ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Мысль находится в зоне чистого бытия. Она сначала у себя в мышлении, потом переходит в природу, потом в общество (в государство, в семью), он смотрит как это развивается, и понимае,т что это может познать только философия, и раз она это познала, то круг закончился, философия всё, но не всё.
3 этапа
-
чистое бытие.
-
идея переходит в природу
-
идея переходит в общество
Людвиг Фейербах
Человек и мир очень хорошо подлажены друг под друга. Занимался человеком и богом. Его основная работа – сущность христианства (так раздумался, что его отлучили от церквей). Перешёл к механистическому идеализму. Прослеживаются идеи Фомы Аквинского. Мир и человек хорошо встроены друг в друга. Человек может перестроить мир. Как говорил Фома Аквинский, нельзя брать душу без тела (будет или труп, или приведение). Также Фейербах говорит – тело без разума и разум без тела не могут, поэтому человека смотрим как телесное и духовное существо. Поэтому смотрим и высокое, и низкое, всё, что создала природа. В человеке есть слабости, сильные стороны. Всё от природы: и сон, и ум. Не надо искать какую-то сверх-субстанцию, природы более чем достаточно.
Его концепция антропология. Сущность человека-он достаточно совершенное создание природы, но он не всегда это понимает. Он может ошибаться. Человек эгоист, но это нормально. Но есть сфера любви, где эгоистом не будешь. Любящий человек не будет счастлив, если любит в одиночку. Это отношения, они взаимные. При этом относиться к другому человеку надо как к высшей ценности. Это нелюбовь ради любви или ради меня. Это не эгоизм, нет внешней необходимости для меня, но я обязан любить в себе и в другом человеке человека-бога. Несовпадение идеала человека с реальной жизнью порождает зло. Пороки – наша неудавшаяся добродетель. Стремление к идеалу в естественных обстоятельствах принимает уродливые формы.
Далее переход на религию. Это основной предмет, связанный с человеком, ведь человек создал религию. Он тянет религию, он может положить ей конец. Сущность религии не где-то там, а в человеке, человеческом сердце. Не страх и не фантазия создали религию, а эгоизм человека. Его любовь к себе, к родовой сущности, потому что религию рождают наши потребности, потому что бог – то, чем хочет быть человек. Только бедный человек создаёт богатого бога, только смертный человек создаёт бессмертного бога, только несчастный человек создаёт счастливого бога. Потребности развиваются-развивается божество. Возросли потребности-появилась духовная религия (христианство), до этого было что-то менее сильное. Религия, когда есть индульгенция, а потом дальнейшее грешение невечна. Должна возникнуть религия, которая соединит потребности человека и его существование.
Маркс и Энгельс (конец немецкой классической философии).
Капитал Маркса 2-й после Библии. Вся трудность изучения Маркса в том, что марксизм сделали господствующей идеологией. Не надо философскую концепцию делать догмой. Он был гениальным учёным, его основная профессия-экономика, он пишет нефилофские работы, а экономические. Он пишет экономико-философские рукописи. Впервые опубликованы в 1932. Но при этом они с Энгельсом ходят на лекции Гегеля, они его последователи. Он изучает экономические законы, а они выходят на обещство. Изучая экономические законы, он выходит на философский уровень. У него философия-побочный продукт, и это неплохо. Он не занимался специально философией. Он был сначала гегелианцем, объективным идеалистом. Потом он понимает, что у Гегеля всё хорошо, но надо это дело развернуть. Поэтому Маркс и Энгельс экономисты. Он понимает, что можно исследовать то, что есть, а то, что будет, исследовать нельзя, потому что не знаю этого.
Его концепция конкретно для Европы. У марксизма 3 источника: немецкая классика (Гегель, Фейербах) и политическая экономия (Адам Смит, Рекард), утопический социализм (Сенсимон, Форие).
Марксизм имеет 3 составляющие:
-
философская составляющая (исторический (диалекта общества, выведение законов обществ) и диалектический материализм). В историческом материализме упор на экономическую составляющую.
-
Политическая экономия,
-
теория научного коммунизма (целиком и полностью написана в советское время, он чуть набросал сам, но он этим не занимался, ибо коммунизма не было тогда, как можно изучать то, чего нет).
