Файл: Фома Аквинский Краткая биография.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фома Аквинский

Краткая биография

  • Фома родился незадолго до или в 1225 году в замке Рокказекка близ Аквино и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из состоятельного неаполитанского рода.В 1239—1243 годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению.
  • в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Фома Аквинский стал учеником Альберта Великого.
  • В 1248—1250 годах Фома учился в Кёльнском университете, куда переехал вслед за своим учителем. В 1252 году возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закреплённых за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете.В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение 10 лет он преподаёт богословие в Италии — в Ананьи и Риме.
  • В 1269 году вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против учёного Сигера Брабантского.В начале 1274 года Фома Аквинский умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.
  • Фома Аквинский считал, что как богословие, так и философия изучают Бога и его творения.
  • Фома Аквинский различал два источника познания истины: «из природы» и через божественное откровение. Следуя идеям Аристотеля, в «Сумме теологии» Фома Аквинский определял истину как «соответствие интеллекта и вещи».
  • Фома Аквинский не соглашался с «онтологическим» доказательством существования Бога, предложенным Ансельмом Кентерберийским. В противовес ему он выдвинул пять аргументов в пользу существования Бога, из которых наибольшую известность получил так называемый «космологический» аргумент. Суть его заключается в истолковании существования Бога как «первопричины» всех вещей. Как первопричина, Бог создает многочисленные роды и виды вещей, наделенных различной степенью совершенства. Особое место в творении занимает человек, являющийся единством материального тела и души как формы тела.

Основные труды

  • два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
  • дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
  • ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
  • несколько трактатов об алхимии
  • стихотворные тексты для богослужения,

Сумма теологии

  • Сумма теологии — фундаментальный философско-богословский трактат Фомы Аквинского. Был начат в 1265 году и к моменту смерти автора не был завершён.
  • «Сумма теологии» — главный труд одного из 36 Учителей католической церкви, чей вклад в теологию папа Бенедикт XV охарактеризовал словами: «Церковь провозгласила доктрину Фомы Аквинского своей доктриной»[3].
  • Трактат стал очень популярен уже с первых его изданий.
  • «Сумма теологии» известна также изложенными там пятью доказательствами бытия Бога (viae quinque). По первоначальному своему замыслу Фома Аквинский полагал составить лишь «руководство для начинающих», в котором под одной обложкой было бы сосредоточено изложение и рассмотрение всех основных богословских учений своего времени. Фактически, теолог составил фундаментальный свод практически всех проблем христианского богословия на Западе.

СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ

  • Один из самых известных трактатов Св. Фомы Аквинского, написанных в виде четырех книг между 1259 и 1265 годами. Полное название – «Книга об истине католической веры против язычников»один из основных трудов Фомы Аквинского, написанный в Риме в 1259–64, был вызван к жизни происходящим активным интеллектуальным обменом между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. Фома стремился здесь, исходя из философской позиции, защитить основоположения христианской веры. Этот обширный труд разделен на четыре книги.
  • Вероятно, оно было написано, чтобы помочь миссионерам в разъяснении христианской религии и защите ее от несогласных положений доктрины в исламе и иудаизме.

Историческое значение философского учения Фомы Аквинского.

  • Достаточно всеохватывающее философско- богословское учение Фомы Аквинского явилось одним из высших достижений в развитии схоластики. За заслуги перед католической церковью, выразившиеся в адаптации аристотелевской философии к христианскому богословию, он был в 1323 г. на очередном Вселенском соборе причислен к лику святых. Его учение и в наше время выступает как ведущее направление католической теологии, поскольку официальной теологией Ватикана является неотомизм модернизированная версия взглядов Ф.Аквинского. Что же касается его сугубо философских взглядов, то они представляют лишь историческую ценность, как и вся схоластика в целом.

Спасибо за внимание