Файл: Краткий курс истории философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Гражданским является такое общество, в котором человек является суверенным и свободным существом, сознательно уча­ствующим в общественной жизни, а общество создает для этого гарантии; государство, в лице институтов и учреждений, служит интересам всех граждан общества и отражает их волю на основе законов, в которых за­креплены их права и интересы.
Формирование обществен­ных отношений. Человек является активным субъектом формирования обществен­ных отношений, участником исторического процесса, хотя и не всегда это осознает, а не только объектом воздействия истории. Эта взаимосвязь вы­ражается через диалектикусвободы и необходимости. Свобода есть вы­бор путей и средств для достижения своих интересов и целей жизни, а не­обходимость есть комплекс наличных исторических условий и обстоя­тельств, то общество, в которых вынужден жить человек. Поэтому только через познание и подчинение необходимости своим интересам человек реализует свою свободу. Сама же свобода становится условием и необхо­димостью бытия людей.
Формация. Развитие истории как закономерного процесса выражается в смене состояний общества, в смене формаций. Под формацией понимается вся система отношений в обществе (обществах) на определенном этапе исто­рии, основой которых являются определенный уровень производства, формы собственности, развитие науки, техники и технологий. Цивилизо­ванный же характер формационного развития определяется степенью на­личия правовых норм и законов, обеспечивающих максимально возмож­ную полноту реализации человеческих потребностей, интересов, прав и свобод, созданием необходимых условий для проявления человеческой индивидуальности и ее свободы, минимизирующих применение системы принуждений для достижения этих целей жизнепроявления людей.
ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Смысл человеческого бытия состоит в обретении некоей абсолют­ной цели, которая должна служить совершенствованию и осмыслению каждой частной жизни. Чтобы быть осмысленной, жизнь должна быть одновременно и служением высшей цели, к которой мы стремимся ради нее самой, и ценностью, духовно обогащающей человека.
Насилие – это подавление и принуждение, осуществляемое вопреки воле тех, против кого оно направлено. Это посягательство на свободу во­ли человека.
Ненасилие – это посленасильственная стадия в борьбе за социаль­ную справедливость
. Если пассивная покорность предшествует насильст­венному сопротивлению, то ненасилие стоит выше его.
Свобода – это определяемость личности внутренними побужде­ниями.
Ответственность – это свободное самоограничение сообразно благу других. Мера свободы человека удостоверяется мерой его ответственно­сти.
Мораль – это сфера должного в человеке, то, что способствует способствующего самоосуществлению личности, ее самоуправлению и упорядочению отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра».
Право – это нижняя граница нравственности, т.е. когда перестают работать нравственные нормы, вступают в дело нормы правовые.
Справедливость – это один из принципов, регулирующих взаимоот­ношения между людьми по поводу распределения социальных ценностей.
Нравственные ценности – это устойчивые представления о чем-то как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, намерениям и целям. В нравственности решается вопрос различения высших и низших ценностей, добра и зла, как вопрос духовного содержания жизни людей.
Эстетические ценности определяются специфическим характером эстетического отношения человека к миру – непосредственным, чувст­венно-духовным, бескорыстным восприятием, ориентированным на осоз­нание и оценку содержательной формы, структуры, меры организованно­сти и упорядоченности объектов. Основной эстетической ценностью яв­ляется прекрасное.
Религиозные ценности связаны с тем, что в каждой религии Бог выступает как абсо­лют, и конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу. Все, что способствует этому, считается благом и высшими ценно­стями. Все, что препятствует – злом, обреченностью на духовное прозя­бание в потакании плоти. Свобода совести обычно рассматривается, как свобода верить во что угодно или не верить совсем. Однако в строгом смысле слова совесть не может быть иной как свободной, а свобода совести – это просто жить по совести, т.е. в соответствии с внутренним нравственным законом.


ФИЛОСОФИЯ БУДУЩЕГО
Прогностическая функция философии реализуется в предвидении будущего. Будущее человечества определяется и возможностями, и опасностями. Будущее может осуществляться как по оптимистическому, так и по пессимистическому сценарию.
Гло­бальных проблемы человечества
– это осмысление наиболее серьезных опасностей, выражающихся в форме предотвращения мировой термоядерной войны, оста­новки «демографического взрыва», преодоления экологического кризиса и др. Они угрожают самой жизни на Земле и требуют для разрешения объединения усилий всего человечества, взаимодействия культур и циви­лизаций.
Футурология особая дисциплина выделившаяся в современной западной науке, изучающая проблемы будущего. В 1968 г. была создана специальная организация «Римский клуб», одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.
Прогнозирование – предвидение процессов и возможных сценариев развития человечества. Одним из видов прогнозирования является социальное прогнозирование, занимающееся предвидением процессов, происходящих в обществе (производственных отношений, науки и техники, образования, здравоохранения, литературы, искусства, моды, строительства, освоения космоса, международных отношений). Это направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью.

ПРИЛОЖЕНИЕ III. ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО
«АФИНСКАЯ ШКОЛА» РАФАЭЛЯ


Известная фреска Рафаэля Cанти под названием «Афинская школа» (Станц делла Сеньятура, Ватикан, Рим, Италия) представляет собой сюжет росписи всей комнаты – четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия.

«Афинская школа» является одной из четырёх фресок – Философией. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Для композиции сюжета и изображения мудрецов понадобились глубокие знания истории. В этом Рафаэлю оказывал помощь библиотекарь римского папы, кардинал Томмасо Ингирами.

В центре, на переднем плане греческие философы Платон и Аристотель, символизирующие два направления классической мысли: идеализма и материализма. Платону Рафаэль придал черты своего знаменитого старшего современника Леонардо да Винчи. Слева – вверху, мы видим Сократа и Ксенофана;ниже – Эпикура, в венке, советовавшего получать удовольствие от жизни, и Зенона, философа противоположных взглядов, а рядом группа с
Пифагором. Правее, Эвклид, с чертами архитектора Браманте, рисует на доске; рядом Зораостр с глобусом. Справа вверху автопортрет Рафаэля, в чёрном берете. Киник Диоген растянулся на лестнице. А на переднем плане появляется одинокая фигура Гераклита, сидящего, опершись на левую руку - это портрет Микеланджело – знак уважения Рафаэля к своему сопернику, расписывавшему одновременно с ним Сикстинскую капеллу.

ПОЭЗИЯ В.С.СОЛОВЬЕВА




В. С. Соловьёв. Портрет работы И. Репина (1891)

Выдающийся русский философ Владимир Соловьёв (1853–1900) был еще и одним из самых заметных русских поэтов 1880—1890-х годов, автор проникнутой его взглядами философской лирики, поэмы «Три свидания». Считается одним из предтеч русского символизма 1900-х годов, во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов. Интересно, что когда в 1894—1895 Валерий Брюсоввыступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль. Чувство юмора и сатиры вообще развито в поэзии Соловьёва, проникая даже в «Три свидания»; он автор многочисленных эпиграмм и шуточных пьес.

НОЧЬ НА РОЖДЕСТВО

Посвящается В. Л. Величко
Пусть всё поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.



Великое не тщетно совершилось;
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо приклонилось,
И распахнулся вечности чертог.


В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живет не заглушен,
И над руинами позора векового
Глагол ее звучит, как похоронный звон.



Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою,
Но светит он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.


****

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?


Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?


Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?