ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лейбниц, Готфрид Вильгельм.

Монадолгия, предшественник немецкой классической философии, рационализм. В противовес концепции Декарта и Спинозы о субстанции говорит, что субстанция должна быть простой, непротяжённой, ибо протяжённая значит сложная. Так как субстанция простая и сведена к чему-то одному, он называет её монада (от гр. единица). Монады духовные, их очень много, они едины, ведь они созданы Богом. Если у Демокрита всё из атома, то у Лейбниц везде монады, которые не делятся, развиваются в одном направлении. Их может уничтожить только Бог, но в таком случае будут уничтожены все монады, но пока он этого не сделал, они вечны. Они не возникают и не гибнут. Они живые, они во всём, они постоянно развиваются. Они различаются в зависимости от того, как на них смотреть, то есть по углу зрения, по степени развитости (одни интенсивней, другие нет). Монада-это целый мир, сжатая вселенная, в них заложена история Вселенной. Это некий обоснованный изолированный мир, куда никто не может влезть, и из него ничего не вылезет. Они развиваются, познают что-то, благодаря чему более полным становится их представление о мире. Хотя между монадами есть гармония, воздействия между ними нет. Монады создаются в лимитированном объёме.

Монады делятся на классы:

  • Низший-голые монады. Это вся неогрганика (камни, земля, металл). Они неактивны, кажутся неживыми. Она как бы жива, просто она в обмороке, спит без снов.

  • Монады-души. Присущи животным и растениям. Сознания ещё нет, но есть подобия разума.

  • Активные монады. Уже душа, разум, может постигать вечные истины, моральные законы.

  • Бог и ангелы.

Монады совершенствуются, но в новом уровне содержатся элементы предыдущих. Лейбниц ввёл науку смутных созерцаний, начинающиеся со 2 типа монад. По Лейбницу монады бессознательно воспринимают всё, что вокруг них.

Материя по Лейбницу. Она есть. Материя-это другие, другое. Я это я, а другие монады и всё что вне меня-материально. Обо мне у меня всё ясно, а о другом-смутно, потому что оно за границами моего мира.

Иррационализм.

Блез Паскаль.

Умер в 39 лет, мать умерла в родах. Основатель Теории Вероятности. Вообще математик, но занялся философией под конец жизни. В конце жил при монастыре.

В центре у него Бог и человек. Науки бессильны, но и мешают человеку задуматься о том, что такое быть человеком. Все доводы разума ниже доводов сердца. Главный вопрос: что такое бесконечность? Люди часто недовольны тем, что имеют, хотят быть в глазах других лучше, поэтому всё время заняты сравнением, мысленно прихорашиваются, чтобы сохранить лицо, но забывают о своём истинном лице. Человек он как тростник. Нужно развивать мышление, только так можно преодолеть ничтожество и развить величие. Настоящее величие-умение быть милосердным. Человек велик, когда он уже признаётся в своём ничтожестве. У него 2 природы: быть с богом и быть на земле. Но он не ангел и неживотное. Человек не должен быть ни тем, ни тем, поэтому того, кто возносится-надо спустить с небес, а кто недооценивает-помочь подняться.


Несчастье заключено в нашей природе, мы слабы и смертны, помочь нам некому. Боясь посмотреть правде в лицо, они становятся очень избирательными, ибо, не замечая правду, жить проще. Боятся остаться наедине с собой и осознать ничтожество. Этот страх делает людей очень активными, предпочитают шум, грохот, страсти.

Главная задача в том, чтобы осознать смерть, и спасти себя, и можно это только через осознание своего ничтожества перед богом. В бога надо верить, даже если не веришь, надо верить, потому что если бог есть, тебе это воздастся, а если нет, то ничего страшного. «Без бога нет добра и зла, без бога всё дозволено» (с) Паскаль. Зачем на фоне бесконечности прожить на 1 год больше или меньше? Это бессмысленно.


Дэвид Юм. Эмпиризм, новое время.

Учитель Адама Смита. Умер в 61 год.

В центре внимания человек, науки опираются на способности человека, а их никто не изучает. Так давайте займёмся способностями человека, а уже потом будем выводить оставшиеся знания из этих способностей. Он последователь Глокка много у него перенял. Вне восприятия нет ничего. Познавая, мозг берёт копию, она появляется в виде идеи и так хранится в мозгу, поэтому мы помним. Восприятие даёт познание лишь внешней стороны, сущность ускользает. Юм работает с идеями, его волнует только то, с чем он работает, остальное всё равно. Идеи в субъекте, поэтому его иногда приписывают к субъективным идеалистам. Материи нет. Духовная субстанция: либо душа, либо бог, их изучить опытным путём нельзя, поэтому бога убираем, душа остаётся. Душа-поток впечатлений, если убрать впечатления, что остаётся от души? Ничего. Поэтому души нет. Поэтому занимаемся только человеческими способностями.

Готовые идеи в нашем сознании, берутся от внешний впечатлений и работы души. Далее мозг комбинирует идеи. Но если у Локка и Беркли потом яблоко это форма+цвет+запах+вкус, убираем это и ничего не остаётся, то Юм говорит, что в мозгу идея соединяется, идёт комбинирование свойств: ёлки+зелёные, дым+огонь, появляются мыслительные цепочки. Получается детерминизм (причинно-следственная связь). Так проще объяснять мир. Видишь огонь-идёт дым. Но Юм говорит, что так не всегда, это мозг сажает нас в ловушку, на самом деле всё хаус, детерминизма нет. После не значит в следствии. Если мы просто верим, что что-то происходит вот так, то это не наука, это психология. Получается, что вся наука базируется на вере. Нами руководит не разум, а привычка. Поэтому любые истины науки-это фикции. Поэтому смысла в науке нет.

