ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Демокрит.

Атомистический материализм (Демокрит)

Написал 70 книг, до наших дней ничего не дошло, только обрывки.

Атомос-неделимый, маленькая частичка

Сочетание атома и пустоты(если не будет пустоты, будет монолит) дают многообразие, которое окружает нас. При этом если атомы соединяются вещи появляются, если распадаются-вещь пропадает, значит, вечны только атомы.

Атомы неизменны, непроницаемы, находятся в постоянном движение, обладают свойствами, число-атом, форма-атом, время-атом, имеют порядок.

Демокрит закладывает понятие детерминизма-учение о том, что все не случайно: причинно-следственная связь

Все взаимосвязано, источником мироздания является движение атома, поэтому вселенная и атомы-вечны

Жизнь и смерть-движение атомов тоже. Жизни после смерти нет, атом соединился->атом распался-все

Люди придумали, что Боги бессмертны, они тоже состоят из атомов.

Он считает, что начало познания с ощущений. Какое положение предмета, так мы его и видим, следовательно, звук, вкус, аромат, цвет-это все соединения атомов-> настоящая реальность не вещи и их свойства, а атомы.

Существует что-то в действительности и что-то вне. Во вне существуют вкусы, ароматы и тд, в действительности только атомы и пустота. Поэтому он говорил, что есть познание по истине и по мнению.

Ум додумывает, он получает информацию ощущений, а дальше уже преобразует их

Занимается изучением основы: почему это так?

Вопрос о соотношение бытия и мышления? Решая этот вопрос заложат основы ?. Отсюда пойдет концепция монотеизма.

Ксенофан, Парменид и Зенон.

Ксенофан: философской концепции как таковой он не создал, школы не существовало. Он поставил во главу пантеона богов одного единственного бога, не похожего на человека-всевидящий, всеслышащий, всемыслящий, он чистый ум. Бог неподвижен и находится в покое, управляет всем силой мысли. Небо подобно шару и тождественно космосу, те и природе и мирозданию. Пантеизм-бог и природа едины.

Многообразие в высшем единстве, в основе мысль и она творит все.

Парменид: развил то, что создал Ксенофан, понятие единого вида Бога->единое бытие-высшее(БОГ). Родоначальник западной антологии «Учение о бытие». Он первым будет доказывать свои положения:

-бытие есть, небытия нет: небытие не существует, тк это невозможно познать и выразить. Всякая мысль-мысль о чем-то существующем, о несуществующем не могу мыслить-значит его нет.


Бытие едино и неподвижно. Бытие ничто иное как самая совершенная форма. Бытие - едино, вечно, там нет пустоты, противоположно небытие. Все чувственное познание ложное, говорить о бытие можем только если существует разум.

Зенон-ученик Парменида, доказал его концепцию. Он откроет закон, который позже сформулирует Аристотель.

Закон исключенного третьего: либо одно, либо другое, третьего не дано. Сверхчувственный мир бытия. Наш противоречив, значит не истинный. Апории-непроходимость, логическая неразрешимая ситуация, тупик

Стрела летит, а Зенон доказывает, что нет-апория!

СОФИСТЫ. Учили ораторскому искусству. Способствовали открытиям законам логики и сознания. В философии они привлекают внимание к жизни и людям. В гносеологии вопрос: в состояние ли наше мышление познать мир?-нет. Законы природы(естественные) и общества разделили. Первые агностики, релятивисты-все относительно. Истина относительна и зависит от многих фактов. Истина у каждого своя. Как окажется-так и есть. Будут отрицать объективную истину-сама по себе не зависимо от человека существует. Опирались на концепцию Демокрита и Гераклита. Тезисы:

Мир находится в движение. Меняется не только мир, который изучаю, но и сам меняюсь.

Существует в отношение к чему-то, все относительно

Все изменяется ни как попало, а переходит в свою противоположность.

Выбор всегда за человеком=человек свободен всегда-человек мера всех вещей.

Горгий- все ложное. Ничто не существует. Если что-то есть, то оно не познаваемо, а если познаваемое невообразимо. Релятивизм- отрицание познаваемости.


Пз 3. Сократ (469-359 гг днэ).

Жил в Афинах, не знатный. Ограничивающий фактор-жена со скалкой. В конце его жизни его обвинили в безбожьи, ново божии и приговорили к казни. Последний день проводит в беседах с учениками. Не бежит, потому что должен повиноваться законам, даже если не согласен с ними. Освобождение души от телесной оболочки. Когда ему принесли чашу с ядом, он попросил ещё принести петуха. Этим он говорил, что душа его выздоравливает (по традиции, петух-это как жертва, то есть для выздоровления души).

Сократ ничего не писал, вся информация о нём от Платона и учеников Сократа. Сократ предпочитал диалоги и полилоги.

Сократ обращается к душе человека, познанию себя, потому что во власти философа только сам философ. Он создаёт учение о том, как следует жить. Это этическая концепция, в центре нравственный человек, который познаёт себя. Познать себя по Сократу-узнать себя как общественное и нравственное существо. Гносеология-исходный момент его учения. Т.к. действуем сознательно, то надо вычислить момент «как мы познаём». Надо прикладывать усилия, чтобы искать истину, на что и нацелен Сократ. Истина объективная существует, она одна, но мнений много; её надо найти.

