Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Экономика организации (спо, курс 2) Тема Адаптация предприятия к рынку Фамилия студента Маликова Имя студента.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Основные направления развития адаптации предприятий к рынку в России
Современное состояние механизма рынка в РФ можно охарактеризовать тем, что в ряд сфер, прежде всего в торговле в розницу, все более явственно обнаруживается конкуренция. В связи с этим не одинаковые цены на одну и ту же продукцию на разных торговых предприятиях, больше разнообразия в ассортименте по качеству, видам, фасонам, расцветкам и т.п. Покупатель обретает довольно реалистическое право выбора, к пользованию которым начинает привыкать.
Модель управления адаптацией представляется в виде:
F = С + f (ΔС, А1, А2, А3, А4, А)
в таком случае
F является состоянием предприятия при учете воздействия внешней и внутренней среды;
С это исходная формула (план развития) организации. Необходимо использовать аппарат инвестиционного проектирования, который охватывает все сферы деятельности крмпании /2/;
ΔС – несоответствие плана и факта, вызванное изменением во внешней и (или) внутренней среде предприятия;
А1 – адаптирующее решение маркетолога;
А2 – адаптирующее решение операционного менеджера;
А3 – адаптирующее решение менеджера по кадрам;
А4 – адаптирующее решение менеджера финансов;
А – координация (приоритетный выбор) решений.
В подобной модели используется процессный подход к управлению как в построении плана развития предприятия, так и в организации выработки решений адаптации. Отличием от существующих норм, когда любой менеджер принимает решение исключительно в рамках компетенции своих должностных возможностей, в предлагаемой модели такого ограничения нет. Все участники процесса адаптации обладают полной информацией о компании и о синергетических связях согласно сферам деятельности. Решения их системного, взаимно обуславливающего характера.
Модель адаптации пользовалась непосредственно в ходе реализации программы TACIS EDUR 9802. В результате ее применение дало весьма положительные результаты.
Особенное оживление конкурентных начал можно отметить и в сфере услуг, хотя ее довольно низкое развитие во время СССР оказывает весьма сильное влияние: довольно мало соответствующих предприятий, они не оснащены необходимым минимумом оборудования и т.п. Все это продлевает жизнь системе «бери что дают».
Конкуренция также настойчиво пробивает себе дорогу и в банковской сфере. Количество банковских учреждений резко возрастает, а это уже само по себе вызывает борьбу за клиентов. Активизацию конкуренции любой гражданин России легко может установить, основываясь на рекламе. Если раньше, до становления самого рынка, она скорее вообще отсутствовала, то сейчас можно сказать процветает, вызывая нарекания согласно неотвязности, которая усугубляется крайней примитивностью. Но несмотря на все это несомненно реклама движется вперед и ведет наступательные бои за покупателя и клиента.
Важный аспект рассматриваемый в теме — конкуренция между отечественными и зарубежными товаропроизводителями на рынке России. В условиях закрытой экономики, а также государственной монополии внешней торговли такая конкуренция являлась ограниченной. Но в результате либерализации внешней торговли на российский рынок начали поступать иностранные товары. Последствия подобного импорта для российских производителей не являются однозначными. С одной стороны, появление на наших рынках иностранных товаров расширило базу конкуренции. Ведь для того, чтобы сохранить свои позиции, отечественным производителям необходимо повышать качество товаров, предлагаемых покупателям, снижать затраты их производства, в общем делать все, что необходимо для противостояния достойному конкуренту. Однако справиться с такой задачей отечественные участники конкуренции не всегда имеют возможность. В свою очередь это и является другой стороной дела, которая дает возможность частичного или полного исключения российского товаропроизводителя. В этой связи довольно остро ставится вопрос про осуществление государством необходимых протекционистских мер для поднятия отечественного предпринимательства.
Активная государственная политика, четко направленная на формирование и развитие здоровой конкурентной среды, служит также мощным средством преодоления монополии. Главная цель государственной антимонопольной политики заключается в поддержке оптимального сочетания стихийных и административно-регулирующих сил базирующихся на антимонопольном законодательстве.
Характерным, а также весьма интересным явлением в отечественной экономической жизни последних лет стала либерализация условий хозяйствования в ставшей уже традиционной отрасли - телефония. Большинство высокоразвитых стран в мире предопределили многие под отрасли в область свободной конкуренции. Подобный характер носят также и предпринимаемые государством попытки слегка уменьшить границы естественной монополии в таких областях как железнодорожный транспорт и электроэнергетика. Это в свою очередь может означать, что проблема ценообразования в отраслях с уменьшающимися издержками отпадает автоматически, при этом происходит одновременное обесценивание теоретических построений, которые связаны с анализом "рыночных провалов" в случае естественной монополии. Однако возможно также и опровергнуть данный факт. Необходимо более детально рассмотреть данную проблему.
Современные тенденции рынка в России, связаны с насыщением спроса на коммунальные, транспортные а также телефонные услуги. Устойчиво снижается спрос на услуги железнодорожных перевозок а также почтовой связи, поэтому происходит нарушение сложившиеся в течение десятков лет приоритетов функционирования отраслей естественной монополии. Это требовало пересмотра стратегии их развития. В данных условиях крупные масштабы производства, в отраслях естественной монополии базируясь на бюрократизированных функциональных структурах управления, служат фактором экономического регресса. Помимо того, аналогичные факторы с моделью дезорганизации экономики советского времени, которая была приведена выше, естественные монополии в западных странах трансформировались в механизм давления на власть государства в целях лоббирования конкретных экономических интересов.
