Файл: Роль международных исламских организаций в глобализирующемся мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Показательна и сфера политики. С одной стороны, в последние годы (в особенности после 11 сентября 2001 г.) исламский мир рассматривается на Западе как источник террористической угрозы или как минимум непримиримый антагонист западной цивилизации13. С другой стороны, в нем расположены государства, являющиеся ближайшими союзниками Запада (Турция — член НАТО), а именно те страны, с которыми США имеют договоры о тесном сотрудничестве в обороне и безопасности и в которых дислоцированы войска Соединенных Штатов и их союзников.

Да и на уровне межгосударственных отношений внутри этой группы стран все обстоит довольно сложно. Достаточно вспомнить, что после Второй мировой войны между исламскими государствами неоднократно вспыхивали кровопролитные войны (одна ирако- иранская война 1980–1988 гг. унесла более миллиона человеческих жизней), в то время как на Западе (не считая региональных конфликтов в Латинской Америке) случаев межгосударственных конфликтов с применением военной силы (да и то в ограниченном масштабе) было всего два: война из-за Фолклендских островов (1982) и бомбардировки странами НАТО Югославии (1999). Отношения между шиитами и суннитами в последнее время все более приобретают характер конфликтных, что особенно усугубилось с началом «Арабского пробуждения». Обострению шиитскосуннитских отношений способствовал и Сирийский кризис (2011–2012).

Таким образом, исламские государства серьезно различаются по уровню социально-экономического развития и геостратегическим интересам; они характеризуются наличием многочисленных конфликтов, личной конкуренцией лидеров, отсутствием единого ислама, существующего только в конкретных, «страновых» или региональных проявлениях, и соответственно разными формами, и степенью исламизации общественной жизни (а в некоторых случаях и далеко зашедшей ее секуляризацией)14.

Если попытаться представить всю эту совокупность государств в качестве определенной системы, основанной на использовании религиозного фактора во внешней политике и международном взаимодействии, то можно будет выделить некий «центр», периферию и полупериферию этой системы.

Государства, входящие в «центр», а) претендуют на лидерские позиции в исламском мире, б) рассматривают ислам как основу формирования внешнеполитического курса, в) обладают достаточными экономическими, политическими, символическими и другмими ресурсами для его осуществления.


К полупериферии относятся страны, не соответствующие этим требованиям по одному из показателей; к периферии — по двум.

Безусловно, центральными для исламского мира являются Иран (ИРИ) и Саудовская Аравия (КСА). У Ирана — значительная территория и население, центральное географическое положение, нефтяные ресурсы и средний уровень экономического развития. Кроме того, это единственная страна, в которой религиозное правление сочетается со стабильной и процессуально демократической системой политических отношений. Саудовские претензии на лидерство основываются на том, что на территории королевства располагаются главные мусульманские святыни, оно обладает экстраординарными финансовыми возможностями, а его правительство ведет общество по исключительно исламскому пути15.

При том что внешняя политика обоих государств ценностно- ориентирована и имеет миссионерские черты, их цели очевидным образом противоречат друг другу.

Конституция Ирана следующим образом определяет задачи ИРИ во внешнеполитической сфере: «Конституция создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами и пытается путем развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы»16. Вместе с тем КСА проводит охранительный (в отношении арабских монархий) или умеренный (в более глобальных масштабах) курс.

Это противоречие между двумя важнейшими государствами центра в совокупности с тем, что одно из них шиитское (Иран), а другое — суннитское (Саудовская Аравия) является одной из важнейших причин отсутствия консолидации внутри исламского мира.

В принципе на роль центрального государства могут также претендовать Египет и Пакистан. В пользу Египта говорит месторасположение, численность населения, историческая традиция и наличие такого авторитетнейшего исламского университета, как Аль-Азхар. В пользу Пакистана — наличие ядерного оружия. Однако Египет со времен Г.А. Насера стремился объединить вокруг себя не исламский, а арабский мир, а его власти всегда пытались дистанцироваться от религиозного политического дискурса. К тому же он испытывает значительные социально-экономические трудности. Для Пакистана же сложность заключается в периферийном положении и нестабильности политической системы.


Полупериферийные государства в свою очередь могут быть разделены на три группы в зависимости от того, по какому именно критерию они не отвечают требованиям лидерства. Как правило, государства, соответствующие критериям а) и б), пытаются противопоставить себя традиционному центру, предлагая альтернативные пути объединения мусульман. В разное время в роли таких стран выступали Судан, Ливия и др. Другие страны, отвечая требованиям б) и в), не претендуют на лидерство и обыкновенно осуществляют свою политику в фарватере одного из государств центра (прежде всего это относится к монархиям Залива). Наконец, есть государства, которые соответствуют критериям а) и в), но осуществляют внешнюю политику в основном не на основе исламской идентичности. Ярчайший пример — Турция, которая позиционирует себя одновременно и как исламское, и как ближневосточное, и как тюркское, и как европейское государство.

