Файл: Клиническая психология и практика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 3


Раздел 2. Клиническая психология и практика
Клиническая психология тесно связана с такими дисциплинами, как психопатология, патопсихология, неврология, психология, нейропсихология, психосоматика.

Связь клинической психологии с психопатологией прослеживается в особой области медицинской науки - психопатологии. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым они рассматривают больных людей. Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные психические функции. Однако Б. Д. Карвасарский вполне справедливо замечает, что невозможно представить себе изучение психических расстройств без какого-либо обращения к норме и учета ее. Этот ученый усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной только в том, какими категориями пользуется та или иная дисциплина для описания психических нарушений. Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления, тогда как психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром, симптомокинез (динамика возникновения, развития, существования, соотношения и исчезновения элементов синдрома), синдромотаксис (взаимосвязь различных синдромов)) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).

Связь клинической психологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической). Существует даже отдельная междисциплинарная область медицины - психоневрология.


Связь клинической психологии с психологией проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

Клиническая нейропсихология — является основным направлением, задача которого заключается в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга. Объектом исследования в ней является мозг больного или травмированного человека, а предметом исследования — причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой — их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь Лурия разработал комплекс методов клинического нейропсихологического обследования.

В возникновении любого заболевания участвуют психогенные компоненты. Однако психосоматическими традиционно называют такие физические нарушения, которые изначально вызваны были психическими причинами. Психосоматическая патология – это своеобразный резонанс психических процессов.

Практическое задание 4


Раздел 2. Клиническая психология и практика

Таблица 1

Задачи и функции психолога в воспитательных учреждениях


п/п

Учреждение

Задачи
психолога

Функции
психолога

1

Детский сад

предупреждение семейного неблагополучия

Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем

2

Центр дошкольного образования

изучение личности учащихся и детских коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания

Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.

Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности



Таблица 2

Задачи и функции психолога в образовательных учреждениях


п/п

Учреждение

Задачи
психолога

Функции
психолога

1

Школа

своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков

Разработка требуемых программ по психолого-педагогическому направлению.

Отслеживание поведения учащихся и выявление причин возможных проблем.

Заполнение требуемых документов и внесение сведений в базы данных учреждения, в соответствии с профилем своей деятельности

2

ДЮСШ

изучение личности учащихся и ученических коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания; - своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально-опасном положении, содействие созданию условий для формирования адаптивных социальных навыков; предупреждение семейного неблагополучия.

Взаимодействие с другими сотрудниками учреждения, а также с родителями учащихся, в пределах своих обязанностей.

Участие в составлении образовательных планов учреждения.

Оказание необходимой психологической поддержки коллегам и учащимся.

Проведение консультационных мероприятий с учащимися по проблемам их развития.



Таблица 3

Задачи и функции психолога в лечебных учреждениях


п/п

Учреждение

Задачи
психолога

Функции
психолога

1

Больница

Психологическая помощь и поддержка пациентам

Оказание медико-психологической помощи, консультации и терапия. Составление профессиональных заключений по документам, затрагивающим психолого-педагогическую сторону деятельности учреждения.

Мониторинг результатов применения психолого-педагогических методов при работе с учащимися.

Определение отклонений у отдельных учащихся в сфере психологии и обучения, а также разработка мер по коррекции данных нарушений.

2

Санаторий

Выявление отклонений от нормы, диагностика, психологическая поддрежка

Проведение психодиагностических мероприятий в соответствии с заданными критериями.

Информирование руководства о замеченных проблемных моментах в работе учреждения.

Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических нормативов пациентов в пределах своей зоны ответственности.

Прохождение профессиональной аттестации в соответствии со стандартами учреждения.