Файл: Речи Лекция З. Коммуникативный аспект культуры речи Тема з основные положения теории речевой коммуникации План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Лекция З. Коммуникативный аспект культуры речи Тема З.2. Основные положения теории речевой
коммуникации
План
Вопрос 1. Понятие <<культура речи>>
Вопрос 2. Коммуникативные качества речи Вопрос 3. Модель и типы речевой коммуникации
Вопрос 1. Понятие <<культура речи>>
Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
В лингвистической литературе традиционно принято говорить о двух ступенях освоения литературного языка:
1)правильностиречи и 2)речевоммастерстве.
Правильность,как одно из основных коммуникативных качеств речи, предполагает соблюдение норм на всех речевых уровнях.
Речевоемастерство
предполагает не только следование нормам, но и умение выбрать из сосуществующих вариантов наиболее точный в
смысловом отношении, стилистически уместным'-' , выразительным'-' , доходчивым'-' .
Рассказ А.П. Чехова
<<Шуточка>>:
J
..
.
1' . 1
0 . 1/l(i/Gкlt'P
J/ ktropня
jlРУсскоrо
gЛНТЕРА-ТУРНоrо
JIЗЫl(A
Идея разграничения двух аспектов речевого общения -
Вопрос 2. Коммуникативные качества речи
:К коммуникативным качествам хорошей речи относятся:
-
правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях); -
логичность (владение логикой изложения); -
точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли) -
понятность (понимание общеупотребительных слов); -
лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла); -
ясность (понятность речи для адресата сообщения); -
богатство(количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий); -
выразительность (воздействие речи на адресата); -
чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов);
lО)уместность (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения).
Вопрос 3. Модель и типы речевой коммуникации Речевая коммуникация - процесс установления и поддержания
целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между
людьми при помощи языка.
Вербальные
общение с помощью слов
Невербальные
передача информации с помощью внесловесных символов и знаков.
Модельречевойкоммуникации Компонентами этой модели являются:
-
Отправительинформации(или адресант) - говорящий или пишущий человек. -
Получательинформации(или адресат) - читающий или слушающий человек. -
Сообщение- текст в устной или письменной форме - неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации (это процесс и результат порождения речи). -
Контекст (или ситуация) - это обстоятельства, в которых происходит определенное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в определенной ситуации. -
-$
Обратная связь - реакция слушающих на высказывание говорящего составляет главный момент общения; ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо
прекращает разговор.
Компоненты речевой ситуации
-
Условия общения:
-
прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (диалог) и с пассивной обратной связью (письменное распоряжение); -
опосредованное общение (выступление по радио, в СМИ).
-
Количество участников: монолог, диалог, полилог. -
Цель общения: информирование, убеждение, развлечение. -
Характер ситуации:
-
деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.) -
бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.п.)
Типы речевой коммуникации определяют по ряду признаков:
Условия общения:
а) прямое,илинепосредственное,общениес активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);
6) опосредованноеобщение(например, выступление по
радио, телевидению, в средствах массовой информации).
Типы речевой коммуникации
:Количество участников:
а) монолог (речь одного человека);
6) диалог (речь двух людей);
в) полилог
(речь нескольких человек).
Типыречевойкоммуникации
Цель общения:
а) информирование;
-
убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.); в) развлечение.
Характер cmyaщm:
-
деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.)-
бытовое общение (разговоры с близкими людьми)
-
Жанры речи. На основе типовых параметров речевой ситуации формируются жанры речи в той или иной сфере общения. Речевая ситуация может включать в себя один жанр (деловая беседа) и несколько жанров (например, в ситуации праздничного застолья обычно
представлены жанры тоста, разговорного рассказа, житеиV ского
разговора).