Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория государства и права.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр
Теория и история государства и права
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Теория государства и права 2
(направленность (профиль) / специализация)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине (учебному курсу)
Теория государства и права
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему «Форма правления в Российской Федерации»
Группа ЮРбвд-2103а
Студент
М.К. Аманов
Руководитель
Г.А. Ожегова
Оценка: ________________
Дата: ________________
________________
(подпись руководителя)
Тольятти 2023
Содержание
Введение 3
Глава 1 Историко-правовые аспекты формы государства 6
1.1 Пути модернизации формы государства 6
1.2 Форма государства: понятие, сущность 9
Глава 2 Элементы формы государства 11
2.1 Форма правления 11
2.2 Форма государственного устройства 15
2.3 Политический режим 18
Заключение 21
Список используемых источников 23
Введение
Форма государства представляет собой фундаментальный институт, который дает представление о политико-территориальном устройстве государства, порядке формирования и взаимодействия высших органов государства. При этом очевидно, что названные вопросы являются одними из важнейших в сосуществовании общества и государства. По этой же причине они отражаются в высшем акте стран – конституции.
В этой связи значение рассматриваемого института сложно переоценить.
В свою очередь форма правления, форма государственного устройства, политический режим в совокупности образуют вышеуказанное явление.
Следует отметить, что вопросы формы государства нашли свое отражение еще в древнее время. Так, «в античных философских учениях с помощью понятия формы осмысливалась упорядоченность мира и его составляющих, выражались способы существования различных видов бытия, их строение, воплощение, преобразование» [9, с. 27].
«Воззрения древнегреческих мыслителей о форме государства нашли свое продолжение в трудах римских юристов. Так, Цицерон определяет в зависимости от числа правителей простые формы государства: монархию, аристократию, демократию и смешанную форму государства, способную, по его мнению, предотвратить искажение и вырождение простых форм государства» [9, с. 27].
До сих пор в литературе можно наблюдать множество подходов к раскрытию терминов, классификации комментируемого явления.
Вместе с тем указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности выбранной темы курсовой работы «Форма государства».
Цель данного исследования заключается в проведении комплексного историко-теоретического анализа формы государства.
Для реализации данной цели необходимо будет решить следующие задачи:
- рассмотреть историческое становление и развитие института формы государства;
- сформулировать определение формы государства;
- раскрыть форму правления, форму государственного устройства и форму правления;
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения связанные с исследованием формы государства как правового института.
Предметом настоящего исследования являются труды ученых и нормы действующего законодательства.
Методологическую основу настоящего исследования составят всеобщий диалектический метод научного познания; сравнительно-правовой метод, а также логический метод.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале.
Теоретической основной курсовой работы послужили научные труды, связанные с анализом формы государства.
Среди учёных, труды которых были изучены для написания настоящей работы, можно отметить Н.И. Матузова, А.В. Малько, И.Н. Марченко, В.В. Лазарева, С.В. Липень, А.Б. Венгерова, В.Е. Чиркина и др.
Исследовалась литература юристов -теоретиков, инструктивно - методический материал, статьи периодической печати.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены историческое становление и развитие формы государства, общие положения формы государства.
Во второй главе рассмотрены форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования
.
Глава 1 Историко-правовые аспекты формы государства
1.1 Пути модернизации формы государства
Исторический анализ явления позволяет выявить особенности его формирования и более точно осознать его сущность.
Можно с уверенностью говорить о том, что современная учебная литература по теории государства и права демонстрирует принципиальное единство подходов к определению как самого понятия «форма государства», так и его значения. Вместе с тем в работах отечественных и зарубежных авторов второй половины XIX – начала XX вв. можно обнаружить ряд интерпретаций данной категории. Ученые отмечали ее сложность и многогранность, предлагали различные варианты классификации государств, довольно распространенным было отождествление формы государства и формы правления. Г. Еллинек писал: «Государство, как все человеческое, так сложно в конкретных своих проявлениях, что неизбежно тщетны все усилия подвести его под тесные шаблонные формулы» [2, с. 630]. Немецкий ученый представил подробную классификацию монархий и республик. Деление главных форм государства на отдельные виды он осуществлял «не в интересах беспочвенной, мелочной, стремящейся исчерпать все детали схоластической схематизации», а выделил только те виды, которые представлялись «особо поучительными» с исторической точки зрения в силу противоположности их современной действительности или являлись наиболее развитыми. Г. Еллинек различал правовую форму государства, которую отождествлял с вопросом о правовых различиях конституций, и форму политическую, изучение которой направлено на реальную историческую жизнь. Политическая форма не является прочной и определенной, находится в зависимости от постоянно преобразующихся конкретных государственных отношений, непрерывно изменяется [2, с. 632, 636].
