Файл: Реферат дисциплина Административное судопроизводство и процесс Тема Меры предварительной защиты по административному иску. Ладик Егор Алексеевич 40. 03. 01 Юриспруденция.docx
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Административное судопроизводство и процесс
Тема: Меры предварительной защиты по административному иску.
Выполнил: Ладик Егор Алексеевич
40.03.01 «Юриспруденция»
группа ЮНУ-3520
Омск 2023
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие, признаки, задачи, функции и юридическое значение мер предварительной защиты по административному иску........................................4
2. Виды мер предварительной защиты по административному иску..................9
3. Основные проблемы применения мер предварительной защиты в
административном судопроизводстве..................................................................13
Заключение..............................................................................................................18
Список использованных источников....................................................................20
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания эффективной юридической защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в рамках проводимой в России модернизации процессуального законодательства, устанавливающего порядок рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции административных дел. Установление в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации юридических процессуальных правил применения предварительной защиты по административному иску способствует решению главных задач административного правосудия, формированию прочной основы для исполнения принимаемых судами общей юрисдикции итоговых решений по
административным делам, предотвращению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений, повышению качества осуществления судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации уполномоченными должностными лицами государственных или иных публичных полномочий.
Концепция построения предварительной защиты по КАС РФ, а также судебная практика по данным вопросам формируются и совершенствуются на основе обеспечительных мер (мер обеспечения иска), применяемых в течение многих лет судами общей юрисдикции и арбитражными судами в цивилистическом процессе.
Главные вопросы теории предварительной защиты и практика применения судами общей юрисдикции МПЗ по административному иску в соответствии с правилами КАС РФ концептуально и комплексно не рассматривались учеными в процессуальной юридической литературе. Большое внимание исследователей-теоретиков и юристов-практиков к проблемам судебного правоприменения в указанной сфере правоотношений также подтверждает актуальность темы исследования и обусловливает развитие новых подходов к решению теоретико-прикладных вопросов реализации института предвари- тельной защиты по административному иску.
1. Понятие, признаки, задачи, функции и юридическое значение мер предварительной защиты по административному иску
В самом общем виде меры предварительной защиты – это применяемые судом по правилам административного судопроизводства по заявлению (ходатайству) административного истца или лица, обратившегося в суд в за- щиту прав других лиц или неопределенного круга лиц (а в некоторых случаях и по собственной инициативе), срочные временные меры, которые направлены на обеспечение прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, на предотвращение нарушения законности в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Ученые определяют МПЗ как «оперативно устанавливаемые судом на определенный срок временные ограничения, обязанности или запреты, направленные на предотвращение нарушения прав и законных интересов административного истца, принятые по его обращению, соотносимые и соразмерные заявленным в административном иске требованиям»1.
Главными целями МПЗ по административному иску являются: обеспечение принятия окончательного решения по административному делу и его полноценного исполнения на практике (гарантирование исполнимости судебного акта, устранение невозможности или существенного усложнения (затруднения) исполнения окончательного решения суда по административному делу); противодействие явной (реальной) опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, права, свободы и законные интересы которых защищаются направленным в суд административным иском.
Институт предварительной защиты по административному иску имеет важное юридическое значение как для повышения эффективности правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, так и для формирования так называемого надлежащего государственного управления, обеспечения законности административной деятельности, исправления административных ошибок, совершаемых органами публичной власти, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими.
Непосредственно в системе судебной власти институт МПЗ по административному иску обеспечивает достижение целей и решение задач административного судопроизводства, создает гарантии осуществления права субъекта административного права на судебную защиту от незаконных решений, действий (бездействия) должностного лица, обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц и организаций. Ученые весьма положительно оценивают меры предварительной (или превентивной) защиты по административному иску как важнейшей формы восстановления прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, когда речь идет о гарантировании полноценного исполнения судебных решений по административным делам. В сущности, по заявлению административного истца суд предупреждает, предотвращает и противодействует наступлению возможных неблагоприятных последствий или ущерба для истца. Таким образом, институт предварительной защиты, обеспечивающий исполнимость судебных по- становлений, является важнейшим критерием и фактором обеспечения эффективности
административного правосудия12
Основные задачи МПЗ по административному иску, несомненно, взаимосвязаны с задачами самого административного судопроизводства и во многом ими обусловлены. В более широком плане практическая польза от МПЗ по административному иску состоит в том, что, как минимум, она способствует решению главных задач административного судопроизводства. КАС РФ (ст. 3) в числе основных задач административного судопроизводства указывает следующие:
-
обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; -
защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений
___________________________
12 См.: ПавловаМ.С. Концепция эффективного правосудия в нормах Кодекса адми- нистративного судопроизводства РФ // Российский судья. 2017. № 8. С. 43–44.
-
правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; -
укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений; -
мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Основными задачамиМПЗ по административному иску являются
Следующие:
1. Обеспечение эффективной правовой защиты для всех лиц. Назначение МПЗ в административном судопроизводстве заключается в том, что они обеспечивают реальность исполнения окончательного судебного решения по делам, возникающим из публичных правоотношений, и предотвращение вреда (ущерба) лицам – участникам административного судопроизводства.
2. Обеспечение наступления так называемого приостанавливающего (или запрещающего) действия
оспариваемого административного акта, изданного органом публичной власти, запрета на совершение каких-либо административных действий.
3. МПЗ в административном судопроизводстве направлены на обеспечение равенства (следовательно, на преодоление «неравенства» в сложившихся публичных правоотношениях) участников судебного процесса, не- смотря на особенности правовой природы возникновения административно- правового спора между субъектами права.
4. Применяемые в административном судопроизводстве процедуры доказывания, собирания и оценки доказательств должны быть направлены на решение главных задач: справедливое публичное судебное разбирательство; правильное и своевременное судебное разбирательство дел; принятие законного и обоснованного решения по административным делам. Следовательно, меры обеспечения судебного производства по административному делу и разрешению административно-правового спора обусловливают необходимость адекватного складывающейся ситуации использования института доказательств и доказывания в момент рассмотрения ходатайства стороны об установлении МПЗ в целях исключения в будущем причинения истцу непоправимых и обременяющих его правовое состояние фактических и юридических последствий.
Основные задачи предварительной защиты по административному иску оказывают воздействие и на формулирование функций МПЗ в административном судопроизводстве. В определенной степени и отдельных моментах они могут пересекаться.
Функции МПЗ по административному иску представляют собой внешнее проявление важнейших свойств и общего юридического потенциала предварительной защиты, устанавливаемой судом (судьей) во взаимодействии со всеми элементами административно-процессуальной формы, посредством использования которой происходит решение установленных в КАС РФ задач административного судопроизводства. К числу функций МПЗ можно отнести регулятивную и правоохранительную.
Регулятивная функция направлена на создание и использование процессуально-правового механизма (административно-процессуальных правил), определяющего содержание МПЗ по административному иску и устанавливающего порядок (последовательность) совершения сторонами и судом (судьей) процессуальных действий, обеспечивающих полноценное (в полном объеме) исполнение принятого судом в результате рассмотрения административного дела решения. Следовательно, данная функция гарантирует исполнение требований административного истца, содержащихся в административном исковом заявлении. Регулятивная функция МПЗ по административному иску может проявляться, например, в обеспечении содействия осуществлению эффективного судебного нормоконтроля за качеством административного нормотворчества, то есть когда речь идет об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.