Файл: Сущность и характерные черты современного менеджмента.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Цель изучения курса «Менеджмент»
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
Оксфордский словарь английского языка дает следующие 4 значения слова «менеджмент»:
Понятие «менеджмент» включает в себя:
Задачи менеджмента на предприятии
Исходя из наличия функций менеджмента можно выявить его основные методы:
Проблемы менеджмента на предприятии
К навыкам и качествам успешного руководителя относятся:
Задачи современного менеджмента
ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Менеджмент, как комплексное понятие включает (2направления):
Менеджмент, как комплексное понятие включает:
Субъектом управленческой деятельности может быть как отдельный человек, так и группа людей. Если управление носит официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей, образующих подразделение управления. Разницу между субъектом и объектом управления можно рассмотреть на примере: в качестве субъекта управления в акционерном обществе выступает совет директоров, а в качестве объекта – его структурные подразделения предприятия. Посредством управленческого труда осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом управления, реализующее управленческие отношения.
Суть управления
Суть управления сводится к активному влиянию на параметры любого объекта с целью устранения нежелательных отклонений от заданных режимов работы, в поддержании состояния упорядоченности и динамического равновесия с внешней средой.
ПРАКТИКУМ
Главная задача менеджера – максимизация прибыли, получаемой компании.
Вместе с тем все большее значение приобретают социальная ответственность менеджера перед обществом, его конкретные действия, обеспечивающие решение социальных проблем, стоящих перед страной.
В связи с этим существуют две позиции. Сторонники одной позиции считают, что социальные проблемы должно решать государство, а бизнес только «делать деньги». Они обосновывают свою позицию тем, что действия в социальной области ведут к снижению прибылей компании, ухудшению их конкурентоспособности, росту издержек, которые в последующем ведут к росту цен (нанося ущерб потребителям) и другим отрицательным последствиям.
Сторонников другой позиции считают, что бизнесмены имеют перед обществом моральные обязательства, и предпринимаемые ими действия, способствующие решению социальных проблем, могут оказать большую поддержку предпринимателям, повысить их имидж в обществе и быть неплохой рекламой.
Вопросы:
Чью позицию Вы разделяете и почему?
Должен ли, по Вашему мнению, предприниматель в современной России выполнять социальные обязательства перед страной и в каких формах?
Будет ли ему в конечном итоге это выгодно (в том числе в финансовом отношении)? Если выгодно, то почему?
ПРАКТИКУМ
Перечень качеств, которыми должен обладать современный руководитель, включает:
1. Компетентность в избранной сфере бизнеса.
2. Способность эффективно действовать в условиях рынка, детально знать менеджмент, маркетинг, уметь обеспечивать при любых рыночных ситуациях оптимальные хозяйственные результаты.
3. Способность организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных.
4. Высокие нравственные качества: честность, правдивость, скромность, высокая требовательность к себе и к другим, развитые чувства долга и ответственности.
5. Единство слова и дела, оперативность и гибкость в работе, умение самостоятельно и своевременно принимать оптимальное решение, добиваться исполнения его подчиненными.
6. Глубокое знание человеческой психологии, способов контактирования с людьми, умение формировать коллектив с высоким творческим потенциалом.
7. Стремление к наиболее рациональному распределению функций между собой и сотрудниками, объективная оценка результатов своей и сотрудников деятельности.
8. Справедливость во взаимоотношениях с подчиненными, умение завоевывать их доверие, создавать в коллективе благоприятный психологический климат.
9. Умение стратегически мыслить, предугадывать тенденции развития рынка, организовывать свою работу и работу сотрудников с учетом перспективы.
10. Постоянное обновление собственных знаний, поддержание их в соответствии с растущими потребностями общества.
11. Забота о повседневных нуждах работников, их здоровье и работоспособности.
Вопросы
1. Согласны ли вы с перечнем качеств, которыми должен обладать менеджер?
2. Какими, на ваш взгляд, дополнительными качествами должен обладать руководитель-управленец?
3. Имеются ли какие-либо специфические требования к менеджеру, действующему в условиях российской действительности?
Домашняя работа №1
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента.
Подготовка рефератов, презентаций по темам:Основные этапы развития менеджмента. Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях экономики России.
Цели:
- углубление и расширение знаний об основных этапах развития менеджмента в России;
формирование умений осознано ориентироваться в вопросах проблем менеджмента в условиях экономики России.
Порядок выполнения работы
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Изучить методические рекомендации по подготовке реферата, презентации.
3. Подготовить реферат или презентацию, на выбор.
