ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Постановка задачи и характеристика предметной области.
1.2 Разработка концептуальной, логической и физической модели информационной системы
1.2.1 Краткое описание информационной системы
1.2.2 Описание целей и задач информационной системы
1.2.3 Создание модели вариантов использования
1.2.4 Создание логической модели информационной системы
2 Проектирование базы данных информационной системы
3 Представление физической реализации системы
Рисунок 6 – Логическая модель данных
Таблицы базы данных, с описанием атрибутов, типов данных и ключевых полей представлены на рис.7-12.
Рисунок 7 – Таблица Заказ
Рисунок 8 – Таблица Клиент
Рисунок 9 – Таблица Номер
Рисунок 10 – Таблица Оплата
Рисунок 11 – Таблица Сотрудники
Рисунок 12 – Таблица Тип номера
В таблице 7 представлено описание связей между таблицами модели данных.
Таблица 7 – Описание связей между таблицами
Родительская сущность | Дочерняя сущность | Тип связи | Мощность связи |
Сотрудники | Заказ | НИД | 1:М |
Тип номера | Номер | НИД | 1:М |
Номер | Заказ | НИД | 1:М |
Заказ | Оплата | НИД | 1:М |
Клиент | Заказ | НИД | 1:М |
4 этап. На основе информации о связи объектов, которая была сформирована на третьем этапе, строим схему связей (рис.13).
Рисунок 13 – Физическая модель данных
Физическая модель данных показывает, как модель будет выглядеть в СУБД. Модель физической базы данных отображает все структуры таблиц, включая имя столбца, тип данных столбца, ограничения столбцов, первичный ключ, внешний ключ и отношения между таблицами. К характеристикам физической модели данных относятся:
-
Спецификация всех таблиц и столбцов. -
Внешние ключи используются для идентификации связей между таблицами. -
Денормализация может происходить на основе требований пользователей. -
Физические соображения могут привести к тому, что физическая модель данных будет сильно отличаться от модели логических данных. -
Физическая модель данных будет отличаться для разных СУБД. Например, тип данных для столбца может отличаться между MySQL и SQL Server.
Шагами для проектирования физической модели данных являются:
-
Преобразование сущностей в таблицы. -
Преобразовать отношения во внешние ключи. -
Преобразование атрибутов в столбцы.
Для реализации базы данных выбрана СУБД MS SQL Server 2014. Для создания базы данных создан SQL-скрипт, который представлен в Приложении А.
Рисунок 14 – Схема данных в СУБД
Схема данных, реализованная в СУБД MS SQL Server 2014 представлена на рис.14.
3 Представление физической реализации системы
3.1 Диаграммы компонентов
При выполнении учебных курсовых проектов для более полного отражения принятых проектных решений рекомендуется строить диаграммы компонентов для следующих представлений:
1) модель исходного программного кода системы;
2) модель исполняемого программного кода системы;
3) модель артефактов системы, поставляемой заказчику.
На первой диаграмме следует отобразить распределение классов по файлам с исходным кодом; на второй — представить с помощью стереотипов расширения «compile» и (или) «build» трансформацию исходного кода в исполняемый код, т. е. показать взаимосвязь между одними и теми же артефактами, представленными в разных физических форматах; на третьей — представить связь указанных программных артефактов с информационными и сторонними артефактами, т. е. с базой данных и СУБД.
На рис. 15-17 представлены примеры перечисленных ранее вариантов диаграмм компонентов. В реальном проекте помимо проблемных классов, операции которых реализуют бизнес-логику приложения, существует большое количество вспомогательных классов — это всевозможные формы, формирующие пользовательский интерфейс. По этой причине модель исходного кода может оказаться очень объемной. Если учесть, что в некоторых системах программирования с каждой формой связывается не один, а несколько файлов (например, в C# таких файлов три), то для того, чтобы диаграмма не «потонула» в деталях, либо ограничиваются указанием основных ассоциированных файлов, либо не выносят вспомогательные классы на диаграммы.
Рисунок 15 - Диаграмма компонентов модель исходного программного кода
Рисунок 16 - Диаграмма компонентов — модель исполняемого программного
кода
Рисунок 17 - Диаграмма компонентов — модель артефактов системы, поставляемой заказчику
Из рис. 15 видно, что классы проекта реализуются в виде артефакта hotel.cs. Этот артефакт представляет собой исходный код создаваемой программы.
