Файл: Формы безработицы в современной России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ динамики уровня безработицы в России с 2015 года по 2020 год


Уровень безработицы в октябре 2015 года, по данным «Росстата» (учет по методике МОТ), составил 5,6 % экономически активного населения, или 4,3 млн. из 76,8 млн. человек, в мае 2016 года — 5,6 % или 4,3 млн. человек, в сентябре 2017 — 5,2 % или 4,0 млн. чел.

В марте 2019 года, по данным Росстата, как безработные классифицировались 3,5 млн. россиян или 4,6% рабочей силы.

Количество безработных пошло в рост с началом эпидемии ковид 2020 года, на фоне введенных властями ограничений для бизнеса и достигало в августе и сентябре почти 3,7 млн. человек или 6,4% трудоспособного населения (это максимальное значение по безработице в России со времен рецессии, вызванной мировым финансовым кризисом 2008 года). В мае вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила о том, что число безработных россиян увеличилось вдвое. По данным Росстата, по состоянию на сентябрь 2020 безработица в России составляла 5,8 %. (Прил. 9)

Минимальный уровень безработицы, традиционно, зафиксирован в российских столицах — Москве (3,6%) и Санкт-Петербурге (3,6%), — а также в Татарстане (3,5%). Низкие показатели также фигурируют и в регионах с малой плотностью населения:

  • Ямало-Ненецкий АО — 2,6%

  • Чукотка — 3,2%

  • Ханты-Мансийский АО — 3,2%

  • Тюменская область — 3,7% (Прил. 10)

По данным Росстата за апрель текущего года, больше всего безработных числиться в категории от 30 до 34 лет. Численность безработных по возрастным группам, по данным Росстата с 2015 – 2019гг [18]. (Прил. 11)

Уровень фактической безработицы в Российской Федерации достаточно низкий по сравнению с большинством развитых стран, в частности, он был стабильно ниже, чем средний уровень безработицы в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Уровень безработицы мужчин в 2010–2019 гг. стабильно выше уровня безработицы женщин, однако к 2019 г. разрыв сократился. Если в 2010 г. уровень безработицы мужчин превышал уровень безработицы женщин на 1,1 п.п. (7,9% для мужчин и 6,8% для женщин), то к 2019 г. разрыв сократился до 0,4 п.п. (4,8 и 4,4% соответственно).

Распределение по полу фактических и зарегистрированных безработных несколько различается. Среди фактических безработных в 2019 г. было 53,3% мужчин и 46,7% женщин, в то время как среди зарегистрированных безработных — 50% мужчин и 50% женщин, т.е. безработные женщины несколько чаще обращаются в службу занятости, чем безработные мужчины. За период с 2010 г. по 2019 г. доля женщин среди фактических безработных возросла с 45,2% в 2010 г. до 46,7% в 2019 г. Доля женщин среди зарегистрированных безработных также увеличилась: с 48,9% в 2010 г. до 50,0% в 2019 г [3].

2.3. Методы борьбы с безработицей в России


Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствии с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

К пассивным методам борьбы с безработицей в России можно отнести выплаты социальных пособий, таких как: пособие по безработице, стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению государственного учреждения службы занятости, материальная помощь [8].

Одними из важнейших методов сокращения безработицы являются создание новых рабочих мест - экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения, поддержка и увеличение, прежде всего, малого бизнеса. Проблема заключается в том, что не каждый человек способен открыть и руководить собственным бизнесом. Кроме того, в России создать собственное дело достаточно сложно. Для этого, нужен как минимум стартовый капитал. В настоящее время наблюдается поддержка со стороны государства в данном направлении. 

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству биржи труда. Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы.

Для этого необходимо, прежде всего:

- создание развитого рынка жилья;

- увеличение масштабов жилищного строительства;

- отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

- создания специальных служб.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому
, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих сменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно [15].


Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно — это уровень потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса [5].


Заключение


Проблема безработицы в России сегодня очень актуальна. На сегодня уровень безработицы в Москве и безработицы в Санкт-Петербурге является одним из самых низких. Но о других городах и регионах РФ этого сказать нельзя.

Самый высокий уровень незанятости наблюдается в Северо-Кавказском Федеральном округе. Наилучшие показатели относительно трудоустройства в центральном Федеральном округе. В связи с ситуацией в стране начиная с 2020 года, ковид принес в Россию большой всплеск безработицы.

Сегодня, несмотря на снижение уровня безработицы, Россия предпринимает массу мер для увеличения числа трудоустроенных граждан.

Регулирование безработицы в России осуществляется сразу по нескольким направлениям, одним из основных которых является обеспечение равных возможностей всем резидентам Российской Федерации независимо от гражданства и возраста.

Безработица в России не дает времени последовательно идти по пути нормальной эволюции политики занятости. Поэтому разнообразные программы обеспечения занятости пытаются охватить сразу все направления работы с занятостью и безработицей, слабо согласовывая намеченное с реальными финансовыми возможностями государства. Получается одновременно все и ничего. Представляется, что в современных экономических условиях необходимо расставить приоритеты в политике занятости.

Безработица выступает как сложное социально-экономиче­ское явление. Ее история очень длительна. Она фактически поя­вилась, когда собственники рабочей силы были отделены от соб­ственности на вещественные условия труда.

Несмотря на значительное сокращение численности безра­ботных, ее уровень еще достаточно велик. Фактический уровень безработицы сегодня существенно превышает ее естественный уровень. При этом надо отметить, что с начала века разрыв этих показателей увеличивается. И причина этому - ускорение темпов роста численности циклической и структурной безработицы.

Преодоление этих тенденций предполагает, прежде всего, рас­ширение информационной базы о безработице. Сегодня мы рас­полагаем достаточной информацией о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по от­раслям экономики, по