Файл: Лекция философия в ее историческом развитии тема философия древнего мира мифологическое мировоззрение как предпосылка философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она может стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практической работе отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же действительности от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы. Возможность и действительность нельзя также и отождествлять, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую, подчас трудный и длительный этап развития. В общественной жизни в отличие от природы для осуществления процесса необходимо кроме объективных условий активное воздействие субъективного фактора – сознательной деятельности социальных сил, классов, партий. Чрезмерное сближение возможности и действительности приводит к самоуспокоенности, демобилизации. В практической и научной деятельности имеет значение классификация возможностей. 

Они делятся на реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций развития. Вторые обусловлены случайными, побочными по отношению к основным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считаются те реальные возможности, условия для реализации которых еще существуют необходимые условия. Различие между этими видами возможностей относительно, так как разные абстрактные возможности находятся на различных этапах превращения в конкретные. Результат зависит от вызревания условий. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы, иначе они могут быть утрачены. Но даже конкретные возможности не обязательно реализуются, так как среди них есть противоположные. И какая из них превратится в действительность, может зависеть от сознательной и практической деятельности людей. 

 

Содержание и форма


 

Предметы и явления действительности имеют много сторон. Существенными сторонами предметов и явлений выступают содержание и форма. Каждое явление или вещь имеют свое содержание и свою форму, составляющие разные, противоположные их стороны. Содержание – вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма – внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Форма атома, например, - определенный порядок расположения и взаимодействия входящих в него элементарных частиц и их движений. Необходимо иметь в виду, что в связи с развитием системного подхода и структурно-функционального анализа активно разрабатываются понятия элементов и структуры. Эти понятия близки понятиям содержания и формы, но не совпадают с ними и не заменяют их. Понятие «элемент» отражает то, что входит в «содержание», но не совпадает с ним уже потому, что набор элементов без взаимодействия между ними еще не составляет содержание. Понятие «структура» соответствует понятию «форма», но к последней относится и внутреннее, и внешнее строение, организация вещи, а к структуре относятся только внутренние связи. Форма и содержание неразрывно связаны между собой. Как и все другие, эти категории являются абстракциями, вычленяющими различные стороны вещи, что необходимо для их глубокого изучения и анализа. Сами же стороны отдельно существовать не могут, так как, скажем, разрозненные, не связанные между собой элементы еще не содержание. Оно возникает тогда, когда элементы определенным образом организуются, вступают во взаимосвязи между собой. Короче говоря, содержание не может существовать без формы и, наоборот, форма не может быть бессодержательной. Например, элементы производительных сил – люди и средства производства – составляют содержание способа производства лишь тогда, когда они взаимодействуют и функционируют. В социальноэкономическом смысле они соединяются посредством определенной формы собственности, которая суть, основа производственных отношений, общественноэкономической формы производства. Иначе говоря, производительных сил не может быть без производственных отношений, и наоборот. Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Это воздействие может быть двояким. Форма способствует развитию содержания, если она соответствует ему; она тормозит развитие, если устарела и не соответствует содержанию. Между старой формой и новым содержанием обостряется противоречие, оно доходит до конфликта, возникает застой, кризисное состояние явления. Для восстановления возможности развития старая форма должна быть заменена новой. Это всегда происходит в природе и обществе. Противоречия между новым содержанием и старой формой являются важным стимулом движения и развития. Форма устаревает и отстает от содержания в результате особенностей своего развития. Если содержание изменяется непрерывно, то форма имеет консервативную тенденцию, она сохраняется до известного времени без существенных изменений, а потом изменяется скачком. Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы. Относительная самостоятельность формы проявляется и в том, что новое содержание может использовать некоторые старые формы и, наоборот, старое содержание может использовать отдельные новые формы. Зная диалектику содержания и формы, можно в практической жизни воздействовать на то и другое при достижении своих целей. 