Рисунок 16 иллюстрирует следующее: исполняемый код программы размещается в файле (артефакте) hotel.exe и создается в результате трансляции исходного кода, находящегося в файле hotel.cs .
На рис. 17 представлено простейшее проектное решение, в котором интерфейс пользователя совмещен с бизнес-логикой и вместе они реализованы в виде исполняемой программы, размещаемой в файле hotel.exe. Этот компонент (его принято называть толстым клиентом) взаимодействует с базой данных через интерфейсы СУБД — стороннего компонента, используемого в проектируемой системе.
Рисунок 18 - Диаграмма компонентов — модель артефактов системы с трехзвенной архитектурой
Как правило, классы-формы пользовательского интерфейса отделяют от проблемных классов, создавая их в разных проектах приложения. При этом проект приложения с пользовательским интерфейсом транслируется в исполняемый файл, а проект приложения с прикладными классами — в динамическую библиотеку. При этом модель артефактов приложения принимает вид, показанный на рис. 18. Артефакт hotel.exe реализует пользовательский интерфейс, называемый тонким клиентом. Бизнес-логика реализуется отдельным компонентом hotel.dll, взаимодействующим с базой данных через интерфейсы СУБД.
3.1. Диаграмма развертывания.
Размещение артефактов приложения по физическим устройствам отображается диаграммой развертывания.
Рисунок 19 - Диаграмма развертывания — все артефакты размещаются в одном компьютере
Рисунок 20 - Диаграмма развертывания — артефакты распределены по трем компьютерам
Основными узлами на этой диаграмме являются компьютеры, в которых размещаются артефакты приложения
, основными из которых являются физические воплощения пользовательского интерфейса, бизнес-логики и базы данных. Все эти три артефакта можно разместить либо в одном компьютере, либо в двух, либо в трех. Указанные варианты внешне соответствуют одно-, двух- и трехзвенной архитектурам, хотя, конечно, количество звеньев архитектуры определяется не размещением компонентов по машинам, а способом организации основных частей системы и формой взаимодействия между ними.
Изображение одномашинного размещения артефактов приложения показано на рис. 19, а трехмашинного — на рис. 20.
Заключение
В работе рассмотрена предметная область: Организация работы гостиницы. Проведен анализ предметной области и описана бизнес-процессы, выполняемые в рамках данной предметной области.
На основании анализа выполнено проектирование информационной системы для информационного обеспечения бронирования и заказов номеров в гостинице.
Описаны основные актеры и объекты информационной системы. Выполнено описание сценариев использования основных бизнес-прецедентов проектируемой системы.
Выполнены концептуальное и логическое проектирование информационной системы.
Разработана логическая и физическая модели данных для обеспечения работы проектируемой информационной системы.
Внедрение разработанной информационной системы значительно повысит автоматизацию бизнес-процессов гостиницы, что позволит снизить нагрузку на менеджеров компании и снизит количество бумажных документов.
Список использованных источников
-
Мартин Фаулер. UML. Краткое руководство по стандартному языку объектного моделирования / Мартин Фаулер. – СПб: Символ-Плюс, 2011. – 192 с. -
УэндиБоггс. UML и RationalRose / УэндиБоггс, Майкл Боггс. – М.: Лори, 2008. – 600 с. -
Трофимов С. А. CASE-технологии. Практическая работа в RationalRose / С. А. Трофимов. – М.: Бином-Пресс, 2002. – 288 с. -
КрэгЛарман. Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования. Введение в объектно-ориентированный анализ и проектирование. / КрэгЛарман. – М.: Вильямс, 2008. – 736 с. -
Пол Киммел. UML. Основы визуального анализа и проектирования. / Пол Киммел. – М.: НТ-Пресс, 2008. – 272 с. -
Пол Киммел. UML. Универсальный язык программирования / Пол Киммел. – М.: НТ-Пресс, 2008. – 272 с. -
Новиков Ф. А. Моделирование на UML. Теория, практика, видеокурс / Ф. А. Новиков, Д. Ю. Иванов. – М.: Наука и техника, 2010. – 640 с. -
Хомоненко А.Д. и др. Базы данных: учебник для высших учебных учреждений / Под общей редакцией А.Д. Хомоненко, В.М. Цыганкова, М.Г. Мальцева. – СПб. : «Корона принт», 2002. – 724 с.