Файл: Краткий курс истории философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции. При этом философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Философия– это учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира; философию относят к мировоззренческой форме сознания.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом, месте и роли человека в нем, отношении человека к миру, другим людям, самому себе.

Исторические типы мировоззрения: мифология – олицетворение действительности; религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему; философия – теоретически сформулированное мировоз­зрение с позиции разума. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
Типы философского мировоззрения: космоцентризм– философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через могущество внешних сил – Космоса, согласно которому, все сущее зависит от Космоса; теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира через господство сверхъестественной силы – Бога; антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.
Мировоззренческие картины мира
как его целостные образ­ы, включающие обобщенные представления о природе, обществе и человеке: мифологическая (создается посредством олицетворения действительности); религиозная (основывается на сим­воле веры); философская (опирается на научную картину мира, представляет собой обобщенную систему достоверных знаний, получен­ных в процессе научного познания на том или ином его конкретно-историческом уровне развития).
Генезис философиисвязан с ее возникновением около двух с половиной тысячелетий тому назад, когда философия, став синонимом научного знания, развивалась от космоцентризма через теоцентризм к антропоцентризму.
Соотношение философии и науки. С эпохи Возрождения, но особенно Нового времени, в связи с раз­витием машинного производства и потребностью в достоверных знаниях о законах природы началось «отпочкование» частных наук от философии, в результате которого возрастала производительность научного труда. В итоге, с одной стороны, определился собственный предметразмышлений и исследований философии – всеобщее в системе мир – человек, с другой, возникло взаимодействие между нею и частными науками, их взаимо­дополнение, взаимообогащение, в силу чего философия – это и мировоззрение, и наука, и ме­тодология.
Структурные элементы философии: онтология (учение о бытии); гносеология (теория познания); праксиология (учение о деятельностном отношении человека к действительности); аксиология (учение о ценностях); философская антропология (учение о человеке); история фи­лософии(наука о развитии философских знаний); логика(наука о законах и формах мышления); этика(наука о морали и нравственности); эстетика (наука о прекрасном) и др.
Функции философии: мировоз­зренческая, познавательная, методологичес-кая, выявление сущностных оснований культуры, создание рациональной картины мира, критическая, прогностическая, интеграционная и т.д.
Основной вопрос философии (ОВФ). Решая проблемы под углом зрения взаимоотношения мира и чело­века, отношения субъекта к объекту, сознания к материи, философия сформулировала ряд моделей такого решения. Вследствие этого в ней об­разовались основные направления: материализм, обосновывавший пер­вичность материи и вторичность сознания, идеализм – противоположную точку зрения,
дуализм – изначальное существование двух субстанций, не связанных соотношением первичности и вторичности (однако обычно склонявшийся к идеализму). Традиционно в ОВФ выделяют также два его аспекта: онтологическийи гносеологический.
Онтологический аспект ОВФ. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные предельные характеристики бытия; отсюда следует фундаментальная онтологическая проблема философии – что первично – материя или сознание? При попытке ответить на этот вопрос, философы разделились на два противоположных направления.Сторонники того, что первичной является материя называются материалистами (так называемая «линия Демокрита»). Те же, кто уверен в том, что первичным является сознание (идея, дух) называются идеалистами («линия Платона»). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм, согласно которому первоосновой является потустороннее, божественное сознание; субъективный идеализм, где утверждается, первичность человеческого сознания, вне которого ни материя, ни дух не являются определяющими. Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии существует и промежуточное течение – дуализм, представители которого полагают, что проблемы первичности не существует, так как материя и сознание – это две независимые субстанции, они взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Гносеологический аспект ОВФ связан с постановкой и решением проблемы познаваемости мира. Представители гностицизмасчитают, что мир познаваем до конца и возможности познания неограниченны. Сторонники же агностицизма отрицают абсолютную прозрачность мира. Другими словами, мир до конца не познаваем, возможности познания ограничены.
Направления, основанные на различие понимания источника способов познания. Эмпиризм – в основе познания лежат опыт и чувственные ощущения. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании. Рационализм – истинное (достоверное) знание может быть выведено только из разума и не зависит от опыта. Иррационализм – мир не логичен, следовательно, он познается не разумом, а другими способностями души (любовь, сопереживание, вчувствование).
Диалектика– учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Метафизика– философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, а также противоположный диалектике способ мышления и познания, особенностью которого является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира.Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, абсолютизирующий относительность познания, подчеркивающий постоянную изменчивость реальности и отрицающий ее относительную устойчивость.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

  1. Мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии / Лавриненко В.Н. Философия: учебник

  2. Введение. Что такое философия? Смысл слова «Философия» / Канке В.А. Философия. Учебное пособие

  3. Введение: что такое философия / Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)



ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Античная философия совокупность философских учений, созданных в период античности, то есть греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина «философия» приписывают Пифагору.

В период существования античной философии были заложены основы всех философских направлений, сформированы все основные стили, способы философствования. Античная философия стала источником развития всей последующей западноевропейской культуры.

В своем развитии античная философия прошла три периода:

  1. Досократический (раннегреческая натурфилософия), VII – V века до н.э.

  2. Классический (сократический), середина V – конец IV века до н.э.

  3. Римско-эллинистический, III век до н.э. – VI век н.э.




ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (РАННЕГРЕЧЕСКАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ)
Основные представители этого этапа античной философии:

а) философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

б) Гераклит Эфесский;

в) философы Элейской школы (Парменид, Зенон Элейский);

г) школа пифагорейцев (Пифагор);

д) механистические материалисты (Анаксагор, Эмпедокл);

е) атомисты (Демокрит, Левкипп);
Самой характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, то есть в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – природы, Космоса, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа заключается в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? В основе этого вопроса лежит следующее философское открытие: существует множество вещей, они зарождаются и гибнут, то есть они преходящи; но тем не менее есть единая, неуничтожимая, вечная основа всех вещей, из которой они возникают и в которую возвращаются. Эта первооснова всего сущего, всеобщее основание бытия получила название субстанця. Все раннегреческие философы и пытаются найти это онтологическое основание всего сущего. Причем, надо отметить, что первооснова мира не дана нам в чувственном опыте, а может восприниматься только умом. Так формируется натурфилософский метод познания – умозрительное, отвлеченное истолкование природы.

Самым выдающимся философом-досократиком является Демокрит – родоначальник материалистической линии в философии. Согласно философу, все вещи состоят из мельчайших, неизменных, вечно существующих физических частиц – атомов. Они безграничны числом и неделимы. Атомы разделены пустотой, в которой они движутся. Движение атомов в мировой пустоте, их столкновение и сцепление – это простейшая модель причинного взаимодействия, которому подчинено все в мире.

КЛАССИЧЕСКИЙ (СОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД)
К этому этапу относятся софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

Главное отличие этого этапа: ярко выраженный антропоцентризм и именно в это время возникают сложные философские системы, которые охватывают все разделы философии (онтологию, гносеологию, антропологию, социальную философию).

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – яркий представитель классического периода античной философии. Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся мудрец, философ-педагог, полемист. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были этические проблемы, затрагивающие всех людей: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Именно поэтому Сократ считается автором концепции