Файл: Приоритетные направления демографического развития населения (на материалах мо Тоджинский муниципальный район Республики Тыва).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт экономики и управления АПК
«Красноярский государственный аграрный университет»
Институт экономики и управления АПК
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1 Сущность и содержание понятийного аппарата по демографическому развитию населения
1.2 Система показателей для оценки демографического развития населения
2.1 Общая характеристика муниципального района
2.2 Анализ состояния и тенденции демографического развития населения
2.3 Оценка муниципальных программ по регулированию демографического развития населения
3.1 SWOT – анализ социально-демографических процессов
3.2 Мероприятия по развитию социально-демографических процессов
Мероприятия, направленные на ослабление угроз представлены в таблице 9.
3.3 Параметры демографического развития населения на перспективу
Наибольший удельный вес в структуре населения Тоджинского муниципального района приходится на жителей в возрасте 30-49 лет, при этом наблюдается уменьшение доли. 22,93 % приходится на жителей в возрасте 6-17 лет и 15,10 % - в возрасте 18-29 лет. В целом за анализируемый период общая структура населения по возрасту не меняется.
В структуре занятости населения основная доля приходится на занятых в сфере сельского, лесного хозяйства, 21 % населения заняты образованием и здравоохранением и социальными услугами, и 12 % в сфере строительства, всего 1% в сфере транспортировки и хранения.
Одним из статических показателей демографии является уровень безработицы, он определяет сколько безработных приходится на одного человека из категории экономически активного населения (Таблица 6).
Таблица 6 – Уровень безработицы
Наименование | 2019 год | 2020 год | 2021 год |
Число безработных, чел | 362 | 354 | 342 |
Численность экономически активного населения, тыс.чел | 4461 | 4488 | 4565 |
Уровень безработицы, % | 8,1 | 7,9 | 7,5 |
Наблюдается тенденция снижения уровня безработицы, она обусловлена снижением числа безработных и увеличением числа экономически активного населения, вызванного общим увеличением числа населения. Темп безработицы в 2020 году составил 0,95, в 2021 году 0,93.
Одним из важных условий демографического развития населения являются денежные доходы населения (таблица 13).
В структуре доходов населения, численность населения с доходом меньше прожиточного минимума составляет 18,15 %, с доходом равным прожиточному минимуму - 54,65 %, с доходом больше прожиточного минимума 27,20 % .
На каждую тысячу населения в 2021 году приходится 4,56 умерших, что на 0,91 больше, чем в 2019 году. В 2020 году наблюдался рост данного показателя, однако в 2021 году показатель снизился ниже уровня 2021 года.
На каждую тысячу населения в 2021 году приходится 3,53 человек естественного прироста населения, данный показатель по сравнению с 2019 годом вырос на 2,16 раза.
К недостаткам общих демографических коэффициентов можно отнести тот факт, что на их результат оказывает влияние не только интенсивность демографических процессов, а также особенности возрастной, половой и иной структуры населения, для которого они исчисляются. В знаменатель же общих коэффициентов рождаемости,
брачности и разводимости входит часть населения, которая в анализируемом периоде не влияла на демографические процессы, отраженных в числителе, например, дети. Таким образом, можно утверждать, что анализ общих коэффициентов возможно применять только для грубой оценки демографических процессов [25].
На основании проведенного анализа демографического развития Тоджинского муниципального района 2019 - 2021 годы можно сделать следующие выводы:
-
наибольшую долю населения Тоджинского муниципального района составляют женщины, в 2022 году их доля составила 50,87 %, в то время как в 2019 году составляла 50,83 %. Данный факт обусловлен увеличением общей численности населения. Наибольшее увеличение в 3,3 % наблюдается среди женщин, в то время как среди мужчин увеличение составило всего 1,6%; -
достаточно низкая продолжительность жизни; -
в общей численности населения 57,2% приходится на трудоспособное население, 32,6% население моложе трудоспособного возраста, 10,2% население старше трудоспособного возраста; -
наибольший удельный вес в структуре населения Тоджинского муниципального района приходится на жителей в возрасте 30-49 лет, при этом наблюдается уменьшение доли. 22,93% приходится на жителей в возрасте 6-17 лет и 15,10% - в возрасте 18-29 лет. В целом за анализируемый период общая структура населения по возрасту не меняется; -
за 2019-2021 годы наблюдается положительная динамика роста естественного прироста населения, что говорит о скачке числа умерших и увеличении числа родившихся; -
число браков за данный период уменьшилось на 28,8%, в то время как число разводов увеличилось на 69,4%; -
число прибывших в Тоджинский муниципальный район в 2021 году по сравнению с 2019 годом увеличилось на 49,43%; -
общее число выбывших в 2021 году по сравнению с 2019 годом снизилось на 8%. Число выбывших мужчин сократилось на 11,5%, женщин на 4,2%.
