Файл: Отчет практика по получению первичных профессиональных умений и навыков псхб.docx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 2. Обозначение основных задач и направлений работы практического психолога
Задание 4. Изучить нормативные и законодательные документы, регламентирующие работу психолога
Задание 5. Использовать метод наблюдения и психологического анализа урока (занятия)
Задание 6. Знакомство с разными направлениями деятельности практического психолога
-
очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, отработанных алгоритмов ее организации внутри организации. -
большинство сотрудников имеют жесткие и не всегда адекватные стереотипы о деятельности спортивных психологов.
Задание 2. Обозначение основных задач и направлений работы практического психолога
«Работа психолога традиционно организована по следующим направлениям:
-
диагностическая работа; -
коррекционно-развивающая работа; -
консультационная и воспитательная работа.
Психологическая диагностика — это углубленное психолого-педагогическое изучение сотрудников в течение всего периода обучения, выявление индивидуальных особенностей и склонностей личности, а также выявление причин и механизмов нарушений в социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами, как индивидуально, так и с группами сотрудников» [4].
«Сегодня диагностическая работа практического психолога в организации преследует следующие цели.
Составить психосоциальный портрет сотрудника.
Определить пути и способы помощи сотрудникам с проблемами в работе, общении и психическом здоровье.
Выбор средств и форм психологической поддержки сотрудников в зависимости от их социальных характеристик» [5].
С точки зрения организации диагностической работы можно выделить следующие элементы.
1. «комплексное психолого-педагогическое обследование всех сотрудников в параллели - так называемое "позитивное", плановое обследование. Данная форма является первичной диагностикой, результаты которой позволяют выявить "счастливых" и "уязвимых" сотрудников по измеренным характеристикам» [1].
2. «для изучения сложных случаев используется углубленное психодиагностическое обследование, включая применение индивидуализированных клинических процедур. Эта форма работы основывается на результатах первичной диагностики или, как правило, является обязательной частью консультирования руководителей по поводу практических трудностей сотрудников в общении и т.д. Углубленное психодиагностическое обследование носит индивидуальный характер, использует более сложные методики, делает предварительные предположения о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей и обосновывает выбор стратегий и методов обследования» [1].
3. «срочное психодиагностическое обследование применяется в случаях острой необходимости получения информации, с использованием эксплицитных методов, анкетирования, интервью, направленных на изучение общественного мнения» [1].
«Понятие коррекции подразумевает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психологического состояния человека в соответствии с "нормами психологического развития" и др. « [3]. Как правило, она подразумевает внешнее, экстернальное вмешательство в психические проявления того или иного человека (происходит коррекция различных психологических развитий, коррекция развития личности, коррекция и профилактика невротических состояний и неврозов, в соответствии с содержанием и психологической направленностью в рамках нормального онтогенетического развития).
«Психологическая профилактика включает в себя предупреждение феномена смерти, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата, разработку конкретных рекомендаций для руководителей по оказанию помощи в развитии сотрудников» [2].
«Психологическая коррекция осуществляется в двух основных формах - групповой и индивидуальной. Как правило, программы психологической коррекции составляются на основе результатов психодиагностических обследований и методологических принципов, которых придерживаются практикующие психологи» [2].
Задание 3. Изучить организационные и функциональные аспекты рабочего места психолога и проанализировать особенности планирования рабочего времени
Цель кабинета: кабинет создан для решения практических вопросов психологической поддержки сотрудников организации.
Функциикабинета:
-
используется для специально-организованных индивидуальных и групповых занятий с сотрудниками психопрофилактического и психо-коррекционного характера; -
используется для проведения различных тренингов с руководителями организации; -
используется для проведения консультативной работы руководителями.
Технические характеристикикабинета.
Общая площадь кабинета составляет 4,7 + 3,5 кв. метров, освещение искусственное: используются лампы накаливания, освещенность по рабочим местам соответствует нормам СанПиН. Температурный режим соблюден: 18 – 20ºС. Имеется в наличии медицинская аптечка и оборудование пожаротушения. Пол в кабинете покрыт линолеумом, стены покрашены.
Месторасположение офиса: кабинет практического психолога расположен вне помещений хозяйственных и бытовых служб. Сотрудникам предоставлен свободный доступ в кабинет практического психолога.
Цветовая комбинация и общий фон не яркие и не подавляющие. Используются успокаивающие пастельные тона. Данная расцветка способствует более легкой адаптации к обстановке в помещении и к ситуации взаимодействия с психологом.
Зонирование офиса: кабинет имеет несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы практического психолога.
Зона релаксации и психического расслабления помогает снять усталость, обретает покой и релаксацию. Она представлена мягким диваном, электрическим водопадом, магнитофоном и музыкальными произведениями для релаксации.
Зона деятельности организационного планирования представлена письменным столом, стулом, необходимыми материалами и инструментами (канцелярскими принадлежностями).
