Файл: Информатики и вычислительной техники.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


После определения действующих лиц (таблица 4) на основе анализа требований к информационной системе строится диаграмма вариантов использования системы [5-6] (рис.2) и определяется перечень вариантов использования системы (таблица 5).



Рисунок 2 - Диаграмма вариантов использования системы (use-case)
Таблица 4 - Перечень действующих лиц

Идентификатор

Актер

AC-1

Менеджер

AC-2

Руководитель


Таблица 5 - Перечень вариантов использования

Действующее лицо

Идентификатор

Описание

AC-1

UC-1

Ведение справочника сотрудников

AC-1

UC-2

Ведение реестра заказов

AC-1

UC-3

Ведение реестра клиентов

AC-1

UC-4

Ведение реестра заказанных номеров

AC-1

UC-5

Ведение справочника сотрудников

AC-1

UC-6

Просмотр отчет по заказанным номерам

AC-2

UC-6

Просмотр отчет по заказанным номерам

AC-1

UC-7

Просмотр финансового отчета

AC-2

UC-7

Просмотр финансового отчета


Для каждого из вариантов использования системы определяется сценарий использования системы.
Наименование прецедента. UC-1 Ведение справочника сотрудников. Добавление нового сотрудника (рис.3).

Актеры. Менеджер

Предусловия. Пользователь зарегистрирован и вошел в систему. Открыто окно Справочник сотрудников.

Краткое описание.

Основной поток событий

1.Менеджер: вводит ФИО сотрудника, его должность, телефон и адрес

Все поля заполнены

3. Менеджер: После заполнения полей нажимает кнопку Сохранить для сохранения данных в БД.

Если поля заполнены правильно данные сохраняются в БД. Иначе выводится сообщение об ошибке.

4. Менеджер: Если данные сохранены успешно

Завершения сеанса.


Альтернативный поток 1.

1. Менеджер: Если поля заполнены не правильно.

Выдать сообщение: Ошибка ввода данных.

Альтернативный поток 2.

1. Менеджер: При сохранении данных утеряна связь с БД.

Выдать сообщение: Ошибка сохранения данных.




Рисунок 3 – Реализация варианта использования при помощи диаграммы деятельности
Наименование прецедента. UC-5 Ведение реестра заказов. Добавить заявку (рис.4).

Актеры. Менеджер

Предусловия. Пользователь зарегистрирован и вошел в систему. Открыто окно Реестр заказов.

Краткое описание.

Основной поток событий

1.Менеджер: Выбирает из выпадающего списка номер.

Если есть соединение с БД, выбирает нужный номер.

2. Менеджер: Выбирает клиента из выпадающего списка

Если есть соединение с БД, выбирает нужного клиента.

3. Менеджер: Заполняет поля заказа. После заполнения полей нажимает кнопку Сохранить для сохранения данных в БД.

Если поля заполнены правильно данные сохраняются в БД. Иначе выводится сообщение об ошибке.

4. Менеджер: Если данные сохранены успешно

Завершения сеанса.


Альтернативный поток 1.


1. Менеджер: Если клиента нет в БД.

Выдать сообщение: Добавить клиента в БД. Открывается окно Справочник клиентов.


Альтернативный поток 2.

1. Менеджер: При сохранении данных утеряна связь с БД.

Выдать сообщение: Ошибка сохранения данных.




Рисунок 4 – Реализация варианта использования при помощи диаграммы деятельности


1.2.4 Создание логической модели информационной системы


Определение объектов. Объекты - это люди или предметы, описанные в сценариях использования системы. На основе объектов создаются сервисы, атрибуты и отношения. Объекты проектируемой информационной системы представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Объекты проектируемой системы.

Объект

Описание

Менеджер

Менеджер формирует данные в БД

Заявки

Данные по заявкам для бронирования номеров

Номера

Данные по номерам гостиницы

Сотрудники

Данные о сотрудниках гостиницы

Заказ

Данные по заказанным номерам гостиницы

Оплата

Данные по оплатам за заказанные номера

Клиенты

Данные о клиентах гостиницы


Идентификация классов, участвующих в реализации потоков событий вариантов использования. В потоках вариантов использования используются классы трех типов [8]:

Граничные классы (Boundary) - служат посредником при взаимодействии внешних объектов с системой.

Классы-сущности (Entity) - представляют собой ключевые абстракции (понятия) разрабатываемой системы.

Управляющие классы (Control) - обеспечивают координацию поведения объектов в системе.

Пример набора классов, приведен на рисунке 5.


Рисунок 5 – Диаграмма классов для прецедента

2 Проектирование базы данных информационной системы

2.1 Структура базы данных


Для того чтобы спроектировать реляционную БД нужно выделить определенную совокупность таблиц, которые содержат необходимую информацию, и установить связи между этими таблицами. Для того, чтобы спроектировать БД таким образом, применяют два подхода: сверху вниз или снизу вверх. При первом подходе сначала определяются основные задачи, для решения которых строится БД и потребности этих задач в определенных данных. А уже потом эти данные распределяются по таблицам и связываются между собой. При втором подходе изучается предметная область, реквизиты всех документов, проводится анализ данных и устанавливаются типовые объекты этой области. После чего строятся реляционные таблицы и связи между ними. Вообще процесс проектирования БД распределяется на следующие этапы [8]:


1 этап. Формирование заданий по ведению информации, выборках и создании отчетов, решение которых необходимо при работе БД. На этом этапе, прежде всего, учитываются уже существующие документы (накладные, расчеты, бланки и т.д.)

2 этап. Анализ данных. Определяются данные, которые должны находиться в БД и обеспечивать выполнение необходимых задач. Эти данные, как правило, представлены в виде реквизитов, которые содержатся в различных документах - источниках БД.

3 этап. Определение структуры данных. На этом этапе все данные распределяются по объектам, и эти объекты сопоставляются с таблицами нашей БД. Для каждого из данных надо указать его имя в таблице, тип и формат. В реляционной БД на этом этапе проводят процесс нормализации, с помощью которого выбирается наиболее эффективный и гибкий способ хранения информации.

Правила нормализации:

  • Каждое поле любой таблицы должно быть уникальным (не дублировать данные).

  • Информационный объект должен иметь уникальный идентификатор - первичный ключ (простой или сложный).

  • Всё не ключевые поля должны быть независимы.

  • Все поля, которые входят в составленный ключ, тоже должны быть взаимно независимыми.

  • Каждому значению первичного ключа должно соответствовать только одно значения не ключевого поля, и это значение должно относиться к объекту таблицы.

4 этап. Формирование связей между таблицами БД.

Выполним логическое проектирование базы данных Оформление командировок сотрудниками

1 этап. На первом этапе формируем перечень задач.

Нужно построить базу данных, работая с которой пользователь сможет решать следующие задачи:

  • автоматизированное формирование заявок на бронирование номеров;

  • автоматизированное формирование и печать квитанции на оплату;

  • автоматизированное ведение реестра заявок;

  • автоматизированное ведение реестра клиентов;

  • автоматизированное ведение реестра номеров;

  • автоматизированное ведение реестра брони

2 этап. Для каждой из задач, которые были выделены на первом этапе, определяют объекты и их атрибуты (рис.6).



Рисунок 6 – ER-диаграмма данных

3 этап. На этом этапе осуществляется переход от объектов в таблицы. Перед созданием таблиц необходимо провести анализ данных и выполнить нормализацию данных. С учетом этих замечаний таблицы имеют вид представлен на рисунке 7.