2.3 Оценка муниципальных программ по регулированию демографического развития населения
На развитие демографии непосредственно влияют муниципальные программы, действующие на территории муниципального района. К данным муниципальным программам Тоджинского муниципального района относятся муниципальные программы [26]:
-«Развитие системы образования и воспитания в Тоджинском кожууне»;
-«Сохранение и укрепление здоровья»;
-«Развитие культуры Тоджинского кожууна»;
-«Социальная поддержка населения Тоджинского кожууна»;
-«Безопасность на территории Тоджинского кожууна»;
-«Обеспечение жильем молодых семей в Тоджинском кожууне»;
«Создание условий для развития физической культуры и спорта в Тоджинском кожууне».
Основные цели и задачи, вышеперечисленных программ представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Основные цели и задачи муниципальных программ
Программа | Цель | Задачи | Бюджет |
Развитие системы образования и воспитания в Тоджинском кожууне | Повышение доступности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным требованиям. | Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования. Создание условий для эффективного управления отраслью. | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы составляет 424 405,31 рублей, в том числе: 12 083,2 рублей – средства федерального бюджета; 265 325,6 рублей – средства регионального бюджета; 146996,5 рублей – средства районного бюджета. |
Сохранение и укрепление здоровья | Сохранение и укрепление здоровья населения, повышение уровня культуры и потенциала здоровья. | Создание комфортных условий в здравоохранении. | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за период 2019-2021 годы составит 634 500 руб., в том числе: тыс. руб. из бюджета района; 620 500 руб. из районного бюджета; 14000,00 руб. из внебюджетных источников. |
| |||
Программа | Цель | Задачи | Бюджет |
Социальная поддержка населения Тоджинского кожууна | Обеспечение граждан пожилого возраста информацией о принимаемых мерах по улучшению их правового, социально-экономического положения о предоставляемых социальных услугах организациями социального обслуживания; | Оказание срочной социальной помощи отдельным категориям граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организация и проведение социально-значимых мероприятий, повышение качества предоставления социальных услуг. | Общий объем финансирования Программы за 2020-2022 годы составит 131 602,1 рублей |
Развитие культуры Тоджинского кожууна | Укрепление иатериально-технической базы учреждений культуры района; | Улучшение организации библиотечного, культурно - досугового обслуживания населения | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 50 794,6 руб |
Безопасность на территории Тоджинского кожууна | Обеспечение безопасности граждан на территории района; | Сокращение количества преступлений (правонарушений), противодействие терроризму и экстремизму и защита жизни граждан, последовательное снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращение гибели людей в ЧС | Объем финансирования 20 220 руб. |
Достижение целей муниципальных программ Тоджинского муниципального района окажет положительное влияние на демографическую обстановку района, а именно:
-
улучшение образования позволит детям раньше получать место в дошкольном учреждении, увеличится число мест в образовательных учреждениях, прибудут молодые учителя, улучшится качество образования; -
улучшение жилищных условий населения: приток молодых специалистов, рост молодых семей, повышение рождаемости; -
сохранение и развитие культурного наследия: расширение форм и улучшение качества оказываемых услуг, организация качественного досуга детей и молодежи, расширение возможностей самореализации; -
развитие и популяризация физической культуры и массового спорта: улучшение здоровья населения, на фоне систематического занятия физической культурой и спортом, повышение качества жизни, развитие досуга подростков и молодежи, развитие видов спорта.
Можно сделать вывод, что в целом достижение целей муниципальных программ окажет влияние на рождаемость, увеличение числа прибывших, снижение числа убывших, рост зарегистрированных браков, увеличение численности населения.
Таким образом, проведя анализ состояния и тенденций развития населения в настоящее время к основным проблемам демографического характера в Тоджинском муниципальном районе относятся: низкий коэффициент рождаемости; увеличение смертности; рост населения старше трудоспособного возраста; низкая продолжительность жизни; снижение числа браков и увеличение числа разводов.
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТОДЖИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1 SWOT – анализ социально-демографических процессов
Проведение SWOT-анализа демографического анализа населения позволяет выделить сильные и слабые стороны демографической ситуации района, а также определить, что может угрожать развитию, а что наоборот может оказать положительное влияние [27].
Структура анализа представляет собой логическую цепочку. Сначала анализируются слабые стороны, отрицательные процессы, происходящие в районе. Далее рассматриваются угрозы, способные усугубить действия негативных внутренних факторов, воспрепятствовать развитию населения. Затем рассматриваются возможности – факторы, которые могут содействовать быстрому демографическому развитию. От анализа возможностей переходят к анализу сильных сторон – потенциала и ресурсов района. На основе SWOT- анализа определяются стратегии, приоритетные направления развития демографических процессов в Тоджинском районе (таблица 8).
Таблица 8- SWOT-анализ социально – демографических процессов
Внутренняя среда | |
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
1. Повышение численности населения | 1. Снижение продолжительности жизни населения |
2. Повышение денежного дохода | 2. Рост населения старше трудоспособного возраста |
| 3. Низкий коэффициент рождаемости |
| 4. Снижение числа браков и увеличение числа разводов |
Внешняя среда | |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
1. Повышение качества медицинской помощи | 1. Увеличение смертности населения |
2. Дополнительная социальная поддержка граждан | 2. Снижение уровня жизни |
3. Расширение мер поддержки семей с детьми | |