Файл: Гендерная история Франции для 10 класса. Данный блочнотематический план включает в себя 4 урока 17.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 1
Блочно-тематическое планирование по теме «Гендерная история Франции» (10 класс)
Идея: объяснить модель взаимоотношений между мужчиной и женщиной в средневековой Франции XII-XV вв. в контексте гендерного подхода.
Личностный результат: создание условий для осознания учащимися ценностей общества и семьи.
№ | Тема урока | Тип урока, вид урока | Планируемый результат | Форма деятельности | Форма контроля /оценка | ||||
Предметный | Метапредметный | Деятельность учителя | Деятельность Учеников | | |||||
1 | Гендерный подход в исторической науке | Изучение нового | Дают сущностную характеристику гендерной истории: понятие гендера, различия между гендером и полом, предмет гендерной истории, история ее формирования в зарубежной историографии, основные направления в гендерной истории. Используя прием аналитического описания, выделяют этапы развития гендерной истории. | Учебно-познавательный компонент: составляет письменный конспект; Регулятивный компонент: способен к самоорганизации на уроке; Коммуникативный компонент: способен сформулировать устный и (или) письменный ответ на уроке. | Используя лекцию с элементами беседы, раскрывает сущностную характеристику гендерной истории: предмет, история и ее основные направления. | В ходе урока учащиеся слушают учителя; делают письменный конспект, руководствуясь планом:
| Реферат по направлению «Гендерный подход в исторической науке». | ||
2 | Гендерные стереотипы во французских фаблио XII-XIII вв. | Комбинированный | Дают характеристику фаблио как жанру французской городской литературы. Выделяют гендерные стереотипы, содержащиеся во французских фаблио XII-XIII вв. | Учебно-познавательный компонент: работает с фрагментами исторических источников, осуществляет внешнюю и внутреннюю критику; составляет его письменный конспект; Регулятивный компонент: способен к самоорганизации на уроке; Коммуникативный компонент: способен сформулировать устный и (или) письменный ответ на уроке. | Дает ученикам план внешней и внутренней критики источника. Помогает учащимся с анализом текста источника. | Осуществляют внешнюю и внутреннюю критику источника. С помощью учителя выделяют гендерные стереотипы и подкрепляют их применение в фаблио соответствующей цитатой из текста. Класс может быть разделен на равноколичественные группы по количеству выделенных стереотипов. | Конспект текста источника. Эссе «Гендерные стереотипы во французских фаблио» | ||
3 | «Пятнадцать радостей брака». Анализ семейно-брачных отношений. | Совершенствования умений | Дают характеристику источнику. Осуществляют анализ в соответствии с планом, предложенным учителем. | Учебно-познавательный компонент: работает с фрагментами исторических источников, осуществляет внешнюю и внутреннюю критику; составляет его письменный конспект; Регулятивный компонент: способен к самоорганизации на уроке; Коммуникативный компонент: способен сформулировать устный и (или) письменный ответ на уроке. | Дает план анализа источника. Помогает учащимся с анализом текста источника. | Осуществляют внешнюю и внутреннюю критику источника. Подкрепляют свой анализ цитатами из текста источника. | Конспект текста источника | ||
4 | «Мужское и женское в историографии» | Повторительно-обобщающий | Выступают с заранее заготовленными рефератами по направлению «Гендерный подход в исторической науке». | Учебно-познавательный компонент: на основе материала лекции и дополнительной литературы подготавливает реферат по предложенной учителем теме; Регулятивный компонент: способен к организации собственной деятельности на уроке; Коммуникативный компонент: способен аргументированно отстаивать собственную позицию по проблеме. | Отвечает за организацию «круглого стола», назначает таймкипера, сообщает темы рефератов и имена докладчиков. | Заслушивают доклады сверстников, задают вопросы и делают замечания. Отвечают на вопросы учителя на этапе | Эссе по теме «Мужское и женское в историографии» |
Приложение 2
Тема урока: Гендерный подход в исторической науке
Класс: 10
Тип урока: изучения нового
Цель урока: формирование представлений у учащихся о гендерном подходе как об актуальном направлении исторического знания.
Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Дают сущностную характеристику гендерной истории: понятие гендера, различия между гендером и полом, предмет гендерной истории, история ее формирования в зарубежной историографии, основные направления в гендерной истории. Используя прием аналитического описания, выделяют этапы развития гендерной истории. | Учебно-познавательный компонент: в ходе урока работает с понятиями и дает характеристику государства и его компонентам. Регулятивный компонент: способен к организации собственной деятельности на уроке. Коммуникативный компонент: способен сформулировать устный и письменный ответ на уроке | Создание условий для осознания учащимися мужского и женского как характеристик идентичности в социальной сфере. |
Ведущий метод – устный (лекция) с элементами беседы
Структурный компонент содержания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин) | Приветствует учащихся и сообщает тему: «Здравствуйте, дорогие друзья. Прежде чем мы приступим к изучению гендерной истории Франции, нам бы хотелось поговорить о том, что же такое гендерная история, ее предмет, как она возникла и как она развивалась. Записывайте тему нашего урока – «Гендерный подход в исторической науке». | Слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь |
Актуализация (3 мин) | Исходя из ранее сказанного, поставим перед собой цель нашего урока. | Учащиеся формулируют примерную цель урока: узнать о гендерной истории как о направлении в историографии, выделить этапы развития гендерной истории и ее предмет. |
Изучение нового (20 мин) | Дает характеристику гендерному подходу.
| Используя прием аналитического описания, выделяют этапы формирования гендерной истории как направления в историографии:
Предмет гендерной истории – социальные отношения между мужчиной и женщиной. Направления гендерной истории – история мужчин (историческая маскулинология) и история женщин (историческая феминология) |
Первичное закрепление | Используя прием беседы, учитель просит учащихся кратко охарактеризовать основные этапы гендерной истории. | Отвечают на вопросы учителя: 1-й этап: сексуальная революция на Западе, начало становления гендерной истории. 2-й этап: конкретизация предмета гендерной истории, возникновение исторической феминологии. 3-й этап: завершение становления гендерной истории как направления в историографии. |
Систематизация и повторение | Используя прием беседы, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Как вы думаете, актуальная ли гендерная история сегодня?» | Отвечают на вопрос учителя: «Да, гендерная история как направление будет актуальна еще несколько десятилетий из-за ряда процессов, которые приводят к слому традиционных представлений о мужском и женской» |
Домашнее задание | Учитель предлагает учащимся повторить материалы лекции. Написание реферата по направлению «Гендерный подход в исторической науке», который будет представлен на круглом столе. | Ученики записывают д/з в дневник |
Тема урока: Гендерные стереотипы во французских фаблио XII-XIII вв.
Класс: 10
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создание представлений у учащихся о гендерных стереотипах в XII-XIII вв. на основе анализа французских фаблио
Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Дает характеристику жанру французской городской литературы (фаблио), выделяет основные гендерные стереотипы, подкрепляя их цитатой из текста источников. | Учебно-познавательный компонент: способен анализировать материал исторического источника. Регулятивный компонент: способен организовывать самостоятельную деятельность на уроке Коммуникативный компонент: умеет формулировать устный и письменный ответ на уроке. | Создание условий для осознания учащимися мужского и женского как характеристик идентичности в социальной сфере. |
Ведущий метод – беседа с элементами практического метода
Структурный компонент содержания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин) | Учитель приветствует учащихся и сообщает им тему. | Встают, слушают учителя и записывают тему в тетрадь. |
Проверка д/з (5 мин) | Предлагает учащимся вспомнить материал предыдущего урока. Задает им вопрос: «Каков предмет гендерной истории?». | Учащиеся дают ответ на вопрос учителя: гендерная история изучает взаимоотношения между мужчиной и женщиной. |
Актуализация (3 мин) | Давайте уясним, чем мы будем заниматься сегодня. Помимо модели взаимоотношений, гендерная история также рассматривает стереотипы, присущие тому или иному гендеру. Давайте свяжем гендерные стереотипы и тему нашего урока. | Формулируют примерную цель урока: сформировать представления о гендерных стереотипах на основе анализа текста французских фаблио XII-XIII вв. |
Изучение нового: Фаблио как жанр французской городской литературы; Выявление и характеристика стереотипов.
