ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Ницше
Воля к власти. Власть сущность человека и человечности.
Ранний период: окончил семинарию, потом филологический факультет, преподавал филологию. Работа «рождение трагедии из звука музыки», искусство убежище от страданий-Апполон, Дионис. Разрушение индивидуальности, сливание с первоначалом. Сверхчеловек.
Второй период(афоризмы, блоки идей): идеи Шопенгауэра уходят, против традиции христианской концепции. Работа «как говорит Заратустра»-я учу вас о сверхчеловеке. Воля к власти-центр. Стремление к самоутверждению и могуществу. Мир не един, люди не равны. Сильные к власти, слабые подчиняются, но от слабых нужно избавится. Свобода для тех, кто превзошёл традиционную мораль. Христианская мораль-это способ выживания в группе путем кучкования. Претендует на безусловность и абсолютностью, человек хитростью отвоевывает право быть жалким-старание уровнять всех.
Ресентимент-мстительность, вторичное переживание. 4 ступени: неприятные эмоции, из за унижение достоинства, вообще по факту; ненависть и ревность; понятия, что отмстить невозможно; возникновение бессилия и отчаяния.
Вина: стадная и аскетичная(на себя)
Культура на стадии упадка.
Статусность, привольность-человек который борется с собой за себя
Идеал сильный человек, вседозволенность с тз толпы.
Прикован к кровати был, болен. А жена истинная арийка. Ницше обвиняется в том, что он заложил идею фашизма. Он отказывается от сверхествественных аспектов Шопенгауэра, приходит к выводу, что воля есть, никакой альтернативе воле быть не может, но волю надо возвышать, не надо её отрицать. Власть – это сущность человека и человечества (так говорил Заратустра). Там греческие боги как-то задействованы. Там 2 начала: аполлонское и дионисийское (в музыке). Шедевр может возникнуть только при слиянии этих 2 начал. Художник – не творец, а транслятор того, что даёт бог. Древнегречская трагедия – слияние этих 2 начал, когда стихия музыки сливается со словесной формой, то есть только через музыку поэзия приобретает полную значимость. Выступает против рационализма и вспего предыдущего вообще. Понимание несвободы человеческой воли помогает избавиться от ложных моральных теорий, угразений совести, сможешь провести переоценку ценностей. Основная книга Ницшей-«Так говорил Заратустра». Я учу вас о сверх человеке. Для жизни характерно стермление к самоутверждению и к могуществу. Воля – первооснова всего существующего, любая вещь стремится, чтобы доминировать надо всем остальным. Жизнь сама по себе воля к власти. Таким образом концепция становится инивидаулистическая, индивидуализм в абсолюте. Люди не равны, мир построен богом, сильные господствуют, слабые подчиняются, но жизнь сильных испорчена из-за лишних людей, поэтому от слабых нужно избавиться, поэтому «призываю вас не к труду, а к борьбе». Человек должен быть свободен в этом мире, а не в загробном, но свобода удел не многих, а тех, кто сумел в одиночестве противостоять миру, преодолевая мораль. Он говорит о морали, которая появилась в европе в христианстве. При этом она ошибочно воспринимается в качестве морали вообще. Для него христианство – стадность, массовость. Христианство – коллективный эгоистический способ выживания. Эта мораль выражает интересы стада. Христианская мораль – стадный инстинкт в одном человеке.
Существует 2 основных типа морали:
Господ
Рабов. Претендует на безусловность и абсолютность, возвышается над реальными людьми, превращая их в ничтожество. Человек отвоёвывает себе право быть жалким, маленьким, недостойным. Это стадная мораль, стоящая на стаже страда. Ей неинтересна личность. Понимается как солидарность, братство, направлена на поддержание больных, неудачником. Благодаря хитрым еврейским пророкам слепой бедный и друг стали общим понятием. Она старается всех усреднить и уровнять, поэтому человек теряет личность. Эта мораль замыкается областью намерений. Эта мораль лицемерна, потому что она о боге, которого нет. Ещё характерен для неё ресентимент – мстительность. Это как бы вирус для людей, ступени его развития:
-
У человека возникают неприятные эмоции (отчаяние), потому что у него унижены какие-то достоинства.
