Файл: лекция Общее устройство транспортного средства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебный вопрос № 2. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем

АВТОМОБИЛЬ – самоходная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем. Автомобиль состоит из отдельных систем, механизмов, агрегатов и узлов (СЛАЙД № 10).

Современный автомобиль представляет весьма сложное изделие, в конструкции которого насчитывается 1500 - 18000 деталей, объединенных в многочисленных узлах, механизмах, агрегатах и системах (рис. 3, 4, 5).

ДЕТАЛЬ – (от французского detail, буквально – подробность) – изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций. Это также изделия, подвергнутые защитными или декоративными покрытиями или изготовленные из одного материала с помощью пайки, склейки, и т.п. (винт подвергнутый хромированию; трубка, спаянная или сваренная из одного куска листового материала).

УЗЕЛ – соединение нескольких деталей, выполняющих определенную (заданную) функцию в изделиях одного назначения только, совместно с другими их составными частями (вал с шестерней).

МЕХАНИЗМ – подвижное соединение узлов и деталей, обеспечивающее преобразование одного вида движения в другое (КШМ, ГРМ).

Рис. 3. Основные элементы автомобиля (СЛАЙД № 11):

АГРЕГАТ – (от латинского aggrego – присоединяю) соединение узлов и деталей, объединенное общей деталью, обладающей полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно и способностью выполнять определенные функции в изделии или самостоятельно (КП, РК).

СИСТЕМА (от греческого sistema – целое, составленное из частей; соединение) – совокупность устройств, не объединенных в одно целое территориально, но объединенных общностью выполняемой функции в рабочем процессе агрегата или машины (система питания двигателя, тормозная система).

Несмотря на многочисленность узлов, механизмов, агрегатов и систем в автомобиле, все они имеют строго определенное функциональное предназначение и повинуясь принятой методике изучения автомобиля (от простого к сложному, от общего к частному) мы все его составные части будем объединять в пять групп, включая в себя пять основных частей: двигатель; шасси; кузов; электрооборудова-

ние; дополнительное оборудование.


Системная иерархия деталей, узлов, механизмов и агрегатов представлена на рис.6.

Рис. 4. Общее устройство автомобиля Урал (СЛАЙД № 12):

Рис. 5. Общее устройство автомобиля Камаз (СЛАЙД № 13)

Рис. 6. Системная иерархия деталей, узлов, механизмов и агрегатов (СЛАЙД № 14)

ШАССИ - (от французского chassis, от латинского capsa – ящик, вместилище) – часть транспортного средства, включающая трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления и предназначенная для передвижения автомобиля по опорной поверхности, изменения скорости и направления его движения (СЛАЙД № 15).

КУЗОВ – часть автомобиля, включающая у грузового автомобиля кабину, грузовую платформу, оперение и предназначенная для размещения и защиты от окружающей среды (дождя, снега, пыли и т.п.) водителя и пассажиров, а также двигателя и перевозимого груза.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ – включает, как правило, лебедку, подъемник запасного колеса, СРДВШ.

Каждый автомобиль можно разделить на следующие основные части: двигатель, шасси, кузов, электрооборудование, дополнительное оборудование.

Шасси объединяет трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления (рис.7).

Рис. 7. Шасси автомобиля (СЛАЙД № 16)

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение (рис. 8). На современных автомобилей применяются поршневые двигатели - двигатели внутреннего сгорания. В них теплота, выделяющаяся при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу.

Рис. 8. Двигатель внутреннего сгорания (СЛАЙД № 17)

Трансмиссия передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента (рис.7).

В трансмиссию входят следующие механизмы: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Последние три механизма составляют ведущий мост.

Рис. 9. Сцепление автомобиля (СЛАЙД № 18)

Автомобиль повышенной проходимости в отличие от автомобиля обычной проходимости имеет два, три, четыре ведущих моста, а в трансмиссию его кроме известных механизмов и агрегатов дополнительно устанавливают (за коробкой передач) раздаточную коробку, которая через карданные передачи распределяет крутящий момент между соответствующими ведущими мостами.


Сцепление обеспечивает передачу крутящего момента двигателя, временное разъединение и плавное соединение двигателя с трансмиссией (рис. 9).

Коробка передач дает возможность менять величину крутящего момента, передаваемого от двигателя к ведущим колесам, двигаться автомобилю передним и задним ходом и разъединяет двигатель от трансмиссии на длительное время (рис. 10).

Рис. 10. Коробка передач автомобиля (СЛАЙД № 19)

Карданная передача дает возможность передавать крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке и далее к ведущим мостам под изменяющимися углами (рис. 11).

Главная передача преобразует крутящий момент и передает его от карданного вала через ведущую шестерню и дифференциал на полуоси под постоянным углом.