Наличие компьютера в кабинете значительно облегчает организационно-методическую работу практического психолога.
Для хранения нормативной, отчетной документации и методологической литературы имеется полка.
Оборудование кабинета:
-
шкаф для хранения документации, методической литературы, инструментария. -
оргтехника. -
секундомер. -
часы настенные, часы будильник. -
диван. -
7 стульев для взрослых. -
2 стола. -
искусственное освещение.
Кабинет функционирует в первой и второй половине дня по расписанию.
Заключение по результатам анализа: таким образом, можно сделать вывод, что материально-техническое оснащение кабинета практического психолога, способствуют достижению фундаментальных целей и решению проблем, направленных на укрепление психического здоровья сотрудников.
Рекомендации по оптимизации содержания кабинета практического психолога:
Рекомендуется:
-
окрасить потолок в светло-синий цвет и стены в светло-желтый, светло-зеленый (в южных регионах – светло-синий) тона; -
утеплить стены драпировочной тканью, что будет способствовать звукоизоляции; -
использовать элементы ландшафтной терапии в дизайне кабинета (фотообои, слайды с динамическим освещением по периметру, панели с изображением пейзажей, декоративные и художественные композиции комнатных растений, аквариум и т.д.); -
покрыть пол мягким ковром темно-зеленого или другого натурального цвета; -
завесить окна с плотными, светонепроницаемыми шторами из плотной ткани в соответствии со стенами, что визуально увеличивает пространство (для просмотра видео, слайдов и т.д.); -
приобрести мягкую мебель с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне отдыха (релаксации) – с подголовниками или высокими спинками.
Не рекомендуется использовать: блестящие поверхности; лампы накаливания; все элементы ландшафта и фитодизайна одновременно.
Задание 4. Изучить нормативные и законодательные документы, регламентирующие работу психолога
Специальные документы практического психолога:
-
«План работы практического психолога Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район. -
Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования. -
Журнал консультаций психолога. -
Журнал учёта групповых форм работы. -
Карта психолого-медико-социальной помощи сотруднику. -
Документация психолого-педагогического консилиума» [1].
Нормативно-правовые акты должны:
-
«базироваться на существующих основных нормативных документах Министерства образования Российской Федерации; -
охватывают все виды работы практического психолога и строятся в соответствии с основными направлениями его деятельности; -
отражать в целом структуру деятельности Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район; -
отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в сроки, принятые для образовательных учреждений; -
быть необремененным и отнимать минимальное время для проведения работы» [1].
Специальная документация:
-
Заявление из медицинской карты. -
Карточка психического развития ребенка (закрытая документация). -
Психологические заключения (закрытая документация). -
Выдержки из психологических заключений и карты развития. -
Протоколы расследования (закрытая документация). -
Протоколы коррекционных занятий, интервью. Часто они составляются в виде таблицы в свободной форме.
Организационно-методическая документация:
-
Время работы практического психолога. -
График работы. -
Годовой план работы. -
«Дифференцированный план работы на месяц. -
Формы психологических запросов.
-
Журналы видов работ: диагностика; консультация; развивающая и корректирующая работа (индивидуальная); развивающая и коррекционная работа (группа); воспитательная работа; организационно-методическая работа; экспертная работа» [6].
-
Программы коррекционно-развивающей работы. -
Журнал диагностических методик.
«Информация о результатах мониторинга выполненных мероприятий и программ.
Отчет и аналитический отчет практикующего психолога о проделанной работе по итогам года.
В конце каждого года педагоги-психологи подводят итоги и представляют аналитический отчет о своей работе руководителю организации. Данный отчет включает в себя всю отчетную документацию организации» [7].
Задание 5. Использовать метод наблюдения и психологического анализа урока (занятия)
Наблюдение за ходом занятия проведённым психологом в Муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район.
Занятие: вне основных тренировочных занятий.
Группа: 13-14 лет.
Тема: Эмоциональная культура и эмоциональный интеллект.
Цель: способствовать ознакомлению юных спортсменов с основными понятиями эмоциональной культуры и компонентами эмоционального интеллекта.
Анализ занятия: наше присутствие на занятии позволило определить основные аспекты в рамках формирования эмоциональной культуры юных спортсменов. Нами было определено, что психолог пытался заинтересовать детей в предложенной теме посредством применения игровых методов, которые показались наиболее привлекательными для детей. Было отмечено, что многие дети демонстрируют негативные аспекты поведения, которые отражают негативное эмоциональное состояние данной категории детей. Конфликтные ситуации психолог также пытался урегулировать посредством игровых и дидактических методов.
Дети показали активную позицию в рамках проведения урока, даже те дети, которые не были задействован в действии, демонстрируют в основном активную позицию в рамках проведения занятия.
Рефлексия также была проведена в игровой форме.