-
Отношение к тем, кто может, а я нет.
-
Человек понимает, что не сможет отомстить обидчику, обидчик недосягаем. При чём обида не каприз, а это просто по факту так есть, это положение дел. Обидчик обрячен быть обидчиком, а ты обиженным.
-
Возникновение чувства бессилия и отчаяния, которое реализовывается в идеальном воплощении, и бессилие трансформируется в силу.
Смысл в том, что злопамятность и мстительность становятся идеями к кому угодно и чему угодно. Одновременно происходит переворот ценностей, сильный и слабый меняются местами, жалкий становится чётким, ибо он попадёт в рай, а богатый нет. В итоге месть воплощена: удар нанесен не конкретному обидчику, а мировому порядку. Ресентимент – воображаемая месть, гнев, который не переходит в поступок. Он обращается внутрь и становится формой самоотравления души. Он становится 2 формами души: экстравертная (все виноваты) и аскетичная (интровертная, берёт вину на себя). Для стадной порядки хороши порядки всеобщего равенства. Почему она рабская? Потому что обслуживает и выражает условия жизни рабов. Она создана рабами (христиане - рабы). Только морализирующий раб может выдвинуть вперёд качества, которые облегчат его страдание. Только раб додумается соотнести с категорией зла всё мощное, сильное, богатое. Только он приравнивает понятия добрый и глупый. Только раб превозносит свободу, счастье, но при этом не очень хочет, только превозносит. Только раб свяжет мораль с полезностью. В человеке 2 начала, но именно христианство призиывает рассматривать человека с позиции твари. Они невзрачные, мелкие.
Согласно Ницше современная культура находится на стадии вырождения, потому что она основана на плебеях, выросших на основах демократии. Современный человек боится думать, самоуглубляться, поэтому он бежит от самого себя: читает, гуляет, но не думает, поэтому у него формируется привычка стадной жихни. Не приходя в сознание он это всё делает, потому что для этой жизни достаточно рефлексов. Мораль, которая говорит не высовываться и жить как все, не мораль, а аморализм. Христианская мораль ослабляет начало нормально в человеке, она слишком человеческая, нужно что-то более сверхчеловечное. Сверх человек вне морали, она христианская. Ему эти все возлюби ближнего своего не нравятся, потому что ближний кто? Невзрачный, лох какой-то. Чем проще, тем лучше, меньше образован, тем лучше. Нет, возлюби дальнего своего, того кто вырвался из массы этой и начал себя преобразовывать. Только усиливая себя, человек может начать становиться человеком. Стремясь к сверхчеловеку, можно им стать. Истинная мораль – аристократическая. Если человек знает, зачем он живёт, ему всё равно, ка кон живёт. Свободный человек не стремится к презренному благополучию торгашей, христиан, англичан, демократов. Свободный человек – воин, он любит своих врагов, это сильная личность, которая берёт на себя отвественность. За всеобщее нельзя спрятаться, нельзя придумать рецепты на все случаи жизни.
Есть 2 образа жизни:
-
Стадная с её обеспеченностью и привольностью
-
Одинокая. Человек, который борется с собой за себя.
Быть одиноким – выйти из гипнотизирующего влияния толпы. Поэтому что хорошо для сильных, плохо для слабых. Мораль, убирающая индивидуализм – мораль стада.
Мораль человека – мораль господина над самим собой. Я хочу быть таким, я расту, я становлюсь иным. Он поднимается так высоко, как ему назначено природой, он сверхчеловек (сверхтолпы), носитель высшей морали, благородного поведения. Его ещё нет, но он зачат. Это новая человеческая природа, новая раса. Воля к власти – основа права сильного, а демократия – способ выживания слабого.
Идеал Ницше – сильный человек, аристократ, свободный, ему всё дозволено. Новое низвергает старое. Жить – быть жестоким к слабому и стадному. Он говорит, что война нужна для естественного отбора для слабеющих народов.
Философия существования (экзистенциализм).
В 20 веке появляется постмодернизм, экзистенциализм. Фашизм переводится как единство.
