Файл: Приоритетные направления демографического развития населения (на материалах мо Тоджинский муниципальный район Республики Тыва).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и управления АПК

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт экономики и управления АПК

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Сущность и содержание понятийного аппарата по демографическому развитию населения

1.2 Система показателей для оценки демографического развития населения

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ТОДЖИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

2.1 Общая характеристика муниципального района

2.2 Анализ состояния и тенденции демографического развития населения

2.3 Оценка муниципальных программ по регулированию демографического развития населения

ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПАРАМЕТРЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТОДЖИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

3.1 SWOT – анализ социально-демографических процессов

3.2 Мероприятия по развитию социально-демографических процессов

Мероприятия, направленные на ослабление угроз представлены в таблице 9.

3.3 Параметры демографического развития населения на перспективу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


Предложенные меры направлены на выстраивание долгосрочной политики поддержки семьи, улучшение демографии страны является высшим национальным приоритетом [20].

Нормативно-правовые акты, регламентирующие государственное регулирование демографического развития Российской Федерации указаны в таблице 4.

Таблица 4 – Нормативно-правовые акты, регламентирующие государственное регулирование демографического развития Российской Федерации

Нормативно-правовой акт

Утвержден

Общие положения

Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года

Указ Президента РФ от 09.10.2007 №1351



Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

О мерах по реализации демографической политики РФ

Указ Президента РФ от 07.09.2012 №606

Предусматриваем конкретные меры по реализации демографической политики РФ и указывает ответственных лиц

Об Основных направлениях государственной семейной политики

Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712

Считать главными направлениями государственной семейной политики:

обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

усиление помощи семье в воспитании детей.

Концепция демографической политики Дальнего востока на период до 2025 года

Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 №1298-р


Настоящая Концепция определяет цели, принципы, основные направления и задачи политики Российской Федерации в области народонаселения Дальнего Востока на период до 2025 года.

Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1616-р

Концепция направлена на развитие Основных направлений государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики", в новых социально-экономических и политических условиях и является основой для разработки и реализации комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации.



Вышеперечисленные нормативно - правовые акты определяют цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области демографического развития, а также предусматривают конкретные меры для ее реализации [21].

Государственные программы РФ, оказывающие влияние на демографическую политику страны представлены в приложении Б.

Основными целями реализации данных государственных программ является снижение смертности, увеличение средней продолжительности жизни, рост рождаемости, повышение материального и социального положения граждан, социальная поддержка отдельных категорий граждан. Достижение данных целей окажет положительное влияние на демографическую ситуацию в стране.

Таким образом, основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

- сокращение смертности почти в двое, особенно среди населения трудоспособного возраста;

- укрепление здоровья населения, особенно детей и подростков, а также сокращение младенческой и материнской смертности не менее чем в два раза;

- повышение рождаемости не менее чем в полтора раза, посредством стимуляции рождения вторых и последующих детей в семье, увеличение суммарного показателя рождаемости;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, и инвалидов;

- увеличение числа мигрантов с учетом экономического, социального, демографического развития, а также их социальной интеграции и адаптации.

На протяжении последних десятилетний в странах Европы наблюдается демографический кризис, который значительно влияет на ситуацию воспроизводства населения. Одной из основных причин данной проблемы является расшатывание традиционного института семьи, в связи с чем доля семей, имеющих только одного ребенка, с каждым годом значительно растет. Также наблюдается устаревание населения, так как при высоком качестве жизни большая доля населения имеет средний возраст старше 65 лет.



Для того, чтобы улучшить демографическую ситуацию в странах Европы основным инструментом регулирования является социальная помощь семье, которая в большей части направлена на помощь детям.

Отличительной чертой демографической политики развитых и развивающихся стран является ее цель, так в развивающихся странах основные меры направлены на снижение рождаемости. К странам с такими мерами можно отнести Индию, Пакистан, Китай, Малайзию и другие.

Для снижения рождаемости развивающимися странами применяются меры: бесплатная раздача средств контрацепции, работают службы по вопросам планирования семьи, проводится санитарное просвещение, увеличение возрастного ценза для вступления в брак.

Одним из ярких примеров стран, проводивших такую политику в области демографии, является Китай, однако в последнее время к негативным последствиям данных мер стали относить снижение деторождаемости, старение населения, снижение численности трудоспособного населения. Для решения данных проблем властями быв выбран курс «одна семья – два ребенка». Однако изменение курса демографической политики Китая пока не оправдывает прогнозы специалистов.

Таким образом, проблема народонаселения в рамках демографической политики является одной из самых актуальных в современном мире. Выбор методов и средств достижения ожидаемых целей в каждой стране зависит, прежде всего, от социально-демографических, геополитических, экономических и других факторов ее развития. Однако, анализ регулирования демографических процессов других стран позволит повысить эффективность принимаемых государственных решений, учесть возможные социально-экономические последствия.



ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ТОДЖИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

2.1 Общая характеристика муниципального района


Тоджинский район Республики Тыва занимает всю северо-восточную часть республики и граничит с Каа-Хемским, Кызылским и Пий-Хемскими районами, республикой Бурятия, Иркутской областью и Красноярским краем. Границы проходят в основном по водоразделам горных хребтов и нагорий. Площадь территории – 44,8 тыс.кв.км, что составляет 26,2% площади республики [22].

Административным центром является с. Тоора-Хем. Расстояние от с. Тоора-Хем до столицы республики, города Кызыл составляет: наземным путем – 230 км., водным – 285 км., воздушным – 170 км [23].

Тоджинский кожуун является одним из наименее населенных: на территории площадью около 40 тыс. км2 в 6 населенных пунктах проживает менее 7 тыс.чел.. Тоджинцы – северо-восточные тувинцы, проживающие на Тодже, таежные оленеводы и охотники. В районе живет особая этническая группа тувинцев, относящиеся к малочисленным народам Сибири, что дает им право пользоваться соответствующими льготами, их называют тувинцами-тоджинцами. В отличие от других этнических групп занимаются оленеводством, а также сбором дикоросов (ягоды, грибы), охотой и в меньшей степени – рыболовством. Заготавливают и кедровые орехи, обрабатывают шкуры, выделывают кожу и бересту для изготовления одежды, утвари и покрышек чума, ремней.

В лесах Тоджи насчитывается 35 видов редких и исчезающих растений, среди которых числятся очень ценные лекарственные растения. Например, радиола розовая, волчеягодник обыкновенный, пустырник судетский, валериана лекарственная, чемерица, кровохлёбка лекарственная и другие.

Тоджа – основной район охотничьего промысла республики – богата пушным зверем, дикими копытными животными, рыбой, боровой дичью и водоплавающими птицами. Она поставляет в республику и в Россию ценные шкурки соболя, белки, колонка, горностая, ондатры, лисицы, рыси, заготавливает мясо диких копытных и панты марала. На территории района обитают все виды пушных зверей и диких копытных животных, которые водятся в Тыве. Численность их в разные годы колеблется в зависимости от наличия кормов (кедрового ореха, грибов, ягод, семян лиственницы), изменений погодных условий и состояния растительных кормов [24].


Тоджинский район располагает значительными рекреационными ресурсами для создания баз индустрии туризма и объектов санаторно-курортного лечения. Этому способствуют благоприятные погодные условия района. Сочетание разнообразных ландшафтов – живописные долины рек с порогами и водопадами, гирлянды озер, кратеры древних потухших вулканов, базальтовое плато со скалистыми горами «Боом» и причудливыми останцами – позволяет организовать разнообразные формы туризма и отдыха. Речные долины с парковыми лиственничными лесами и тёмнохвойной тайгой могут быть использованы для организации пешеходного и конного туризма для кратковременного и длительного отдыха. Реки и озёра Тоджинской котловины, богатые ценной рыбой, привлекут внимание любителей водного туризма и спортсменов – рыболовов.

Сохранением природных достопримечательностей Тоджинского района занимается Государственный природный заповедник «Азас», который был основан 11 января 1985 года, с основной целью сохранения редкого тувинского вида бобра.

2.2 Анализ состояния и тенденции демографического развития населения


Одним из основных показателей характеризующих демографическую ситуацию является численность постоянного населения. Численность всего населения на 1 января текущего года Тоджинского муниципального образования за 2019 - 2021 годы представлена на рисунке 6.

За анализируемый период численность населения Тоджинского муниципального района увеличилась на 3,2%, что составляет 217 человек.

Половая структура населения Тоджинского муниципального района представлена в таблице 5.
Таблица 5 - Половая структура населения


Пол

Доля в общей численности, %

2019 год

2020 год

2021 год

Мужчины

49,17

49,08

49,13

Женщины

50,83

50,92

50,87


Наибольшую долю населения Тоджинского муниципального района составляют женщины, в 2021 году их доля составила 50,87%, в то время как в 2019 году составляла 50,83%. Данный факт обусловлен увеличением общей численности населения. Наибольшее увеличение в 3,3% наблюдается среди женщин