Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С другой стороны, в литературе высказываются предложения о дополнении общепризнанной тройке формы государства, которая по мнению некоторых авторов должна также дополняться политической динамикой. Последняя по их мнению дает представление о происходящих изменениях. Между тем такие предложения не находят своей поддержки в научном мире.

Также следует отметить, что элементы формы государства образуют собой систему, в которой между собой они находятся во взаимосвязи, упорядоченности и взаимозависимости. Так, по мнению Т.Н. Радько, единство элементов формы государства не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным, каждый из них обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать относительно самостоятельно [10, с. 433].

При этом «в ходе исторического развития могут произойти значительные изменения, затрагивающие сущность государства, подвергнется ревизии и его форма. И если такой элемент, как территориальное государственное устройство, является более стабильным, то политический режим и форма правления обладают меньшей устойчивостью и модифицируются в новых условиях» [4, с. 86].

Глава 2 Элементы формы государства



2.1 Форма правления


Парламентаризм в чистой форме сложился в Чехии и Венгрии (в этих странах президент избирается парламентом). Парламентская демократия характерна также для Словакии, Болгарии, Словении, Польши.

Парламент в странах Восточной Европы является центром политической консолидации общества, его ведущих сил. Престиж парламента обеспечивается тем, что он утверждает правительство и осуществляет контроль за его деятельностью, принимает государственный бюджет.

Несколько иная форма правления сложилась в странах, бывших республиках Советского Союза, хотя в той или иной мере во всех них присутствует парламентский элемент. Во многих государствах по конституции существует полупрезидентская республика с доминирующим положением президента в структуре государственной власти. На практике роль главы государства еще более весома, чем это предусмотрено конституцией.

В Белоруссии, Азербайджане, Грузии по конституции существует президентская республика. В странах Средней Азии роль президента возвеличена, а деятельность оппозиции пресекается. Вместо выборов в 1994-1995 гг. в этих странах было проведено продление срока пребывания президентов на должности до 2000 г. путем референдума по единственной кандидатуре, а в Туркмении введена пожизненная президентура. В некоторых странах президент имеет официальный статус «вождя», «отца народа». Данные явления говорят о своего рода реставрации ранее существовавшей формы правления в Советском Союзе, которая характеризуется повышенной ролью главы государства, его привилегированным положением.


Россия является полупрезидентской республикой, при этом президент не входит ни в одну из ветвей власти. Однако меры по утверждению демократических политических форм в России имеют и авторитарные черты, что особенно наглядно проявляется в нарушениях принципа конституционализма и ограничении полномочий парламента в пользу исполнительной власти.

В современный период важно стимулировать развитие прогрессивных тенденций формы правления.

Во-первых, укрепляется самостоятельность статуса каждого из видов государственных органов и четкая фиксация их функций, полномочий, ответственности и признание их социальной роли. При этом бесспорна линия на повышение роли представительных органов государственной власти.

Во-вторых, наметилась тенденция более тесного взаимодействия разных ветвей государственной власти в осуществлении ее задач. Оно выражается как в организационно-функциональном их сближении на основе Конституции РФ, так и усилении элементов «взаимоконтроля» - со стороны Президента, Федерального Собрания, Конституционного Суда, прокуратуры и, особенно, суда.

В-третьих, происходит формирование демократических способов и приемов передачи политической власти. Основная проблема переходного этапа состоит в том, чтобы сохранить функциональное назначение государственных институтов регулирования общественно-политических процессов и сделать их при этом непосредственно зависимыми от демократических институтов и граждан.

Народовластие сегодня требует не внешнего противостояния его форм, не противоборства интересов, а диалога, поиска договоренностей, взаимодействия в интересах народа, каждой личности. В переходной системе политические и государственные деятели и обеспечивающие их деятельность структуры должны быть заинтересованы в подтверждении своего статуса и избранного ими курса политико-экономических преобразований именно в рамках и через выборные институты государственной власти.

Политическая задача переходного периода состоит в том, что политическая ротация власти и политических механизмов ее передачи должны постепенно оформляться и юридизироваться в систему конституционных норм и демократических процедур.

В-четвертых, формирование правового государства оказывает нарастающее воздействие на «разделение властей», т.е. данный принцип становится реальностью. Раньше этот аспект не учитывался ввиду недооценки роли законов. Теперь же усиление верховенства закона как главного и непосредственного регулятора общественных отношений будет неумолимо вести к уменьшению потребностей в большом объеме подзаконных актов и множества органов управления.


В-пятых, в механизме «разделения властей» возрастает удельный вес прямой демократии как путем более широкого применения ее начал в деятельности представительных органов, органов управления и др., так и посредством самостоятельной институциализации. Все более широкий круг общегосударственных, республиканских вопросов должен стать предметом их рассмотрения. Пока же эти институты применяются слабо либо плохо конституируются (прежде всего - референдумы).

В-шестых, проводится последовательный курс на децентрализацию, расширение прав республик и территорий. Закрепление за регионами их прав в качестве субъектов Федерации при жестком обеспечении единства действия общефедеральных законов без нового вертикального перераспределения властных прав затрудняет реальное самоуправление.