Рис. 11. Карданная передача и ведущие мосты (СЛАЙД № 20)

Дифференциал дает возможность вращаться ведущим колесам с различной скоростью.

Полуоси передают момент ведущим колесам автомобиля. Ходовая часть состоит из рамы, на которой установлен кузов и все механизмы автомобиля, подвески (рессоры и амортизаторы), передних и задних мостов и колес. Крутящий момент, подводимый от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам, вызывает противодействие дороги, которое выражается силой реакции, приложенной к ведущим колесам и направленной в сторону движения автомобиля. Силы реакции передаются на ведущий мост, а от него через рессоры автомобиля и толкают ее вперед. Рама в свою очередь, передает эти силы через передние рессоры на передний мост и к передним колесам, вызывая поступательное движение автомобиля.

В механизмы управления входят рулевое управление и тормозная система. Рулевое управление обеспечивает движение автомобиля по заданной водителем траектории пути движения. Изменение направления движения автомобиля происходит благодаря повороту передних – управляемых колес на разные углы (рис.12).

Рис. 12. Рулевое управление автомобиля (СЛАЙД № 21)

Тормозная система позволяет быстро уменьшить скорость движения вплоть до полной остановки, а также удерживать на месте неподвижно стоящий автомобиль (рис. 13).

Рис. 13. Схема пневмопривода тормозов (СЛАЙД № 22)


Кузов, устанавливаемый на раме, предназначен для размещения водителя и пассажиров в легковом автомобиле, автобусе, груза в грузовом (рис.8). Кузов грузового автомобиля состоит из платформы для груза, кабины водителя, капота, закрывающего двигатель и оперения.

Электрооборудование составляют источники электрической энергии и потребители электрической энергии (рис.14).

Рис. 14. Общая схема системы электрооборудования (СЛАЙД № 23)

Источниками электрической энергии на автомобиле являются аккумуляторные батареи, генераторы тока, регуляторы напряжения с фильтрами подавления радиопомех.

К потребителям электрической энергии относятся:

    • система электрического пуска двигателя (стартер);

    • система зажигания (только для карбюраторных двигателей);

    • приборы освещения, световой и звуковой сигнализации;

    • контрольно-измерительные приборы.

Благодаря электрооборудованию обеспечивается поворот коленчатого вала двигателя при его пуске, воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя (у карбюраторных двигателей), освещение проезжей части дороги и салона автомобиля, световая и звуковая сигнализация и питание электроизмерительных приборов.

Система питания сжатым воздухом служит для обеспечения работы пневматического привода тормозов, системы регулирования давления воздуха в шинах, раздаточной коробки.

К дополнительному оборудованию относятся: лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах, отопитель кабины, стеклоочиститель, устройство для обмыва ветрового стекла, подъемник запасного колеса.

Выводы по вопросу.


Учебный вопрос № 3. Краткие технические характеристики грузовых автомобилей

В таблице 1 приведены основные технические характеристики изучаемых на кафедре автомобилей. Грузоподъемность и масса указываются максимальными.

Один из основных автомобилей, используемых в ВС РФ - автомобиль многоцелевого назначения Урал-4320-31 грузоподъемностью 6,0, который предназначен для монтажа вооружения и военной техники всех видов Вооруженных Сил и родов войск, буксировки артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов, перевозки ВТИ и личного состава.

Автомобиль разработан на замену автомобиля Урал-4320-02 в составе семейства, включающего бортовой автомобиль, автомобиль транспортного назначения, шасси, а также седельный тягач, в том числе с активным приводом колес полуприцепа. Уровень унификации внутри семейства составляет около 90%. Серийно выпускается с 1996 года. В отличие от Урал -4320-02 на автомобиле установлены: дизельный двигатель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с.; сцепление - ЯМЗ-238; коробка передач ЯМЗ-236У, пятиступенчатая, трехходовая. Полная масса прицепа 11,5 т.

Таблица 1. Технические характеристики военных автомобилей (СЛАЙД № 25)

Основные понятия и термины

Основные понятия и термины военных автомобилей см. на рис.15.

Рис. 15. Технические характеристики военных автомобилей (СЛАЙД № 26)

РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ (литраж) - сумма рабочих объемов всех цилиндров поршневого двигателя, выраженная в литрах (СЛАЙД № 27) .

ГАБАРИТНАЯ ДЛИНА – расстояние между крайними передней и задней точками транспортного средства.

МАРКА автомобиля (от нем. Marke – знак, метка) – знак фирмы.

МОДЕЛЬ автомобиля (от франц. modele, итал. modello, от лат. modulus – мера, образец, норма) - образец, служащий эталоном для серийного или массового воспроизведения.

МОДИФИКАЦИЯ (от позднелат. modifico – видоизменяю, меняю форму) – внесение изменений в базовую модель, повышающих ее соответствие специализированному назначению (например, увеличение или уменьшение базы автомобиля).