Знание по Сократу-обнаружение общего. Знание-понятие о предмете, достигаемое путём определения. Знание-суметь определить, что это такое. Если нет содержания понятия-то нет знания. Нужно вылезать из повседневной рутины, Сократ называет себя оводом. Сократ считает человека нравственным и познающим существом, а философия-учение о том, как человеку жить. Главное не то, что мы думаем, а что делаем-основа этики.

Эрик Фруман-искусство любить.

Быть хорошим человеком-тоже ремесло, самое трудное в жизни, и оно может быть основой и целью философии.

Таким образом, у Сократа на первом плане этические проблемы. Для человека познать себя-найти понятие нравственных качеств, общее для всех людей. В этике он отождествляет добродетель со знанием. Есть абсолютное различие между добром и злом. Если знаешь, что такое добро, то будешь добрым.

Душа-внутренняя нематериальная субстанция, представляющая внутренний мир человека. В ней воплощены мыслящий разум и нравственность-главные отличия человека от животного. Образование-не дать знание, а сформировать душу человека (то есть нравственность). Если что-то не связано с добродетельностью души, то оно не нужно.

Сократ умер. Что с учениками? Они рассыпались по Греции, создают сократические школы (отрабатывали идеи Сократа):


Школа Киники (циники).

Версии появления названия:

  • Антисфен вёл занятия с учениками на холме Киносар (Афины), поэтому Киники.

  • Кюникос-собачки. Они жили как уличные собаки.

Они не делали нового, лишь развивали старое. Идею Сократа, что философ может жить бедно и ни в чём не нуждаться. Поэтому у них философия-средство, а образ жизни такой-цель.

Антисфен и Диоген это кто? Это люди, которых не принимали в обществе, потому что Антисфен-незаконно рожденный, не имеет никаких прав, а Диоген-чёто там накосячил и его изгнали типа. Поэтому они делают эпатаж-демонстративно не соблюдает законы и нормы, примеряют статус нищих, юродивых. Проповедуют отказ от удовольствия, денег, власти, норм (здорово отказаться от того, чего и нет). Понимали по добродетели счастье. Не может быть добродетельным государство, которое назначило недобродетельных полководцев. Добродетельная жизнь свободна: человек нераб социально, ещё не значит, что не раб. Чтобы быть счастливым-нужно отказаться от потребностей и желаний.

Диоген свёл до минимума свои потребности (жизнь в бочке ежже?). Делал всякий эпатаж типа звал людей, а потом в собравшихся кидал камнями типа это нелюди всё. Он хотел показать, что люди не понимают сущность человека. Нужно убрать все потребности, привязанности, условности, которые мешают жить, тогда будет счастье. Наука не нужно-нужно только познать себя. Выступает против социального равенства, но при этом рабов оставим. Высмеивает богатство, славу, богатство, но при этом женщины общие. Космполит.

Школа Керинаики.

Керине-северный Египет. Основатель-Аристик. Главная идея-гедонизм. Гедоне-наслаждение. Цель и смысл жизни-наслаждение. У души есть плавное и ровное движение, когда всё в кайф, и резкое-когда плохо, больно. Если наслаждение доставляет беспокойство, значит, надо его убирать. Практически ведёт к морализму, потому что наслаждение-хорошо, страдание-плохо, но тогда убивать детей может быть тоже наслаждением-это хорошо? То есть человек не должен быть рабом своих удовольствий. Чтоб убрать раздражающие факторы можно просто убиться.

Академия Платона.

Одна из вершин античности, ученик Сократа, присутствовал при его смерти, его концепция легла в основу философского обоснования Христианства-Аристокл по прозвищу Платон. Почему Платон? Одна версия-широкий лоб-плато и умный; вторая версия-очень спортивный, участвовал в олимпийски играх (в них участвовали голые, чтоб точно знать, что только мужики участвуют), широкоплечий-потому Платон. Очень богатый, богатый отец. Основал в Афинах школу Платоновская Академия (была 3000 лет). До нас дошли его (приписываемые) диалоги. Он разделил философов на материалистов и идеалистов.


Его учение о государстве-первая модель идеального государства, первая европейская утопия. Государство опирается на законы, люди собираются в государство, совместное поселение, потому что это условия для их личностного совершенствования. Оно позволяет людям обуздывать свои низменные желания и приобщаться к мудрости. Государство имеет 3 разряда граждан, так как душа состоит из 3 составляющих:

  1. Правители философы

  2. Воины (гневная часть души).

  3. Ремесленники, торговцы, строители, наёмники (вожделеющая часть души).

То есть чисто касты, но в отличии от индийских каст правители могут при жизни перекидывать по кастам человека, если что-то не сложилось у человека в касте. Нет никакой свободы и индивидуальности людей, практически казарма.

Воины и правители-нет собственности, все живут вместе, семей нет, собственных детей нет (их воспитывает государство), процесс рождения регламентирован, что читать регламентировано, поэтому у них рождается единый разум, никакой индивидуальности. Каждый человек-часть государства, не больше. Всё решают правители-философы, остальным думать не надо. Собственность только у 3 сословия.

Правители-философы: кто в какой разряд пойдёт, процесс спаривания, цензура.

Характерная черта людей этого государства-люди несчастливы, но у них всё будет в загробной жизни.