Файл: Гендерная история Франции для 10 класса. Данный блочнотематический план включает в себя 4 урока 17.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С.В. Галян выделяет три блока действий, входящие в состав познавательных УУД: а) общеучебные; б) логические действия; в) действия постановки и решения проблемы.

К общеучебным действиям относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.


В блок действий постановки и решения проблем входят следующие умения:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.7

А.В. Хорошенкова выделяет следующие принципы формирования УУД на уроках истории:

1. Формирование УУД должно стать ключевым элементом целеполагания на всех ступенях исторического образования и, следовательно, влиять на отбор его содержания и организацию.

2. Процесс формирования УУД должен осуществляться в контексте формирования предметных (специальных) умений учащихся.

3. Поскольку формирование УУД происходит в контексте всех учебных предметов, то в рамках данного процесса необходима опора на межпредметные связи.

4. Уровень сформированности УУД во многом определяет эффективность образовательного процесса. В частности, от уровня сформированности УУД у школьника зависит эффективность формирования компетенций, формируемых на следующем этапе обучения - в высшей школе8.

1.2. Исторический источник как средство формирования познавательных УУД на уроках истории

Согласно Примерной программе, на уровне среднего общего образования формируются такие метапредметные учебные действия познавательного характера, как: поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, отделение главной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели, перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать сущностную характеристику (давать определения), приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)9.

При формировании познавательных УУД на уроках истории учитель прибегает к использованию двух групп приемов работы с историческими источниками:


1) Приемы «создания» исторического источника школьниками – это приемы сбора исторической информации (интервью, беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, коллекционирование атрибутов прошлого и др.) и приемы фиксации исторической информации (аудио- и видеозапись, фотографирование, протоколирование, картографирование, описание вещественных памятников и др.).

2) Приемы изучения исторических источников – это приемы внешней и внутренней критики источников. При внешней критике происходит процесс получения учениками сведений об источнике, значимых для адекватного понимания его содержания и корректного использования при изучении прошлого. Ученику необходимо получить в готовом виде от учителя или найти самостоятельно (при условии наличия достаточного объема контекстных знаний) ответы на вопросы о происхождении источника (определение времени, места, обстоятельств и цели создания источника, его авторства, типа и вида, ценности и ограниченности в изучении конкретной темы).

Внутренняя критика источника предполагает выполнение учеником ряд исследовательских процедур: «чтение» (первичное знакомство с содержанием, прояснение значения незнакомых слов, извлечение из источника явных исторических фактов и «скрытой» (неочевидной) исторической информации, перевод исторической информации из одной знаковой системы в другую, первичная систематизация информации источника); «комментирование» (вписывание фактов источника в событийный и мировоззренческий контекст эпохи, в которую он был создан, и личную биографию его автора, выяснение влияния на содержание и структуру источника его типо-видовой принадлежности; оценка степени достоверности исторической информации, содержащейся в источнике), «интерпретация» (реконструкция исторической реальности, ее описание и объяснение).10


Глава 2. Моделирование системы уроков, направленных на формирование метапредметных результатов



2.1. Описание методических разработок

Нами был разработан блочно-тематический план на тему «Гендерная история Франции» для 10 класса. Данный блочно-тематический план включает в себя 4 урока:


  1. Гендерный подход в исторической науке

  2. Гендерные стереотипы во французских фаблио XII-XIII вв.

  3. «Пятнадцать радостей брака». Анализ семейно-брачных отношений.

  4. Круглый стол «Мужское и женское в историографии».

К каждому уроку прилагается план-конспект (см. Приложение 2)

Идея блочно-тематического планирования - объяснить модель взаимоотношений между мужчиной и женщиной в средневековой Франции XII-XV вв. в контексте гендерного подхода.

Личностный результат БТП - создание условий для формирования у учащихся ценности общества и государства.

Принцип организации блока – стадиально-региональный.

Первый урок по теме «Гендерный подход в исторической науке» посвящен теоретическим основам гендерных исследований. Учащиеся узнают о формировании гендерного подхода как о направлении в историографии и ее предмете. Тип урока – изучения нового.

Второй урок по теме «Гендерные стереотипы во французских фаблио XII-XIII вв.» посвящен анализу исторического источника – французских фаблио, датируемых XII-XIII вв. Были отобраны фаблио, в которых отражались распространенные в средневековом аристократическом сообществе стереотипы: женщина – куртизанка, Прекрасная Дама, хозяйка дома. Посредством аналитического описания учащиеся выделяют эти стереотипы и подкрепляют их цитатой из текста. Тип урока – комбинированный.

Третий урок по теме «Пятнадцать радостей брака». Анализ семейно-брачных отношений» посвящен анализу сатирического трактата «Пятнадцать радостей брака», датируемого концом XIV-началом XV в. В соответствии с планом, предложенным учителем, учащиеся осуществляют анализ текста источника. Тип урока – совершенствования умений.

Заключительный урок «Мужское и женское в историографии» проводится в форме круглого стола. Учащиеся представляют рефераты по направлению «Гендерный подход в исторической науке». Тип урока – повторительно-обобщающий.

Заключение



Таким образом, ФГОС устанавливает требования к личностному и предметному результату, формируемых на уроках истории. Мы попытались определить содержание метапредметных УУД и механизм их формирования на уроках истории в старшей школе.

Нами были охарактеризованы подходы к пониманию метапредметного результата, формируемых на уроках истории в старшей школе. Исследователи рассматривают метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью; метапредметные результаты как «освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Кроме того, мы объяснили использование исторического источника в качестве средства формирования познавательных УУД (как компонента метапредметного результата) на уроках истории в старшей школе. Методисты выделяют принципы формирования

Мы разработали систему уроков, направленных формирование метапредметного результата на уроках истории в старшей школе.

Список использованных источников и литературы


Источники:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=sred

  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://window.edu.ru/resource/207/37207/files/10-1-s.pdf

Литература:

  1. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с.

  2. Современные образовательные технологии : [учеб. пособие] / Л. Л. Рыбцова и др. ; под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой ; М-во образо-вания и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 92 с.

  3. Хлытина О.М. Исторические источники в учебном познании: проектирование планируемых результатов изучения / О.М. Хлытина // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – №. 2. – С. 22-23.

  4. Хорошенкова А.В. Интеграция как принцип формирования метапредметных умений учащихся в обучении истории [Электронный ресурс] / Хорошенкова А.В., Болотова Е.Ю. // Известия ВГПУ. – 2018. – №8 (131). –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-kak-printsip-formirovaniya-metapredmetnyh-umeniy-uchaschihsya-v-obuchenii-istorii (дата обращения: 05.01.2020).

  5. Хуторской А.В. Методика проектирования и организации метапредметной образовательной деятельности учащихся / А.В. Хуторской // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №2. – С. 7-22.

  6. Хуторской А.В. Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. - 2017. - №2. URL: https://eidos.ru/journal/2017/200/Eidos-Vestnik2017-208-Khutorskoy.pdf