Файл: Управление конфликтами в служебных коллективах овд..docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 495
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Омской области «Сибирский профессиональный колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине «Основы управления в правоохранительных органах»
Специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Тема: «Управление конфликтами в служебных коллективах ОВД.»
Выполнил(а):
Студентка 4 курса
Пешехонова Виктория Сергеевна
Учебная группа № ПД(к)-416
Проверил:
Преподаватель
Антонов Александр Викторович
«___» ____________ 202__ г.
Оценка: «____________»
Омск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
БПОУ ОО “Сибирский профессиональный колледж”
ЗАДАНИЕ
на выполнение курсовой работы
ФИО____________________________________________Шифр________________________
Специальность____________________________________Группа______________________
1.ТемаКР_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Срок сдачи КР________________________________________________________________
3. Исходные данные к КР __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечень подлежащих разработке в КР вопросов или краткое содержание КР
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание принял к исполнению «___»________________202__г
Студент ____________ _____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Руководитель ____________ _____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что конфликт есть в каждой сфере и правоохранительная не является исключением.
Конфликты у сотрудников полиции сложны и многообразны. Оскорбления и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти и т.д. - это примеры конфликтов, которыми обязаны заниматься работники полиции
Вместе с тем воздействие экономической и политической ситуации, недостаточный уровень социальной защищенности, недостаточный уровень заработной платы, изменения механизма предоставления льгот - все это создает в коллективах обстановку тревожности, раздражительности, повышенной конфликтности, что в свою очередь мешает качественно выполнять служебные обязанности.
У сотрудников, вовлеченных в конфликт, ухудшается самочувствие, возникает ощущение ущемления своей личности, неудовлетворенности службой.
Особую остроту проблеме придает то, что сам характер конфликта и конфликтной ситуации меняется достаточно динамично и связан с изменениями в практической деятельности ОВД. Появляются новые типы конфликтов и конфликтных ситуаций, которые требуют новых форм и методов к предупреждению и разрешению их.
Часто в практике правоохранительной деятельности фиксируются примеры негативного поведения сотрудников полиции - неуважительное отношение к гражданам, коллегам по службе, грубость, неопрятный внешний вид, пьянство, недисциплинированность.
Многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются работники органов внутренних дел, обязывают их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения на пути достижения намеченной цели.
Объектом исследования является субъективная психическая реальность - интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления людей (в частности сотрудников полиции).
Предметом курсовой работы является психологическая и нравственная стороны общения партнеров в процессе совместного решения деловых проблем.
Цель — подробно рассмотреть структуру конфликта в ОВД, его причины, виды и методы управления конфликтными ситуациями в правоохранительных органах.
Задачи:
- выяснить причины конфликтов и оптимальные методы управления ими.
- рассмотреть способы предупреждения конфликтов.
- выяснить значение конфликтов.
- практически рассмотреть метод предотвращения конфликтов в деятельности ОВД.
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
1.1 Понятие «конфликт» и его виды
В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия «конфликт». Но это явление достаточно хорошо известно каждому сотруднику ОВД, как и любому человеку.
В основе определений понятия «конфликт» достаточно часто используется определение, предложенное Я. Щепаньским, который понимает конфликт как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Исходным положением для анализа конфликтов в деятельности сотрудника ОВД примем такое понимание конфликтов, при котором конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимодействия сложных систем - явление неизбежное, нормальное. Однако только наличия противоречий для возникновения конфликта еще недостаточно. Во-первых, эти противоречия должны быть значимыми [21, c.35]. А во-вторых, для возникновения конфликта кто-то должен сделать первый шаг, проявить инициативу. Она проявляется, прежде всего, в действиях, которые приводят к столкновению. Но поскольку применительно к деятельности сотрудника ОВД понятие «столкновение» употребляется как метафора, то точнее говорить о таком взаимодействии, в котором действия принимают характер противодействий [3, c.168].
Если рассматривать конфликт в деятельности сотрудника ОВД как способ преодоления противодействия, а противодействие заинтересованных лиц как препятствие на пути достижения целей уголовного судопроизводства, то правомерно говорить о борьбе сотрудника и противодействующего ему лица.
Исходя из этого, в качестве удовлетворяющего практическим целям деятельности сотрудника ОВД можно принять следующее определение конфликта.
Конфликт - это психологическое противоборство сотрудника ОВД и участвующего в деле, либо другого заинтересованного лица, имеющего цели и интересы, противоречащие или несовместимые с целями и профессиональными интересами сотрудника [25, c.387].
Рассматривая конфликт как сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов, исходной причиной конфликта необходимо признать объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность возникновения конфликта. Данное методологическое положение находит свое отражение в факте разделения конфликтной ситуации (или объективной основы конфликта) и конфликтного поведения, т. е. способов взаимодействия конфликтующих сторон. Поэтому одна и та же ситуация может побуждать и не побуждать разных людей к вступлению в конфликт.
Иногда конфликтную ситуацию представляют через ее элементы: участников с их несовпадающими целями и объект конфликта. При этом характерными особенностями конфликтной ситуации является отсутствие активных действий, направленных на достижение целей участников и возможность ее существования задолго до того, как произойдет прямое столкновение [30, c.457].
Применительно к деятельности сотрудника ОВД конфликтную ситуацию можно определить как представления сотрудника о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т. п.), о «противнике» (его целях, индивидуальных и личностных особенностях) в конкретных условиях до начала противоборства, а также о том, каково представление «противника» о представлениях сотрудника.
Именно представления сотрудника, «образы, идеальные картины, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения...». При этом анализ конфликтной ситуации - это анализ потенциального конфликта, когда противоборство еще не началось.
Представления о существующем конфликте, о самом себе и своем «противнике» называют «ситуацией конфликта» [20, c.324].
Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология.
Рассмотрим кратко каждую из них:
1. Структура конфликта. В психологической структуре конфликтов в деятельности и общении работников органов внутренних дел, И. Б. Пономарев выделяет следующие компоненты:
1). Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития
; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, само понимание и объективность в оценке своих возможностей.
2). Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.
3). Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей преследуемых участниками конфликта [17, c.125].
4). Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.
Кроме этого, в структуру конфликта целесообразно включать и предмет конфликта, под которым понимается все то, по поводу чего возникло противоборство.
2. Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют от двух до семи стадий его развития. Проанализировав современные подходы к этому вопросу, И. Б. Пономарев, применительно к деятельности сотрудника ОВД выделил семь основных стадий развития конфликта [10, c.321].
1) предконфликтная стадия;
2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;
3) интеллектуальный этап развития конфликта;
4) критический этап развития конфликта;
5) спад напряженности в противодействии;
6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;
7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.
3. Функции конфликта. Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом. Играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации.
В дополнение к этим функциям в деятельности сотрудника ОВД конфликт может выполнять еще пять функций: сигнальную, диагностическую, восстановительную, зондирующую и регулятивную [3, c.157].
4. Типология конфликтов. Типология конфликтов играет не только методологическую, но и практическую роль. В настоящее время существует большое количество различных типологий и классификаций конфликтов, отражающих различные взгляды и позиции авторов.