В-седьмых, идет процесс деидеологизации форм правления. В сложном и взаимосвязанном мире, где признание общечеловеческих ценностей требует нового политического подхода, меняются представления о власти. Не утрачивая свойств суверенности, она призвана содействовать интеграционным процессам в области экономики, науки, культуры. Все более очевидно влияние мирового сообщества на развитие государств, политических систем. Здесь можно выделить несколько направлений. Возрастает роль общепризнанных норм мирового сообщества, в том числе, норм международного права. Оно все более утверждается как правовое сообщество. Крупные общечеловеческие задачи разрешимы лишь совместными усилиями.

Но, вместе с тем, происходящие в нашей стране изменения вызваны необходимостью преодоления кризисных явлений в политике и экономике, направлены на поиск новой модели формы правления. Означает ли это признание падение авторитета и роли государственной власти? Отрицать это трудно, поскольку государственная власть, действительно, не смогла справиться с негативными процессами.

Итак, можно сделать вывод, что поиску оптимальной формы правления Российской Федерации характерны следующие направления: установление режима реальной демократии; построение новой модели вертикальной власти: при широких полномочиях региональных властей, возможность их смены из центра в случаях нарушений Конституции и законов; принятие новой Конституции и формирование новой структуры власти на основе реальной демократии.

И все же, не будем торопить события, ибо глубинные экономические, социальные и политические процессы еще не привели к формированию новой социальной общности, на базе которой возможно произойдет упрочение обогащенного народовластия как власти общества со своими ответвлениям. В отличие от прошлых лет, сегодня главным становится не гегемонизм партийной или государственной власти, какой-то одной ее ветви. Не просто их взаимодействие, а достижение общности целей. Позитивная альтернативность означает не противостояние, а сотрудничество, борьбу не за власть, а за выбор ею лучших решений. Общество само формирует свою власть и определяет каналы ее функционирования [7, с. 29].

2.2 Форма государственного устройства


Институт формы государственного устройства занимает одну из главенствующих позиций в устройстве государства. Без уяснения его природы, сущности невозможно говорить о его практической значимости в государственном строительстве.

Выбор той или иной формы государственного устройства отражает особенности национального, территориального признака государства, его исторических особенностей и общего положения в стране, обуславливающие выбор одной из форм государственного устройства. Возникает необходимость регулирования взаимоотношений центральных и местных органов и при всем многообразии методологических систем регулирования административных единиц, структуры органов государственной власти, также необходимо сохранить государственную целостность государства, в итоге определить: что по значимости выставляется на первый план и что за ним.

Общность национально - территориальных, социальных и культурных аспектов побуждает народы к созданию общего союзного для них государства. Обусловленность данного выбора выражается в объективной необходимости создания единого права для решения общих задач на более продвинутом уровне, более прогрессивного развития, защиты от общего врага и т.д.

Можно сказать, что существующая сегодня триада форм государственного устройства – это эволюционное развитие, которое уходит с корнями в первобытное общество, а в итоге преобразуется в государственно- организованное общество.

Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Далее - античный период, где социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. Полисы объединялись в военно-политические коалиции и государственные союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.).

В Древнем Риме существовали так называемые федеративные общины (foederataecivitates), свобода которых обеспечивалась договором (foedus) и которые, находясь под властью Рима, пользовались известной

Государство представляет собой публично-правовое образование и не способно непосредственно участвовать в отношениях. По этой причине от его лица выступают уполномоченные государственные органы. Последние образуют собой систему. В общей теории права говорится о принципе разделения властей (checks and balances). Различные исследователи предлагали свои взгляды на систему государственной власти, но наибольшее распространение получила теория, согласно которой она образуется посредством объединения законодательной, исполнительной и судебной властей. При
этом все ветви функционируют самостоятельно, имеют собственную сферу деятельности и призваны сдерживать власть других.

Вместе с тем на практике концентрация полномочий может различаться. По этой причине ученными на разных этапах исторического становления и развития предпринимались попытки выявления критериев, на основе которых можно, с одной стороны объединить вариации такой концентрации, с другой – отличить одни от других. Так, в тех государствах, где власть в большей мере имел правитель относилась к монархической форме правления. В случае перевеса сил в сторону парламента, можно говорить о республиканской форме. Все учение получило название – «форма правления», которая охватывалась более широким институтом – формой государственного устройства.

Между тем существующие общие модели по истечению времени стали также модернизироваться, видозименяться, смешиваться. В связи с этим конституционалистами выявлялись другие виды.

По форме государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации, конфедерации.

Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты: 1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд); 2) одна система законодательства; 3) единое гражданство; 4) единая судебная система; 5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре; 6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.

Федерация – сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США – 50 субъектов (штатов), в Швейцарии – 23 кантона, в России – 83 субъекта, в Индии – 25 штатов и т. д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные – Россия и малонациональные – Германия, Австрия и др. К федеративным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др. Федерации характеризуются следующими чертами: 1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов, например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия); 2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации; 3) две системы законодательства – общефедеральная и субъектов; 4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; 5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет); 6) двухканальная система налогов; 7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства