Файл: Развитие речи через коммуникативные игры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


образовательные: расширять словарь по теме "Овощи-фрукты";совершенствовать навык словообразования;учить правильно согласовывать разные части речи в предложении;закреплять навык чтения.

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям; воспитывать умение работать в сотрудничестве со сверстниками: воспитывать нравственные качества (взаимопонимание, трудолюбие, усидчивость).

Цель: автоматизировать звук Р в словах, словосочетаниях, предложениях;

развивать связную речь учащихся.

Материал : демонстрационный - игрушка-мельница, схемы для описания предметов, схемы слов, слайды картинок для рассказа "Рома и огород". Раздаточный - предметные картинки, таблички с именами, игра "Что где растёт", мяч.


ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


I. Орг.момент



Организовать детей,настроить на работу.Создать благоприятный психологический климат.



Игра:

"Найди своё место".


Педагог предлагает детям найти и занять свои места, согласно табличке с именем ребенка.


II-1

Проверка домашнего задания.


Проверить как усвоен материал предыдущих занятий,выяснить насколько скорригировано произношение звука Р в разных позициях слова.




Игра:

"Подбери слово".


Педагог проверят у детей домашнее задание и просит назвать слова со звуком Р в определенной позиции, опираясь на схемы слов.



II-2

Актуализация знаний.

Актуализировать знания по теме: "Овощи-фрукты", закрепить правильное произношение звука в словах.

Привлечь внимание детей, вызвать интерес к занятию.


игра " Что где растёт".


Педагог раздаёт детям по несколько предметных картинок с изображением овощей и фруктов. Просит детей назвать предметы, затем просит распределить на группы(поместить картинки в соответствующие корзинки).


Динамическая пауза.

Развивать общую моторику, закреплять правильное произношение и согласование слов.

Игра: "Один-много".

(овощи-фрукты)

Ребенок называет предмет в единственном числе, бросает мяч товарищу. Ребенок называет предмет во множ.числе.

II-3

Изучение нового материала.

Обогащать словарь по теме, учиться правильно согласовывать имена существительные с именем прилагательным в роде, числе. Учиться отвечать на вопросы полным предложением. Закреплять правильное произношение звука Р .


Игра: "Опиши предмет".

Педагог сообщает детям, что сегодня они будут учиться описывать предмет

Для этого предлагается схема для описания овощей и фруктов. Дети описывают предмет по схеме.

II-4

Закрепление изученного материала.



Учиться правильно строить предложения, правильно согласовывая слова. Развивать воображение. Закреплять правильное произношения звука Р в предложениях.


Упражнение: "Отгадай загадку".


Педагог предлагает детям придумать загадку про предмет, не называя его, используя названия овощей и фруктов. Остальным детям предлагается отгадать эту загадку.


Речедвигательная гимнастика


Закреплять правильное произношение звука Р в чистоговорках. Координировать речь с движениями, развивать чувство ритма, память, внимание.



Проговаривание чистоговорок в сочетании с движениями

Педагог предлагает детям выполнять движения, проговаривая чистоговорки с произношением слогов и фраз.




II-5

Контроль знаний.

Развитие связной речи.


Развивать связную речь. Закрепить правильное произношение звука в речи. Учиться работать сообща. Развивать логическое мышление, восприятие, память, внимание.



Составление коллективного рассказа по серии картинок.

"Рома и огород".



Педагог показывает детям слайды с сюжетными картинками. Задает вопросы по картинкам.

Затем педагог просит расставить картинки по порядку и придумать связный рассказ.

Составляется коллективный рассказ.



III-1

Итог.Оценка.

III-2

Домашнее задание.

Обобщить тему урока. Подвести Итоги занятия. Учиться оценивать свою работу. Оценить деятельность детей.


Закрепить знания, полученные на занятии, дома.

Подведение итогов занятия.

Опрос детей.

Оценка деятельности детей.

Объяснение домашнего задания.

Педагог просит детей вспомнить какой звук отрабатывался на занятии, какие виды работ выполнялись, что больше всего понравилось.

Предлагает оценить каждого свою работу и оценивает деятельность каждого ребенка.

Педагог задает домашнее задание по пройденной теме.


Вывод: Прослеживается  чёткое  соответствие  материала  теме  и  цели занятия,  которое  построено  логично  и  последовательно. Активизации умственной  деятельности и развитию коммуникаций детей способствовали выбранные учителем-логопедом   игровые  приёмы и правильно подобранный дидактический материал. Речевой  материал  подобран  и преподнесён  детям  в  доступной  форме и соответствовал возрастным нормам. В  ходе  занятия   осуществлялся  дифференциальный  и индивидуальный  подход. На  занятии  было  показано  разнообразие  видов работ  и  методических  приемов. Занятие  было  насыщенным,  цели занятия  достигнуты.

5. Методики по речевому развитию

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

"Скажи наоборот"

"Подумай и скажи"

"Составь

рассказ"

Развивать умение подбирать и употреблять слова с противоположным значением.

Учиться устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, развивать связную речь.

Учиться правильно строить предложения, соединяя их в связный рассказ.

В процессе обучения ребенок учится подбирать слова-признаки, слова-действия противоположного значения и использовать их в разговорной речи.

Ребенок учиться подбирать слова по смыслу; строить распространенные предложения с союзом "потому что".

У ребенка обогащается словарь, развивается связная речь, развивается навык согласования слов в предложении.

Обогащается словарь, в связной речи правильно используются значения слов. Рекомендовано для детей 6-8 лет при недостаточной сформированности лексико-грамматического компонента.

В процессе этого упражнения расширился словарь и умение продолжить начатую фразу. Рекомендовано для детей младшего школьного возраста.

Рекомендовано использовать сюжетные картинки или серии картинок, а также картинки с проблемным сюжетом.



5. Индивидуальный маршрут сопровождения младшего школьника с ОНР III уровня.

Цель: коррекционная логопедическая работа.

Задачи: развитие артикуляционной моторики; формирование правильного произношения; развитие фонематического восприятия и слуха; развитие языкового анализа и синтеза; развитие лексико-грамматического компонента речи; развитие связной речи.


Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут не менее 3 раза в неделю.

Содержание индивидуальных занятий:

1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, силы голоса.

2. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко- слоговых сочетаниях; вызывание и постановка отсутствующих звуков и коррекция искаженных звуков; первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

3. Развитие мелкой и крупной моторики.

4. Обогащение словаря по лексическим темам ("Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Продукты питания", "Дикие и домашние животные" ит.д.)

5. Развитие грамматического строя по лексическим темам.

6. Развитие связной речи.

7. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры.

8.Заключение и рекомендации: по истечении первого года обучения необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития и определения дальнейшего плана обучения.

6. Рекомендации для педагогов:

- соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам;

- следить за правильным произношением звуков детей-логопатов;

- использовать упражнения на развитие фонематического слуха,

предупреждая этим возникновение дисграфии;

- учитывать возрастные особенности детей;

- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной

деятельности;

- предъявлять программные требования с учетом возможных

специфических (речевых) ошибок;

- учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать

доступный материал;

- широко использовать наглядность, игровые приемы.

Рекомендации для родителей - необходимо активно привлекать к работе родителей, чтобы способствовать повышению компетентности родителей и повышению результативности обучения.

Содержание коррекционной работы предполагает:

- консультации для родителей;

- лекции по вопросам характеристики речевого нарушения;

- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;


- проведение практических тренинговых занятий по коррекции речи;

- контроль выполнения домашних заданий.
Взаимодействие учителя-логопеда с учителями и с родителями является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт всех участников педагогического процесса - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому важно найти такие пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.