Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3 Политический режим


Стоит отметить, что политический режим представляет собой важнейшую функциональную, сущностную сторону формы государства. Данный элемент всегда притягивал к себе внимание со стороны как теоретиков, так и практиков.

Справедливо замечает О.А. Назаренко, что термин «режим» является более широким по своему значению, нежели термин «политический». «Содержательно «режим» как понятие охватывает собой все возможные виды режимов и служит особым фактором функционирования самых различных общественных явлений, составляя их внутреннюю характеристик» [8, с. 167].

При этом в литературе наряду с термином «политический режим» используются «государственный режим». Характеризуя государственный режим В.И. Буренко, М.С. Кельман, О.Г. Мурашин, О.Ф. Шабров и др. отмечают, что он представляет собою совокупность способов, приемов реализации государственной власти, что отображает её характер и содержание с точки зрения соотношения демократических и авторитарных основ. По своей природе государственная власть является наивысшей в обществе, универсальной, распространяющейся на всё население страны, для чего использует различные способы воздействия [6, с. 129] «Ученый М.Н. Марченко справедливо констатирует, что особенностью государственного режима, представляется умение с правовой позиции, оперативно реагировать на социально-политические и другие виды изменений, происходящие внутри деятельности всего государства в целом. Непосредственно о характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными являются: во-первых, способы и порядок формирования органов государственной власти, управление и правосудие; во-вторых, порядок распределения между различными госорганами компетенции и характер их взаимоотношений; в-третьих, степень реальности прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении государственных» [8, с. 168].

«Вместе с тем, разделяя понятия политического и государственного режима, их нельзя противопоставлять. В обычной ситуации политический режим имеет тот же характер, что и государственный, ибо деятельность государства составляет сердцевину политического режима. Однако между ними возможны и расхождения: в условиях либерального законодательства о методах деятельности государственных органов в результате террористических методов, применяемых некоторыми воинствующими объединениями в стране или на части ее территории (например в Северной Ирландии в Великобритании), может сложиться недемократический режим» [11].


Следует также отметить, что политический режим дает представление о функциональной, сущностной характеристике формы государства. Вместе с тем некоторые авторы данное обстоятельство рассматривают как основанием его исключения из структуры формы государства. По мнению таких авторов форма правления и форма государственного устройства говорят нам о конкретных способах формирования органов государственной власти, организации территорий. Изложенное отличает их от политического режима.

Здесь стоит согласиться с В.Е. Чиркиным относительно следующего: Политический режим — явление гораздо более многогранное, чем лишь элемент государственной формы. Он складывается в стране не только в результате деятельности государства, его органов, но и различных общественных объединений, непосредственных массовых политических выступлений народа, влияния определенной идеологии. Главное в нем — содержательная характеристика, он не может быть сведен тодько к элементу формы. Политический режим характеризует состояние демократии в стране, осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей, «политический климат». Это гораздо более широкое понятие, чем государственный режим

Заключение


Таким образом, форма государства дает представление о способах организации власти и охватывает форму правления, форму государственного устройства, а также политический режим.

Форма правления следует рассматривать в качестве одного из элементов в структуре формы государства, который дает представление о формах организации высших государственных органов власти, способе их образования, компетенции и взаимодействии между ними.

Институт формы правления прошел длительный пусть исторического становления и развития. В средневековье монархическая форма служила неким инструментом объединения разрозненной тогда России, кроме того, власть правителя усиливалась сакральным значением.

В последующем общество в условиях глобальных процессов потребовало перемен в устройстве российского государства в сторону республиканской формы правления и демократического режима. Вместе с тем некоторые попытки, в частности в форме принятия Манифеста 1905 года, не обвенчались успехом. Принятие таковых явилось лишь прикрытием продолжающейся монархической формы правления.

Последняя продолжала существовать до 1917 года. В советский период сформировалась республика советов. После его распада и в процессе подготовки Конституции Российской Федерации 1993 года необходимо было сделать выбор в сторону республики. Президентский вид таковой был наиболее правильным в условиях политической нестабильности и перехода страны к демократическому режиму.



В настоящее время власть Президента Российской Федерации получила сильное развитие, в силу чего в литературе республику в нашем государстве стали именовать сверхпрезидентской.

Форма государственного устройства определяет способ административно-территориальной организации государства ил государств.

Политический режим определяет сущностную, функциональную сторону формы государства.

Государственно-правовой режим обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства – формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно-правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам.

Список используемых источников





  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008. – 608 с.

  2. Еллинек Г. Общее учение о государстве. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 752 с.

  3. Ильченко К.В. К вопросу о монархической форме правления в русской политико-правовой мысли // Ленинградский юридический журнал. 2009. № 1. С. 167-172.

  4. Ишанова М.В., Грушко Е.И., Кутелева Е.Н. Форма государства: понятийные интерпретации Приволжский // Научный вестник. 2014. № 11-1 (39). С. 85-88.

  5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

  6. Ледяев В.Г. Кого относить к элите? // Общество и экономика. 2008. №3-4. С. 121-129

  7. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2011. – 528 с.

  8. Назаренко О.А. Политический режим: теоретико – правовая характеристика // PolitBook. 2013. № 2. С. 167-174.

  9. Напалкова И.Г. Методологические подходы к пониманию категории «Форма государства» // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2020. № 3. 2020. С. 26-30.

  10. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2012. – 496 с.

  11. Чиркин, В. Е. Сравнительное государствоведение : учебное пособие / В.Е. Чиркин. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 448 с. - ISBN 978-5-91768-144-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1899575 (дата обращения: 16.02.2023).

  12. Шайрян Г.П. Эволюция российской государственности: правовой феномен формы правления (конец IX - начало XX вв.) // Историко-правовые проблемы: Новый ракурс. 2018. № 1. С. 1-21.