, острова Котельный и Новая Сибирь холмистые, с отдельными горами. Наиболее высокие горы (около 200-300 м) находятся на островах Большой Ляховский и Котельный. Остров Земля Бунге низменный и при нагонных ветрах, вызывающих подъем уровня воды, частично затопляется.