Что касается государств периферии, то они также делятся на три группы: обеспеченные различными ресурсами, но со слабовыраженной исламской идентичностью (Индия, Россия и т.д.); имеющие такую внешнеполитическую идентичность, но лишенные ресурсов (например, Афганистан при талибах); государства, испытывающие дефицит и в том и в другом (например, Таджикистан). Очевидно, что стран, не рассматривающих ислам как основу формирования внешней политики и не имеющих никаких ресурсов, но при этом претендующих на лидерство в исламском мире, просто нет.

Исламские организации и движения


Реальное (а не умозрительное) существование исламского мира в качестве некой особой подсистемы в рамках общей системы миро- политических отношений обеспечивается посредством функционирования многочисленных исламских организаций и движений международного характера, которые связывают воедино исламские государства и мусульманские общины по всему миру. Эти организации и движения могут быть типологизированы по меньшей мере пятью различными способами.

Во-первых, по своим функциям относительно описанной системы. Здесь можно говорить о межправительственных и международных организациях, деятельность которых направлена на консолидацию позиций исламских государств по важнейшим вопросам международной жизни, их взаимную поддержку и укрепление связей между ними. Далее, это могут быть структуры, изначально созданные в качестве внешнеполитических инструментов того или иного государства и выполняющие исключительно эту функцию. Наконец, это могут быть неправительственные религиозно-политические организации и движения, преследующие собственные политические цели, но способствующие сплочению мусульманского сообщества или какой-либо его части. При этом не только второй тип, но и два других могут использоваться теми или иными странами для решения их внешнеполитических задач.

Во-вторых, по конфессиональному признаку. Прежде всего это суннитские, шиитские и общеисламские организации, но также и суфийские братства, которые, несмотря на их принадлежность к суннизму, стоит выносить в отдельную категорию.

В-третьих, по характеру идеологии: либеральные, традиционные и фундаменталистские. Последние представлены политическим исламом, который в свою очередь подразделяется на умеренный, радикальный (салафитский) и милитантный (джихадистский). Эта типологизация актуальна прежде всего для политических движений как национального, так и транснационального характера.

В-четвертых, по характеру сотрудничества
. Здесь выделяются межправительственные, неправительственные и международные организации.

В-пятых, по сфере деятельности: религиозные, политические, благотворительные, просветительские, финансовые и т.п.

Для дальнейшего анализа возьмем за основу первую типологизацию.

Общеисламские международные организации и структуры

Самым известным и влиятельным институтом этого типа является Организация исламского сотрудничества (ОИС, до 2011 г. — Организация исламская конференция (ОИК)), до некоторой степени выполняющая роль рамочной структуры исламского мира. Сама принадлежность к ОИС является важнейшим критерием отношения к нему того или иного государства.

ОИС была основана в 1969 г. по инициативе Саудовской Аравии. Поводом для ее создания стала невозможность решить проблему Иерусалима в желательном для арабских исламских государств духе с использованием международного права и международных инструментов. Согласно документам ОИС, штаб-квартира организации временно (до освобождения Иерусалима) находится в Джидде (Саудовская Аравия).

Сегодня ОИС является единственным в мире межгосударственным объединением, созданным по религиозному признаку. Формально быть действительным членом ОИС могут государства, в которых ислам исповедует основная часть населения (ст. 3 устава ОИС). Ее членами являются 57 стран, в том числе 7 республик, ранее входивших в состав СССР: Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан, а с 2005 г. и Россия, имеющая (наравне с ЦАР, Таиландом, Боснией и Герцеговиной и Турецкой республикой Северного Кипра) статус наблюдателя.

Согласно уставу 2008 г., основными принципами работы ОИС являются: уважение принципов и целей работы ООН, равенство, невмешательство во внутренние дела, уважение права на самоопределение, суверенитет, независимость, территориальную целостность, а также принцип неприменения силы и урегулирования конфликтов мирным путем18.

Высший орган ОИС — Конференция глав государств и правительств, созываемая раз в три года. Основной политический орган — ежегодная Конференция министров иностранных дел, которая раз в 4 года назначает Генерального секретаря ОИС, возглавляющего исполком организации, и по его рекомендации — четырех заместителей.

При том что ОИС играет объединяющую функцию для всего исламского мира, она также используется как инструмент реализации внешней политики Саудовской Аравией.