В СССР была концепция марксизм-ленинизм, написанная ни Марксом, ни Ленином. Ленин только разработал концепцию революции, его философские тетради-просто конспекты авторов, а занимался только теорией революции, к философии там отношения почти не было.
Нет универсальных законов для всех этапов развития общ. Стоимость-фактор, цена-субьект. Рынок всегда контролируется. Прибавочная стоимость формируется из недоплаченного труда работника. Исторический материализм:
-
в статике делается срез общества и создается его структура
-
Общество в развитии-базис.
Бытие определяет сознание, экономический фактор-основа.
Сен Симон считал, что есть 3 стадии антиутопии: фурье, эдемизм, социализм.
Маркс считал, что есть стадии с основой экономика:
-
первобытное общество(эксплотаторы и эксплотируемые)
-
рабовладенчество
-
феодализм
-
капитализм
Новое время
Началось в 19в-все положительное может быть получено больно-опытным путем. Наука должна заниматься окружающим миром, других нет.
Создатель-Кант. Попытка отказаться от философии привела к субъективному идеализму.
Этапы позитивизма:
-
классический(Кант, Микель)
-
эмпериокритицизм(Авинариус, Мах, Богданов)
-
неопозитивизм(логический; Рамон, Битгенштейн)
-
постпозитивизм(критика реализма; Пеппер, Локатос, Кун)
-
Научные факты-результаты опыта. 3 стадии:
-
Теологическая
-
Метафизическая (странные сущности)
-
Позитивная (эмпирический этап)
-
Скрытая первопричина-философия. Социальная физика-социология.
-
Эмпериокритицизм-единство субьекта и объекта
-
Неопозитивизм
Философия жизни
Германия
-
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
-
Фридрих Ницше (1844-1900)
Шопенгауэр: Разум не играет роли. Центром является философия жизни. Занимаются ни материей, ни сознанием, а жизнью. Основа на интуиции. Волюнтаристическое направление-воля первична. Попытка объяснить человека и мир через человека. Мир человека. Начинается с того, что бытие не простое-загадочное, философия нацелена на то, чтобы решить эту загадку. Он делит мир на две части: подленную и неподленную, основана на том, что создает мир и человека и на наших представлениях. Мировая воля-стремление к цели, но сама воля-иррациональна. Человек служит воле. Воля саморазрушительна, мир порожденный такой волей, безисходен. Здесь бессмысленно все, пессимизм. Человек слишком замкнут, ему нужно выйти на новый уровень, понять надиндивидуальную значимость через искусство или сострадание.
Мораль имеет смысл в повседневности, мы можем выйти за пределы личности через сострадание.
Не материя, не сознание, а жизнь. Жизнь - органический процесс. Жизнь можно познать по средствам интуиции. Волюнтаристическое направление (воля). Сторонники утверждают - миром правит воля; воля первична. Воля жизни. Воля власти. Артур Шопенгауэр “мир как воля и представление”. Попытка объяснить человеку мир без человека. Часть мира:
Подлинная сущность - это воля. Абстрактное начало бытия, которое создает мир и человека. Наше представление. Мир видится таким, каким мы его себе представляем и как мы его воспринимаем. Вещи, сущности имеют волевую природу. Существует некая мировая воля - стремление к цели. Сама воля-иррациональная, непонятная. Мир вокруг нас - проявление этой воли. Человек - раб воли. Воля заставляет человека жить. Воля бессознательна. Главное ее свойство это борьба.
Воля-нечно саморазрушительное, этот мир наихудший или пессимус. В этом пессимистическом мире жизнь – это сплошное разочарование.
Человек слишком сосредоточен на себя, он эгоистичен в своих представлениях. Чтобы освободиться от этой боли, нужно выйти на индивидуальный уровень, понять свою надиндивидуальную значимость. Пути:
-
Искусство. Художник поднимается мимо себя, поднимается на другой уровень, отражает то, что есть на самом деле, но ведь такой талант есть не у всех.
-
Посредством нравственного опыта. Через сострадание можно выйти из скорлупы и выйти на заботу о человеке, о чужом благе.
-
Сострадание.