 

Сущность и явление


 

Категории «сущность» и «явление» необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность – основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей. Сущность обычно выступает как общее, а явление – как единичное, индивидуальное. Так, общая сущность живого проявляется в многообразии организмов и в обмене веществ. К понятию «явление» близко по содержанию понятие «видимость» (или «кажимость») – неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность. Движение Земли и Солнца земным наблюдателем непосредственно воспринимается как обращение Солнца вокруг Земли. На самом же деле Земля обращается вокруг Солнца. Это есть проявление такой сущности, как движение планет, определяемое законом всемирного тяготения, однако искаженное в процессе восприятия. 

Сущность и явление – разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него. Правильное понимание сущности и явления, их взаимосвязи есть одно из условий для верного представления о соотношении чувственного и рационального моментов в познании. Если явление доступно непосредственному чувственному восприятию, то сущность доступна только абстрактному мышлению. Неверное же понимание соотношения сущности и явления приводит к ошибочным представлениям о познании, в том числе и к агностицизму. 


Агностицизм Канта, например, связан как раз с тем, что он разрывал и противопоставлял явления и «вещи в себе» (сущность). Он утверждал, что знания людей ограничиваются лишь областью явлений, а перейти к «вещам в себе» и раскрыть их сущность они не в состоянии, ибо между явлениями и вещами существует непреодолимая грань. В действительности сущность вещей познаваема. Тот факт, что явление и сущность не совпадают, а сущность глубокого скрыта, обусловливает необходимость процесса познания и его трудности. Но так как сущность и явление закономерно связаны, сущность выражается в явлениях, она может быть раскрыта, правда, не простым восприятием, а абстрактным логическим мышлением. Например, такие сущности, как стоимость и прибавочная стоимость, не могут быть обнаружены никакими приборами или экспериментами, но то и другое заменяет сила абстракции. Сущность постигается в результате логического анализа данных чувственного восприятия. Так, характер и сознание человека увидеть нельзя, однако о них можно судить по его поступкам и поведению. Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон – понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями. Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца. В практической работе необходимо строго различать сущность вещей, процессов, событий и ее проявления, стремиться находить сущность и ориентироваться на нее.

ТЕМА 9. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности человеком, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Помимо философии сознание изучается рядом других наук: психологией, логикой, кибернетикой, этикой, эстетикой и т. д. Каждая из перечисленных наук изучает лишь какую-то определённую сторону сознания. Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам дано всё благодаря сознанию: оно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, связывает, соотносит то, человек увидел, услышал, и то, что он при этом почувствовал, подумал, пережил. Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует. 


В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй состоял в объяснении, как возможно само сознание, т. е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти подходы не различались, а потому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путём выделения таких его «шагов», как ощущение, восприятие, представление и т. д. В ХХ веке философы дерзнули задать вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой? До настоящего времени исчерпывающего ответа на этот вопрос нет.

Существует и ещё одна тайна сознания. Известно, что главным условием возможности появления индивидуального сознания является способность формулировать суждение «Я есть». Для каждого человека слово «Я» понятно, ибо каждый из нас есть Я. Открытие Я происходит в возрасте около трёх лет, причём без участия самосознательного Я, ибо его ещё просто нет. Не случайно никто из нас не может вспомнить и рассказать, как, каким образом в возрасте около трёх лет ему пришла в голову мысль и потребность говорить о себе Я. Ведь до самого акта обнаружения себя в качестве Я человек не был Я, а потому и не было и того, кто взял бы под контроль процедуру «просыпания» Я и запомнил бы её. Сказав о себе Я, человек выделяет себя не только из природы, но из сообщества других людей. Г. Гегель писал, что сознание есть отношение Я к миру, доведённое до противопоставления, о котором Я знает.

Вопрос о Я – центральный в проблеме сознания, обсуждаемый и сегодня в философии и других смежных науках. Существует множество разных ответов: Я – явленность Духа Святого, а потому его природа божественна; Я – продукт эволюции живой материи, связанной с мозгом; Я – результат социализации человека, которая предполагает общение и коммуникацию; Я – непосредственная данность, о природе которой спрашивать бессмысленно и т. д. В каждом из этих толкований Я есть своя частичная правда. Но окончательно вопрос о природе Я не решён. 

Наиболее разработана на сегодняшний день диалектико - материалистическая концепция происхождения и сущности сознания. Достоинство данного подхода связано с использованием новейших научных изысканий в области изучения механизма человеческого сознания.