План:
1.Основные этапы развития менеджмента
2. Национальные особенности менеджмента
3. Проблемы менеджмента в условиях экономики России.
Форма контроля:
проверка рефератов;
- заслушивание и обсуждение вопросов рефератов, презентации на аудиторном занятии.
Литература:
1. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
2. Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко ; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 396 с.
3. Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с.
4. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: издательский центр «Академия», 2019. -304с.
ЭБС издательство «Лань» http://e.lanbook.com/ «ЭБНБВГУИТ»http://vsuet.ru/
ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
План занятия
1. Цель курса «Менеджмент»
2. Сущность понятия менеджмент и управления
3. Основные категории менеджмента
4.Функции менеджмента
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство и наука управления. Практика управления так же стара , как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления.
Необходимость в управлении появляется тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких – либо объективных причин не в состоянии самостоятельно координировать свои действия ( слишком сложная конечная цель, невозможность работником самостоятельно контролировать и оценивать действия друг друга и т.п.) в этом случае какой-либо человек должен взять на себя координирующую функцию, т.е. осуществлять управление.
Даже в самых древних обществах требовались личности , которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.д.) к примеру, египетские пирамиды – это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.
С тех пор практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию. Развитие производства, техники и новые технологии, выделили управление в особую сферу деятельности, требующую специальных знаний.
Но любое государственное устройство, любая организованная человеческая деятельность предполагает, что существует объект управления и субъект управления.
Школы менеджмента
Зарождение научного менеджента относится к концу 19века.
Основоположником первой школы
является
Уинслоу Тейлор
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885-1920) (классическая)
Создана Фредериком Уинслоу Тейлором (американец, инженер по образованию) принципы изложены в книге «Принцы научного управления» 1911 г.
Школы менеджмента
Развитие теория менеджмента
получила благодаря трудам Файолья, который определил
функции, принципы и элементы управления .
Цель школы- создание универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху.
ШКОЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1920-1950) (классическая)
Создана Фредериком Уинслоу Тейлором (американец, инженер по образованию) принципы изложены в книге «Принцы научного управления» 1911 г.
Школы менеджмента
Элтон Мэйо и Мери Паркер Фоллет
впервые определили менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Теория сосредотачивает свое внимание на факторах, которые мало учитывались Тейлором
(на чувствах рабочего, его поведении, настроении и т.п.).
ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» (1930-1950) (неоклассическая)
Основоположники –Элтон Мэйо и Мери Паркер Фоллет впервые определили менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Школы менеджмента
ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК продолжение школы «Человеческих отношений» Основоположники
Фредерик Герцбер и Макгрегор, к этой школе можно отнести и японского менеджера Мацуситу.
Школа науки о поведении несколько отошла от школы человеческих отношений и сосредоточилась на изучении межличностных отношений (лидерство, власть, личное влияние, авторитет, мотивация и т.д.)
ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК (40-60-годы 20в.) –(неоклассическая)
Фредерик Герцбер (психологическая теория мотивации, созданная в конце 1950-х годов).
Д.Макгрегора « теории X и Y» 1960г.
-Количественный подход
Метод математического моделирования
Суть количественного научного подхода:
Для решения задачи управления каким либо объектом разрабатывается модель процесса управления.
Модель представляет собой схематическое отображение будущей реальной ситуации. Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший.
Таким образом, чем точнее выполнены расчеты тем выше степень искомого результата в реальной ситуации управления объектом.
Важность метода – когда надо обработать большое количество информации за маленький промежуток времени.
Процессный подход
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Управление
рассматривается как
непрерывный процесс.
Основные функции
управления находятся в постоянной взаимной связи. Между собой они объединены процессами принятия решения и передачи информации
Системный подход
Технология
Люди ЦЕЛИ Структура
ЗАДАЧИ
«СИСТЕМА»
Суть системного подхода-
Менеджеры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимозависимых элементов ( люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.
Комплекс взаимосвязанных элементов(подсистем) с их связями и отношениями, обладающий целостными свойствами и находящийся в особом единстве с внешней средой.
Ситуационный подход
«СИТУАЦИЯ»- совокупность определенных обстоятельств, которые влияют на организацию в данный момент
Суть ситуационного подхода
заключается в том, что формы, методы, стили управления должны существенно изменяться в зависимости от ситуации, т.е. центральное место занимает «ситуация»
В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие национальную специфику той или иной страны.
В первую очередь это связано с особенностями корпоративной культуры разных народов. Т.к. характер деловых взаимоотношений людей – главное в менеджменте.
Опыт менеджмента в США
Эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом – индивидуализм.