Файл: Материалистическое понимание истории у К. Маркса по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Институт гуманитарного образования

Кафедра историко-правовых и социально-гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Материалистическое понимание истории у К. Маркса»



по дисциплине: Философия

Выполнил: студент

Группа T-ZПРОЭ221

Ф.И.О. – Колчанов А.С. Научный руководитель:

Доц. Доценко Т.Э


Оценка______________________

«______»_____________2022 г.

подпись________________


Бийск 2022

Оглавление


Тема: «Материалистическое понимание истории у К. Маркса» 1

Введение 3

ПЕРЕХОД ОТ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО К МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И В ЦЕЛОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 4

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ И ИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 8

ПРОТИВОРЕЧИЯ МАРКСИСТСКОГО ГУМАНИЗМА С ПОПЫТКОЙ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА И КОММУНИЗМА В РОССИИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 30629 18


Введение


Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти достаточно долго использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движений. Некоторые тоталитарные режимы утвердили марксизм в качестве единственной идеологии, имеющей право на существование, превратив ее в разновидность государственной религии. Марксизм исключительно богат теоретическими обобщениями и выводами, идеями и положениями. Однако среди них одной из наиболее обстоятельно разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории. К ней основоположники марксизма обращались на протяжении всего своего философского творчества, обогащая и дорабатывая ее. Разум рассматривается как главный фактор становления и развития общества. С точки зрения идеализма, разум – главная движущая сила исторического развития. История общества предстает как процесс расцвета и гибели государств, арена деятельности выдающихся личностей. Согласно идеализму, отдельные исторические периоды различаются в соответствии с тем, какие идеи в них господствуют. Маркс считает, что та основа, которая связывает общество в единое целое и обеспечивает непрерывность исторического процесса, есть экономика, материальное производство.


Цель работы: изучить теорию материалистического понимания истории К. Маркса. Задачи: рассмотреть

  1. переход от идеалистического к материалистическому пониманию развития общества и в целом исторического процесса

  2. материальные побудительные силы деятельности людей и их общественных отношений

  3. противоречия марксистского гуманизма с попыткой построения социализма и коммунизма в России

ПЕРЕХОД ОТ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО К МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И В ЦЕЛОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


Марксистская философия сформировалась под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, прежде всего, западноевропейской. Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской философии послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.

Высоко оценивая диалектику Гегеля как учение о развитии объективного мира, его познания и мышления людей, Энгельс отмечает, что полностью проявиться этому методу мешает идеалистическая система гегелевской философии, представившая развитие мира и весь общественный исторический процесс в виде саморазвития абсолютной идеи. Эта его система постоянно ставит ограничения диалектическому методу, вынуждает «положить конец» или мыслить некий предел развитию исторического процесса и познавательной деятельности идей.

Острая критика гегелевского идеализма содержится в философских трудах Фейербаха, который провозглашает «торжество материализма», исходя из того, что природа существует независимо от какого-либо духа и является основой всего существующего, что окружающий человека вещественный и чувственно воспринимаемый мир есть «единственный действительный мир». Материалистические идеи Фейербаха, вместе с тем, не были свободны от ограниченности. Всякий материализм Фейербах сводил к механическому, к той его форме, в которой он был выражен в трудах большинства материалистов XVIII в.

Другая ограниченность материализма XVIII в., на позициях которого стоял Фейербах, заключалась в неспособности понять мир в его непрерывном развитии как сложный и противоречивый процесс, в ходе которого отживают одни явления, появляются новые, как правило, более совершенные. Напротив, те или иные вещи и явления действительности рассматривались как изолированные друг от друга и неразвивающиеся. Такой метод Маркс и Энгельс вслед за Гегелем называли метафизическим, или антидиалектическим. В целом же материализм Фейербаха характеризовался ими как механический и метафизический. И они стремились преодолеть ту и другую ограниченность его философии.[2,c 204]


Кроме того, Маркс и Энгельс указали еще на одну весьма существенную ограниченность философии Фейербаха, а именно на ее созерцательный характер, т.е. непонимании роли практической деятельности людей в познании ими природных и социальных явлений и в развитии общества. Вне поля зрения Фейербаха оказался, по мнению Маркса тот основополагающий факт, что познавательная деятельность людей есть одна из сторон их «чувственной» практической деятельности, в процессе которой они преобразуют действительный мир в соответствии со своими потребностями интересами.

