Файл: Типы рыночных структур Чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция Монополия.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночное поведение монополиста
Кривая спроса и предельного дохода монополиста
Общее правило монопольного ценообразования
Определение цены и объема выпуска фирмы-монополиста
Монопольная власть и монопольная прибыль
Монопольная власть (коэффициент Лернера)
Типы рыночных структур
Чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция
Монополия
Чистая монополия -рыночная ситуация, когда единственный продавец продает стандартизированный продукт, не имеющий близких заменителей, большому количеству покупателей.
Признаки чистой монополии
один продавец и множество покупателей, продукт отрасли уникален, отсутствует необходимость затрат на рекламу, вступление в отрасль фактически заблокировано экономическими, техническими, юридическими и др. барьерами, монополист обладает рыночной властью: определяет рыночную цену, объем предложения и спроса.
Чистая монополия
Чистая монополия обычно выступает в форме естественной монополии, которая основана на обладании патентами, источниками сырья, государственной лицензии.
Рыночное поведение монополиста
Монополист – сам себе отрасль, поэтому кривая его спроса совпадает с кривой отраслевого спроса и является нисходящей. Таким образом, монополист, в отличие от конкурентного производителя, должен выбирать одновременно и цену, и количество продукции, которое продается по этой цене.
Кривая спроса и предельного дохода монополиста
Нисходящий характер кривой спроса означает, что монополия может увеличивать объемы продаж, только снижая цену на свою продукцию, притом монополист должен снижать цену на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую. Следовательно, кривая предельного дохода MR лежит ниже кривой спроса D
Кривая спроса и MR
P
Q
MR
D
Общее правило монопольного ценообразования
Цель монополии – максимизация общего объема прибыли. монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока реализация дополнительной единицы приносит прибыль (MR больше МС ).
Монополист прекращает увеличивать объем производства товара тогда, когда он перестает получать дополнительную прибыль, то есть когда предельный доход (MR) станет равным предельным затратам
(МС) МR = МС.
Определение цены и объема выпуска фирмы-монополиста
Монополист прекратит выпуск продукции в точке Qopt, так как в этой точке пересекаются кривые предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС), наступает равенство
MR = MC
Р
MС
Q
Qopt
MR
D
Pмон
Вывод
Монополист стремится к максимуму общей прибыли, поэтому он следует правилу максимизации общей прибыли:
МR = МС.
Монопольная власть и монопольная прибыль
Монополист в состоянии сам определять рыночную цену. В отсутствии регулирования, монополист будет производить меньше продукции и реализовывать ее по большей цене с целью максимизации прибыли.
Соответственно монополист обладает монопольной властью
Монопольная власть (коэффициент Лернера)
Показатель монопольной власти (индекс Лернера) подсчитывается по формуле:
где, P — монопольная цена;
MC — предельные издержки.
При чистой монополии коэффициент Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показа-теля, тем выше уровень монопольной власти.
Ценовая дискриминация
Обычно монополия может установить единую цену на свои товары для всех групп потребителей.
Фирма-монополист обычно назначает различные цены для разных групп потребителей.
Ценовая дискриминация – установление разных цен на один и тот же товар или услуги, не обусловленная никакими различиями в издержках
Ценовая дискриминация
Цены могут различаться в зависимости:
от качества товара или услуги;
от объема потребления от дохода потребителя, если он известен продавцу;
от времени покупки.
Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия в ценах никак не связаны с различиями в издержках.
Выводы – и + монополии
Монополия: –
1. может продавать меньший объем продукции;
2.назначает более высокую цену;
3. недоиспользует ресурсы;
4. результат монопольного ценообразования способствует неравенству в распределении доходов.
Монополия + в известных пределах экономически целесообразна, так как за счет увеличения масштабов производства может существенно снизить издержки,
увеличить выпуск и снизить цену, обеспечив спрос потребителя.
Олигополия
Олигополия (несколько продавцов) – предполагает немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое (в пределах от 2 до 10–15) число организаций господствует на рынке товаров, удовлетворяя основную долю спроса множества потребителей конкретного товара.
Сущность рынка олигополии – любое действие участника рынка автоматически приводит к ответным действиям конкурентов. Взаимозависимость действий и поведения олигополистов определяет по существу основы функционирования данного типа рынка.
Признаки олигополии
1. Немногочисленность фирм в отрасли;
2. Продукт может быть как стандартизованным (сотовая связь), так и дифференцированным (автомобили);
Признаки олигополии
3. Наличие ограничений (барьеров) для вступления в отрасль, которые связаны прежде всего с эффектом масштаба производства и крупными инвестициями, обеспечивающими этот масштаб (надо много денег);
другие барьеры: владение патентами; контроль над стратегическим сырьем; огромные расходы на рекламу (в шоу-бизнесе, производстве сигарет и прохладительных напитков и т.д.).
Олигополистическое ценообразование обычно осуществляется по принципу «издержки плюс». Сначала рассчитывается средний уровень издержек. К ним прибавляется определенный процент, который включает средние постоянные издержки и нормальную прибыль.
Кроме того олигополия, основанная на соглашении (тайный сговор);
олигополия доминирующей фирмы (ценовое лидерство).
МК = это рыночная структура, при которой все товары, реализуемые рынке, производится большим количеством независимых фирм.
Признаки рынка МК
1. обладание каждой фирмой относительно небольшой долей рынка;
2. ограниченный контроль над рыночной ценой;
3. невозможность согласованных действий фирм отрасли с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен;
отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли при определении собственной стратегии действий;
5. относительная свобода входа в отрасль и выхода из нее;
6. дифференциация продукта.
Формы дифференциации продукта
качество товара;
надежность поставок;
качество обслуживания покупателей;
предоставление скидок;
престижность товара;
возможность предоставления кредита;
условия послепродажного обслуживания;
гарантия замены некачественного товара;
упаковка, наличие торговых знаков;
возможность получения консультации по использованию товара;
реклама.
Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всевозможную дифференциацию продукции и услуг, что является основной характеристикой рынка МК и называется неценовой конкуренцией.
Равновесие фирмы МК
Каждая фирма в условиях монополистической конкуренции для того чтобы больше продать снижает цену на свой товар. Поэтому оптимальное соотношение «цена – количество» определяется монополистическим конкурентом точно так же, как и в условиях чистой монополии.
График
Краткосрочное равновесие фирмы в условиях МК
Оптимальный объем производства MR = MC
Р
MС
Q
Qopt
MR
D
Pмк
Эффективность рынка МК
Антимонопольная политика
Антимонопольная политика – проводимые государством мероприятия (принятие законов, создание контролирующих органов) по снижению ущерба общества от деятельности монополий.
Поддержка (содействие) конкуренции.
Контроль над ценами.
Повышенное налогообложение
Вывод
Оптимальный объем производства в условиях рынка несовершенной конкуренции
MC = MR