На стадии становления рынка новых услуг (телекоммуникационных и информационных) в России (в чем состоит коренное ее отличие от многих западных стран) их производство обеспечивают множество мелких, а также средних предприятий. Каждое из них предоставляет уникальную технологию информационной передачи. Во время того, как базовая телефонная сеть, которая отягощена бременем старого электромеханического оборудования, становится неспособной к конкуренции с новыми участниками на рынке связи, большинство платежеспособных клиентов, которые испытывают потребность в новых услугах, не хотят использовать традиционную связь, и переключаются на телекоммуникационные сети новейших операторов. Интенсивность процесса по привлечению абонентов определяется соотношением спроса, а также предложения новых услуг. Понятно и то, что состояние рынка не может быть статичным, фиксированным в точке долгосрочного баланса. Его движение обуславливается, с одной стороны, смещением вниз кривой предложения в силу медленного удешевления производства новейших услуг, а с другой стороны, что является более существенным, перемещением вверх кривой спроса.
Заключение
Рыночная экономика это динамическая система, другими словами в ней постоянно происходят изменения. Поэтому процесс адаптации в экономической системе является динамическим, он идет постоянно и довольно многомерен, потому как происходит и на макро-, и на микроуровне, и в краткий период, и в долгосрочный период, в активной, а также в пассивной форме, это приводит как к структурным (качественным) изменениям, так и к изменениям параметров.
Совершенное действие в процессе адаптации при создавшихся условиях по праву можно считать стабилизацией экономики. Довольно стойкое производство конкурентно-способной продукции реализуется посредством уменьшения затрат, которые вполне возможно связаны с хранением лишних запасов как в самой организации, так и на складах фирм-оптовиков; ликвидируются производства работающие в убыток, сокращаются ненужные сотрудники и т.д., это предоставляет рост скорости продвижения готовых изделий от компании – производителя вплоть до клиента и потребителя. Успешная адаптация к трансформации спроса становится реальной, если существует тщательно продуманная политика предприятия. Для того, чтобы адекватно реагировать на поведение потребителя следует заниматься постоянным проведением постоянный мониторинга рынка для того, чтобы определить его конъюнктуру. При этом, внимание производителей не может ограничиваться изучением положения продукции, которая им производиться, оно должно распространяться только на возможные альтернативы и вспомогательный ассортимент. Соотношение запросов потребителя с технологической возможностью предприятия дает возможность строить прогнозы спроса и давать оперативную реакцию на изменения в рыночной конъюнктуре. Вместе с необходимыми условиями способности компании к адаптации достаточными является способность руководства предприятия осуществлять процесс адаптации. В этом случае необходимо наличие у руководства логического, методического аппарата для планирования и управления процессами данного производства.
Глобальные изменения в экономике приводят к возникновению огромной конкуренции. Данный факт говорит о том, что предприятиям необходимо конкурировать по огромному числу направлений всей деятельности. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. Быстрое и по этой причине высокоэффективное реагирование на все модификации во внешней, а также во внутренней среде компании большинство специалистов видят нужным совершать при помощи моделей выхода из ситуаций кризиса. Ограниченность данных моделей заключается именно в том, том, что они не могут учитывать модификации последних лет, которые произошли в организационных и мотивационных сферах труда. Благодаря данным моделям решения управления могут быть сформированы группой внешних аудиторов или же высшим руководством предприятия (разработка альтернативных мер для выхода из ситуации кризиса или же ликвидации аварии и т.п.). Ошибочные стороны такого подхода указываются Б. Гейтсом («Бизнес со скоростью мысли») он говорит о том, что при этом от управления отдаляется интеллектуальный потенциал сотрудников компании. Эффективность адаптации, согласно нашему мнению, как раз и заключается в работе сотрудников на предприятии, их способности к самообразованию и быстрой реакции на изменения.
Целью исследований, результаты которых представляются в работе, является разработка своеобразной модели управления адаптацией предприятия. В ней заложены механизмы организации, а также мотивации его сотрудников.
Самым высоким фактором мотивации в информационную эпоху является доступ к мировой информации и, конечно же, возможность ее эксплуатации для управления предприятием. Потенциал работников, которые получили такой доступ и такую возможность значительно растет. При самовыражении они главным образом приобретают способность адаптировать предприятие к любым изменениям в среде.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
В данной колонке разместите порядковые номера понятий глоссария. Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически. Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее понятий. Пустых строк в таблице быть не должно. | | |
1. | Адаптация | процесс приспособления человека или организации к существующим или изменяющимся условиям. |
2. | Менеджмент | управлениепроизводством: совокупность принципов, методов, средств и форм управленияпроизводством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. |
3. | Предприятие | самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. |
4. | Развитие | необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние. |
5. | Рынок | институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. |
6. | Рыночная экономика | форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. |
7. | Рыночное равновесие | состояние рынка при равенстве спроса и предложения. |
8. | Стратегия организации | взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам. |
9. | Цена | сумма, которую следует уплатить при приобретении товара или услуги. Обычно цена имеет денежное выражение. |
10. | Экономика | развивающаяся в рамках общественно-исторической формации на базе сложившихся производительных сил и производственных отношений стратегия и тактика хозяйственной деятельности, охватывающие все звенья товарного производства, распределения, товародвижения и потребления материальных благ. |