Вовлекаемые в сферу практической деятельности людей предметы внешнего мира не только созерцаются, но и преобразуются ими. При этом выявляются и познаются различные свойства этих предметов. Тем самым практика выступает как основа познания вещей и явлений действительности. Вне практического отношения к ним они остаются лишь предметом их внешнего созерцания, не более. Это не дает возможность понять их сущность, содержание и значение для человека и общества.

В силу созерцательного, метафизического характера своего материализма Фейербах, как отмечал Маркс, не понял значения практики и как революционно-преобразующей деятельности людей, направленной на изменение существующих условий их общественной жизни.

Эволюция взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса в новом направлении особенно ярко обнаруживается после их встречи в Париже в 1844 году. С этого времени начинается их совместный труд по созданию нового мировоззрения, которое принципиально отличается от всех предшествовавших философских учений, как по своей социальной сущности, так и по идейному содержанию и своей роли в развитии общества.

Что же собственно нового было в этом учении? Эту теорию отличает от иных философских учений прежде всего то, что в ней очень тесно связаны между собой философские идеи с политико-экономической и научно-социальной сторонами мировоззрения. Эта целостность, взаимообоснованность составных частей мировоззрения (философии, политэкономии, теории социализма) во многом объясняет то влияние, которое оказало учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса на развитие общественных процессов в мире.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, имеет, как известно, две стороны. Во-первых, необходимо выяснить, что является первичным - сознание или материя. Во-вторых, необходимо ответить на вопрос: “В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?”[6]


Маркс и Энгельс разоблачили идеалистов, отвергавших возможность познания материального мира, и разработали качественно новую диалектико-материалистическую теорию познания. Марксистская теория познания выдвинула на первый план вопросы о роли практики в познании мира, о диалектике самого процесса познания.

Марксистская теория познания исходит из того, что материя является источником ощущений, а ощущения являются отображением бытия, отображением материи в сознании человека. Она отвергает утверждение философов-идеалистов о существовании так называемых “вещей в себе”, будто бы абсолютно непознаваемых. В противоположность идеализму марксистский философский материализм утверждает, что мир познаваем. Проверенные практикой, опытом знания людей о законах природы являются достоверными, объективно истинными.

Марксистский философский материализм утверждает, что процесс познания неисчерпаем, поскольку всегда в бесконечной природе наряду с уже познанными предметами и явлениями имеются ещё не познанные предметы и явления. Однако эти предметы и явления познаются всё глубже в ходе общественно-производственной деятельности людей и развития наук.

Производственная деятельность людей с самого начала возникновения человеческого общества является основой познания людьми внешнего мира. Успехи в развитии производительных сил общества служили первым подтверждением правильности знаний людей о внешнем мире и в то же время показывали действительное значение и роль производственной деятельности людей для познания мира и его закономерностей. Таким образом, ещё задолго до того, как появились идеалисты-агностики, отрицавшие познаваемость мира, практическая, общественно-производственная деятельность людей доказывала познаваемость мира и его закономерностей.

Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-вторых, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий.


МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ И ИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ


Исходный пункт истории человечества и его дальнейшего развития, как уже отмечалось, образует производство средств существования. Но при этом люди не свободны в выборе производства. То или иное поколение застает его готовым. Оно наследует производство от прошлых поколений. В «Капитале» Маркс характеризует производство как целесообразную деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил. Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд, 2) предмет труда и 3) орудия труда. Производство включает в себя две стороны: во-первых, отношение людей к природе, степень овладения ее силами, т. е. производительные силы, во- вторых, отношения самих людей друг к другу в процессе овладения силами природы, т. е. производственные отношения.

Производительные силы — одно из наиболее общих и основных понятий марксистской философии. К производительным силам относятся люди и средства производства. Производительные силы представляют собой органическое единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на основе всей системы разделения труда в обществе. Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишь тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека, т. е. выступают в качестве средств. Производительные силы представляют собой конкретно-историческое единство производителей и средств производства, целостную систему личных и вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда. Но указанные элементы играют не однозначную роль в системе производительных сил. Главной производительной силой являются производители, трудящиеся. Для развития техники всегда требуются соответствующие кадры рабочих, которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой и научным знанием, являются решающим фактором производства на любой ступени общественно-исторического развития. В конечном счете, источником производительных сил является трудовая деятельность людей. Производительные силы, в конечном счете, по выражению Маркса, представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемые материальными интересами, создают и усовершенствуют орудия производства, добывают предметы труда. Маркс замечает, что развитие общественного индивида - вот что выступает в качестве основного устоя производства и богатства.