Всё должно приносить пользу. От философии в чём польза? Он попытается оставить только мораль и методологию науки.

Иммануил Кант.

Жил в Кенигсберге. Занимался естествознанием (докритический период) и изучал разум (критический период, критика возможностей суждения, разума).

Критический период: изучает познавательные способности человека, разум. Волнует, где граница того, что я могу познать, границы познания. Существует 2 мира:

  • феноменов (явлений), который полностью познаваемый

  • мир сущностей (вещей в себе), там мы ничего познать не можем, только как сущность на конкретно нас воздействует. Сущности непознаваемы, вне времени и пространства, с ней ничего не происходит.


3 способности познания классические:

  • чувственность,

  • рассудок (конкретика)

  • разум (абстракции)

В разуме возникают общие идеи и понятия (Бог, душа, мир). Некоторые мы можем изучить, некоторые нет. Что бог, что душа, мы не можем их изучить. Но идею о мире мы частично можем изучить.

Антиномии-противоречащие положения:

  1. Мир ограничен во времени и пространстве и мир безграничен.

  2. Всё просто и всё сложно.

  3. Есть причинно-следственная связь и нет.

  4. Есть случайность или нет случайности.

Кант говорит, когда мы попадаем в эти антиномии, значит мы подошли к сущности в нашем познании. Значит, надо прекратить изучать, т.к. сущность непознаваема. Как только разум попадает в антиномию.

Почему мы почитаем Канта? Есть 2 мира, они переносятся на этику (наука о морали) и человека. Человек одновременно и феномен, и явление. Он полностью познаваем, но несвободен. В первом мире он несвободен. Во втором мире он сущность, он свободен и непознаваем, у нас есть разум, благодаря которому мы можем быть моральны. Он разбирает мораль. Мы рождаемся в конкретной морально-этической системе, но нам не объясняют её: говорят, не убий, но не объясняют, кого не убивать. Мы расставляем максимы (максимальные границы) моральных норм для себя, при этом переступить мы за них не можем, иначе потеряем себя (сам расставил, так соблюдай). А есть пределы установления этих максим? Есть ограничение в виде категорического императива (жёсткое требование, недопускающее отступлений):

  1. Поступай только в соответствии такой максимы, которую ты желаешь, чтобы она стала всеобщим законом (поступай к другим так, как хочешь, чтобы они поступали к тебе).

  2. Делай так, чтобы другого человека не воспринимать как средство, а только как цель.

  3. Ты сам установил эти максимы, поэтому их выполняй.

Контроль за их исполнением – наша совесть (соответствует ли моё поведение выставленным мной максимам, соблюдаю ли я свой долго).

Только став моральным человеком, ты действительно выйдешь на веру в Бога. «Звёздное небо над нами, моральные законы во мне».


Вильгельм Фридрих Гегель

Первый профессиональный философ (остальные политики, епископы, учёные). Под конец жизни Платон и Аристотель стали профессионалами, но это было давно и под конец, а Гегель шёл изначально после философского факультета берлинского университета, потом стал главой кафедрой, деканом, ректором. Он считал, что своей концепцией описал всё, поэтому никому делать нечего, поэтому философия закончится, но нет. Большое наследие, потому что много писал, быстро неожиданно умер (была эпидемия, его позвали прочитать курс лекций туда, где была эпидемия), в результате студенты его собрали его лекции и издали их.

Он создал последовательную завершенную концепцию объективного идеализма. Занимался проблемами диалектического мышления (логики), он создатель диалектической логики, он вывел законы диалектики.

Гегель занимается человеческим мышлением, развитие которого воплощается в развитие природы и общества.

Диалектика была и до Гегеля, но тогда она была иная. Для Античности диалектика – искусство нахождение истины через спор. Возникает проблема противоречий, которые тогда стремились убрать. А Гегель говорит, что противоречия неискоренимы, они незаблуждения, они сущность движения идеи. Найти противоречия – начать мыслить. Противоречие есть критерий истины. Отсутствие противоречия – критерий заблуждения. Метафизический реализм – статика, Аристотель выводит законы формальной логики (какими формами мы мыслим), которая просуществует до Гегеля. Он занимается не статикой, а динамикой, развитием. Противоположности должны сосуществовать как Инь и Янь, но Гегель-идеалист, у него развитие в мышлении, идеях, понятиях, а не в природе. Он говорит о процессах идеалистического мышления. У него Бог как космический философский разум, который занят мышлением, чистый разум.

Поэтому у него концепция получила название «Панлогизм» (пан-всё, логос-мир) – постижение мира в идеях. Любое развитие идёт через триаду, 3 ступени: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (взять из обоих тезисов). На этом развивается всё. Отрицание – только переход на новую стадию, развитие тезиса.

Законы диалектики:

  1. Закон отрицания отрицания. Каждая последующая стадия отрицает предыдущую (не уничтожает.)

  2. Закон единства и борьбы противоположностей. Чтобы началось развитие, нужно 2 противоположных начала, элемента.

  3. Закон перехода количества в качество.