Достаточно длительный период времени в российском государстве просуществовала монархическая форма правления, что видится явилось причиной укоренения не только в разумах люда, но и некоторых ученных, концепции существования единственной формы правления для России - монархии. Так, в средневековье государь воспринимался как одаренный Богом властью, а остальные при этом должны беспрекословно подчиняться его приказаниям. «В рамках политико-правовой мысли утверждалась необходимость наличия высшей единоличной власти, стоящей над народом, цель которой «заботиться» о благе всего народа. Монарх-самодержец предстает у них то в образе «любящего отца», беспокоящегося, а иногда и наказывающего своих «нерадивых» детей» [3, с. 168].
Столь долгий период существования монархии в России объясняется рядом факторов, в частности тем, что именно в данный период государство было возведено в ранг передовых. Кроме того, монархическая форма правления в какой-то мере способствовала объединению различных слои русского общества в единое и устойчивое национальное образование. Данная форма связывалась с религией, что не могло не иметь свой успех на данном этапе становления общества.
В литературе указываю на существование «княжеского единодержавия, которое просуществовало до середины XVI в., и сменившего его царского самодержавия, развитие которого было насильственно прекращено 2 (15) марта 1917 г.» [12, с. 5].
Данная форма характеризуется тем, что организация верховной власти и ее осуществление выступала в качестве прерогативы наследственного русского царя. К примеру, Г.П. Шайрян отмечает о трех стадиях формирования княжеского самодержавия. «Сначала это была организация верховной власти, которая осуществлялась князем совместно с вечем, при его совете с дружиной, и доминирующей роли князя в целом ряде областей государственной жизни. Затем, во второй и в третьей стадии, то есть, в удельный период и во время существования Московского государства, верховная власть осуществлялась князем все более и более единолично вплоть до фактического освобождения Руси от татаро-монгольского ига в конце XV в., но с различной степенью юридической неограниченности» [12, с. 5].
В XVII в. произошло итоговое становление форма монархии – самодержавия. Следует отметить, что правители династии Романовых избирались Земскими соборами. Несмотря на то, что данная форма правления связывалась с религией, в законодательстве сущность её отражена не была. Об ограничении власти царя можно было говорить лишь с позиции православной нравственности и сложившихся традиций, которыми царь руководствовался в обязательном порядке.
Далее следует рассмотреть новаторский период правления Петра I. В данный период власть царя приобретает статус императорской без потери всех прежних. Названный титул присваивался царю Правительствующим Сенатом (правительством на время отсутствия царя) и Святейшим Синодом (заменил собой патриарший приказ и институт патриарха) по окончании Северной войны в 1721 г. Особенность данного исторического шага заключается в том, что ранее существование монархии происходило в условиях отказа от западноевропейских ценностей. Здесь же принятием нового титула подчеркивалась причастность российской власти к западноевропейской монархической традиции, тогда как царский титул подчеркивал ее преемственность от византийских цезарей.
В свою очередь под абсолютной монархией следует понимать ту форму правления, которая предполагает максимальное сосредоточение светской и духовной жизни в одном лице правителя. Следует выделить следующие её особенности:
- наличие сильного, разветвленного бюрократического аппарата;
- ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений;
- наличие постоянной армии; победа светской власти в борьбе с духовной за преобладающее влияние в стране.
В период правления Екатерины II Сенат возводится в ранг высшей инстанцией для всех судебных инстанций.
В 1801 г. в результате государственного переворота на престол взошел Александр I, вознамерившийся - во избежание потрясений наподобие времен французской революции - «даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и тирании». Однако разработчиками и проводниками его замыслов поначалу стал узкий круг друзей и единомышленников.
До 1917 г. формой правления в России оставалась абсолютная монархия.
В настоящее время Россия, согласно Основному закону страны, является федерацией с республиканской формой правления и демократическим режимом.
1.2 Форма государства: понятие, сущность
В течение столетий, по образному выражению А.Б. Венгерова, политико-правовая мысль «продолжала продираться сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и, по возможности, спрогнозировать их развитие» [1, с. 123].
Форма государства представляет собой способ организации политической власти, объединяющий три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Как справедливо отмечает А.В. Малько, территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем государствам, а в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга [7, с. 68].
Следует отметить, что некоторые исследователи отвергают идею того, чтобы последний элемент выступал в качестве элементы формы государства. Речь идет о том, что политический режим в отличие от двух других дает представление о функциональной сущностной характеристике.