| Сначала дает характеристику фаблио как жанру французской городской литературы: сегодня мы рассмотрим основные гендерные стереотипы на материале французских фаблио - старофранцузских новелл. Определение гендерных стереотипов: «Под гендерными стереотипами принято понимать схематизированные, нормативные, обобщенные представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Описание гендерных стереотипов, присущих женщинам:
| С помощью учителя выявляют стереотипы (куртизанка, Прекрасная Дама, хозяйка дома). Далее анализируют предложенные учителем фаблио, подкрепляя свой анализ цитатой из текста. |
Первичное закрепление | Задает учащимся вопрос: «Какие гендерные стереотипы выделяют исследователи и как мы это соотносим с текстом французских фаблио?» | Отвечают на вопрос учителя: «Исследователи выделяют такие гендерные стереотипы по отношению к женщине, как женщина-куртизанка, женщина- Прекрасная Дама, женщина – хозяйка дома. На основе анализа текста фаблио мы утверждаем, что эти стереотипы в какой-либо степени отражены. |
Систематизация и повторение | Задает учащимся вопросы:
| Отвечают на вопросы:
|
Домашнее задание | Предлагает учащимся написать эссе на тему «Гендерные стереотипы во французских фаблио». | Записывают д/з в тетрадь. |
Тема урока: Семья и брак в средневековой Франции в XIV-XV вв.
Класс: 10
Тип урока: совершенствования умений
Цель урока: создание представлений у учащихся о семье и браке у французского мелкопоместного дворянства в XIV-XV вв. на основе анализа исторических источников в контексте гендерной истории.
Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Характеризует семью и брак в средневековой Франции по данному плану:
| Учебно-познавательный компонент: способен анализировать материал исторического источника Регулятивный компонент: способен организовывать самостоятельную деятельность на уроке Коммуникативный компонент: умеет формулировать устный и письменный ответ на уроке | Создание условий для осознания учащимися ценности семьи и брака в контексте анализа гендерных ролей |
Ведущий метод – практический метод
Структурный компонент содержания | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин) | Учитель приветствует учащихся и сообщает тему. | Записывают тему урока в тетрадь |
Актуализация (3 мин) | Подводит учащихся к формулированию цели: «На предыдущем уроке мы говорили о гендерных стереотипах и на основе французских фаблио мы их выявили. Давайте мы вместе сформулируем цель. Сегодня мы рассмотрим гендерные роли» | Формулируют примерную цель: узнать о модели семейно-брачных отношений у французского мелкопоместного дворянства XIV-XV вв. в контексте гендерного подхода. |
Изучение нового | Раздает учащимся текст источника и «шпаргалку», по которой они делают анализ источника:
| Подкрепляют свои суждения цитатами: 1) «И случается так, что есть у этого человека красивые дочери, которых он удачно выдал замуж», . 2) О патрилокальном типе семьи мы уже упоминали при описании модели семьи и брака по Ф. Гису. Но остается открытым вопрос: оставалась ли невеста при выдаче под патронатом родителей жениха? 3) Нельзя говорить об абсолютной власти мужа над женой: «муж ее самый слабый да немощный из всех мужчин и что нет никого ничтожней его в тайных супружеских делах <…> молодой человек попался в брачные сети и в домашнюю тюрьму; и вот после всех услад, какие обрел там, жена его делается взбалмошной и злою (а другими женщины и не бывают) и начинает забирать все в руки, добиваясь главенства в доме, такого же, как у мужа, а то и большего, коли такое возможно». 4) Однако в тексте источника повествуется и об обратной ситуации: «Но бывает, что муж окажется человеком умным и хитрым и жене воли не дает — напротив, оказывает ей отпор разными способами, так что случаются меж ними и споры, и свары, а иногда и до рукоприкладства дело доходит. Но, как бы то ни было, иногда, невзирая на то, что воюют они меж собою двадцать, или тридцать, или более лет, муж все же сохраняет за собою главенство в семье; каждому ясно, сколько страданий принял он за это время, — ведь большая часть указанных горестей пала на его голову». Но, опять же, повторимся, чаще всего женщина «подчиняла» себе мужчину. |
Первичное закрепление | Задает учащимся вопросы:
| Отвечают на вопросы учителя:
|
Систематизация и повторение | Подведение итогов урока | |
Домашнее задание | Написание эссе на тему: «Семейно-брачные отношения в средневековой Франции XIV-XV вв.» | Записывают д/з в тетрадь. |