Философия экзистенциализма живёт вместе с тем же фашизмом. Это нести ответственность за то, что творится в мире.
Основные страны: там, где был фашизм (Италия, Германия, Франция, чуть Россия – Бердяев, Шестов). Гитлер пришёл к власти 33 году, но он же пришёл не из ниоткуда: тогда был перерыв между мировыми войнами, революции, боялись конца света близкого. Как можно противостоять фашизму? Да никак. Внимание перемещается с человека как такового на проблему его существования, центральной проблемой становится бытие конкретного человека. Как он должен быть? Философы экзестенционалисты поняли, что у людей теряется индивидуальность, зарождается массовость, человек становится винтиком. Поэтому упор на человека и его индивидуальные вопросы смысла жизни. Это иррационализм, потому что сколько ни думай – всё равно к истине не придёшь. Человек уходит во внутренний мир, этот мир становится первичным. Ничто не может его обязать поступать так или иначе, никакие нормы не властны над ним, поведение определяется свободой выбора (внутренняя свобода). Эта формула выработана в ситуации фашизма.
Серен Кьеркегор (Дания).
Экзистенция-бытие (в центре антологии). Вводи такие понятия, как страх, трепет. Работы типа или, или. Разум должен уйти на 2 план, потому что экзистенцию умом, разумом не понять. Тут разум не применим, может быть только самопознание человека. У него деление мира на 2 части: истинная (внутренняя) и неистинная (внешняя, феноменальная). Экзистенция относится к внутренней истинной части, которая переходит во внешнюю, и именно эта экзистенция является подлинным миром. Почему философия рассматривает только внешнее? Давайте обратимся к нему, к его сущности, которая у всех единственна и неповторима. Человек самодостаточен, у него своя судьба и субъективная истина.
Жизнь заключается в том, что мы постоянно в ситуации выбора: или, или. Пойти туда или пойти сюда. Человеческая личность определяется в момент выбора, а если душа не выбирает, она чахнет и гибнет. Но как выбирать? Кьеркегор говорит, что бы ты не выбрал, всё равно будешь страдать. Помогает знание делать выбор? Нет. «Противоположность греха не добродетель, а вера». Парадокс в том, что индивид выше общего. Общие нормы не могут быть универсальными.
Мартин Хайдеггер:
Экзистенциализм (Германия, книга Мартина Хайдеггера «Бытие и время» 1927). Хайдеггер предполагает, что через бытие можно по-новому решить вопрос структуры мироздания. Я знаю, почему, даже если я не знаю окружающее меня бытие. Делает предметом анализа мир чувств и переживаний человека. Есть 2 мира, где мы живём: внешний и внутренний (сущность). Существование-внешняя, эмпирическая жизнь среди других людей, а сущность – глубинный пласт жизни человека. Сущность – экзистенция, выражает нашу единственность, уникальность, неповторимость. На неё не влияет окружающее, она чистая, вне времени и пространства.
Время есть внутреннее (как мы его ощущаем, переживаем) и время физическое (оно на часах, им наука занимается). Внутреннее время – это мы ждём чего-то, время медленно. Прошлое и будущее определяют наше настоящее. Наше бытие структурирует не время, а забота (только не о ком-то как у Шопенгауэра) о себе. Она делает бытие подлинным и конечным. Стимулом к бытию становится страх (неопределенный, как таковой, страх своей конечности). Человек решается заглянуть в это ничто, он сопоставляет свою жизнь с тем, что будет, и проясняет для себя существование. Когда человек боится, он остаётся наедине с самим собой, этот страх толкает его. Перед ним всё уходит на второй план, человек пугается и пытается найти предназначение. Надо идти в себя. Человек, преследуемый страхом, ищет убежище? Где? Растворяется в толпе, убеждает себя, что такие проблемы у всех. При этом он ведёт неистинное существование. Бытие во внешнем мире-озабоченность о себе и чувство страха перед смертью, который постоянно направляет куда-то во мне, поэтому мир не существует независимо от человека. Это среда его обитания, это уход в себя, форма субъективного идеализма.