ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Постановка задачи и характеристика предметной области.
1.2 Разработка концептуальной, логической и физической модели информационной системы
1.2.1 Краткое описание информационной системы
1.2.2 Описание целей и задач информационной системы
1.2.3 Создание модели вариантов использования
1.2.4 Создание логической модели информационной системы
2 Проектирование базы данных информационной системы
3 Представление физической реализации системы
После определения действующих лиц (таблица 4) на основе анализа требований к информационной системе строится диаграмма вариантов использования системы [5-6] (рис.2) и определяется перечень вариантов использования системы (таблица 5).
Рисунок 2 - Диаграмма вариантов использования системы (use-case)
Таблица 4 - Перечень действующих лиц
Идентификатор | Актер |
AC-1 | Менеджер |
AC-2 | Руководитель |
Таблица 5 - Перечень вариантов использования
Действующее лицо | Идентификатор | Описание | ||
AC-1 | UC-1 | Ведение справочника сотрудников | ||
AC-1 | UC-2 | Ведение реестра заказов | ||
AC-1 | UC-3 | Ведение реестра клиентов | ||
AC-1 | UC-4 | Ведение реестра заказанных номеров | ||
AC-1 | UC-5 | Ведение справочника сотрудников | ||
AC-1 | UC-6 | Просмотр отчет по заказанным номерам | ||
AC-2 | UC-6 | Просмотр отчет по заказанным номерам | ||
AC-1 | UC-7 | Просмотр финансового отчета | ||
AC-2 | UC-7 | Просмотр финансового отчета |
Для каждого из вариантов использования системы определяется сценарий использования системы.
Наименование прецедента. UC-1 Ведение справочника сотрудников. Добавление нового сотрудника (рис.3).
Актеры. Менеджер
Предусловия. Пользователь зарегистрирован и вошел в систему. Открыто окно Справочник сотрудников.
Краткое описание.
Основной поток событий
1.Менеджер: вводит ФИО сотрудника, его должность, телефон и адрес | Все поля заполнены |
3. Менеджер: После заполнения полей нажимает кнопку Сохранить для сохранения данных в БД. | Если поля заполнены правильно данные сохраняются в БД. Иначе выводится сообщение об ошибке. |
4. Менеджер: Если данные сохранены успешно | Завершения сеанса. |
Альтернативный поток 1.
1. Менеджер: Если поля заполнены не правильно. | Выдать сообщение: Ошибка ввода данных. |
Альтернативный поток 2.
1. Менеджер: При сохранении данных утеряна связь с БД. | Выдать сообщение: Ошибка сохранения данных. |
Рисунок 3 – Реализация варианта использования при помощи диаграммы деятельности
Наименование прецедента. UC-5 Ведение реестра заказов. Добавить заявку (рис.4).
Актеры. Менеджер
Предусловия. Пользователь зарегистрирован и вошел в систему. Открыто окно Реестр заказов.
Краткое описание.
Основной поток событий
1.Менеджер: Выбирает из выпадающего списка номер. | Если есть соединение с БД, выбирает нужный номер. |
2. Менеджер: Выбирает клиента из выпадающего списка | Если есть соединение с БД, выбирает нужного клиента. |
3. Менеджер: Заполняет поля заказа. После заполнения полей нажимает кнопку Сохранить для сохранения данных в БД. | Если поля заполнены правильно данные сохраняются в БД. Иначе выводится сообщение об ошибке. |
4. Менеджер: Если данные сохранены успешно | Завершения сеанса. |
Альтернативный поток 1.
1. Менеджер: Если клиента нет в БД. | Выдать сообщение: Добавить клиента в БД. Открывается окно Справочник клиентов. |
Альтернативный поток 2.
1. Менеджер: При сохранении данных утеряна связь с БД. | Выдать сообщение: Ошибка сохранения данных. |
Рисунок 4 – Реализация варианта использования при помощи диаграммы деятельности
1.2.4 Создание логической модели информационной системы
Определение объектов. Объекты - это люди или предметы, описанные в сценариях использования системы. На основе объектов создаются сервисы, атрибуты и отношения. Объекты проектируемой информационной системы представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Объекты проектируемой системы.
Объект | Описание |
Менеджер | Менеджер формирует данные в БД |
Заявки | Данные по заявкам для бронирования номеров |
Номера | Данные по номерам гостиницы |
Сотрудники | Данные о сотрудниках гостиницы |
Заказ | Данные по заказанным номерам гостиницы |
Оплата | Данные по оплатам за заказанные номера |
Клиенты | Данные о клиентах гостиницы |
Идентификация классов, участвующих в реализации потоков событий вариантов использования. В потоках вариантов использования используются классы трех типов [8]:
Граничные классы (Boundary) - служат посредником при взаимодействии внешних объектов с системой.
Классы-сущности (Entity) - представляют собой ключевые абстракции (понятия) разрабатываемой системы.
Управляющие классы (Control) - обеспечивают координацию поведения объектов в системе.
Пример набора классов, приведен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Диаграмма классов для прецедента
2 Проектирование базы данных информационной системы
2.1 Структура базы данных
Для того чтобы спроектировать реляционную БД нужно выделить определенную совокупность таблиц, которые содержат необходимую информацию, и установить связи между этими таблицами. Для того, чтобы спроектировать БД таким образом, применяют два подхода: сверху вниз или снизу вверх. При первом подходе сначала определяются основные задачи, для решения которых строится БД и потребности этих задач в определенных данных. А уже потом эти данные распределяются по таблицам и связываются между собой. При втором подходе изучается предметная область, реквизиты всех документов, проводится анализ данных и устанавливаются типовые объекты этой области. После чего строятся реляционные таблицы и связи между ними. Вообще процесс проектирования БД распределяется на следующие этапы [8]:
1 этап. Формирование заданий по ведению информации, выборках и создании отчетов, решение которых необходимо при работе БД. На этом этапе, прежде всего, учитываются уже существующие документы (накладные, расчеты, бланки и т.д.)
2 этап. Анализ данных. Определяются данные, которые должны находиться в БД и обеспечивать выполнение необходимых задач. Эти данные, как правило, представлены в виде реквизитов, которые содержатся в различных документах - источниках БД.
3 этап. Определение структуры данных. На этом этапе все данные распределяются по объектам, и эти объекты сопоставляются с таблицами нашей БД. Для каждого из данных надо указать его имя в таблице, тип и формат. В реляционной БД на этом этапе проводят процесс нормализации, с помощью которого выбирается наиболее эффективный и гибкий способ хранения информации.
Правила нормализации:
-
Каждое поле любой таблицы должно быть уникальным (не дублировать данные). -
Информационный объект должен иметь уникальный идентификатор - первичный ключ (простой или сложный). -
Всё не ключевые поля должны быть независимы. -
Все поля, которые входят в составленный ключ, тоже должны быть взаимно независимыми. -
Каждому значению первичного ключа должно соответствовать только одно значения не ключевого поля, и это значение должно относиться к объекту таблицы.
4 этап. Формирование связей между таблицами БД.
Выполним логическое проектирование базы данных Оформление командировок сотрудниками
1 этап. На первом этапе формируем перечень задач.
Нужно построить базу данных, работая с которой пользователь сможет решать следующие задачи:
-
автоматизированное формирование заявок на бронирование номеров; -
автоматизированное формирование и печать квитанции на оплату; -
автоматизированное ведение реестра заявок; -
автоматизированное ведение реестра клиентов; -
автоматизированное ведение реестра номеров; -
автоматизированное ведение реестра брони
2 этап. Для каждой из задач, которые были выделены на первом этапе, определяют объекты и их атрибуты (рис.6).
Рисунок 6 – ER-диаграмма данных
3 этап. На этом этапе осуществляется переход от объектов в таблицы. Перед созданием таблиц необходимо провести анализ данных и выполнить нормализацию данных. С учетом этих замечаний таблицы имеют вид представлен на рисунке 7.