Файл: Управление конфликтами в служебных коллективах овд..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 496

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области «Сибирский профессиональный колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине «Основы управления в правоохранительных органах»

Специальность 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

Тема: «Управление конфликтами в служебных коллективах ОВД.»


Выполнил(а):

Студентка 4 курса

Пешехонова Виктория Сергеевна

Учебная группа № ПД(к)-416

Проверил:

Преподаватель

Антонов Александр Викторович

«___» ____________ 202__ г.

Оценка: «____________»


Омск 2021

СОДЕРЖАНИЕ




БПОУ ОО “Сибирский профессиональный колледж”

 

 

 

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы
ФИО____________________________________________Шифр________________________
Специальность____________________________________Группа______________________
1.ТемаКР_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Срок сдачи КР________________________________________________________________
3. Исходные данные к КР __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Перечень подлежащих разработке в КР вопросов или краткое содержание КР

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание принял к исполнению «___»________________202__г
Студент ____________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель ____________ _____________________________

(подпись) (расшифровка подписи)




ВВЕДЕНИЕ



Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что конфликт есть в каждой сфере и правоохранительная не является исключением.

Конфликты у сотрудников полиции сложны и многообразны. Оскорбления и насилие над личностью, хулиганство, грабеж, убийство, сопротивление представителю власти и т.д. - это примеры конфликтов, которыми обязаны заниматься работники полиции

Вместе с тем воздействие экономической и политической ситуации, недостаточный уровень социальной защищенности, недостаточный уровень заработной платы, изменения механизма предоставления льгот - все это создает в коллективах обстановку тревожности, раздражительности, повышенной конфликтности, что в свою очередь мешает качественно выполнять служебные обязанности.


У сотрудников, вовлеченных в конфликт, ухудшается самочувствие, возникает ощущение ущемления своей личности, неудовлетворенности службой.

Особую остроту проблеме придает то, что сам характер конфликта и конфликтной ситуации меняется достаточно динамично и связан с изменениями в практической деятельности ОВД. Появляются новые типы конфликтов и конфликтных ситуаций, которые требуют новых форм и методов к предупреждению и разрешению их.

Часто в практике правоохранительной деятельности фиксируются примеры негативного поведения сотрудников полиции - неуважительное отношение к гражданам, коллегам по службе, грубость, неопрятный внешний вид, пьянство, недисциплинированность.

Многообразие и сложность конфликтов, с которыми встречаются работники органов внутренних дел, обязывают их хорошо разбираться в сущности этих явлений. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизма их развития и способов предупреждения и ликвидации позволит определить наиболее оптимальную линию своего поведения на пути достижения намеченной цели.

Объектом исследования является субъективная психическая реальность - интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления людей (в частности сотрудников полиции).

Предметом курсовой работы является психологическая и нравственная стороны общения партнеров в процессе совместного решения деловых проблем.

Цель — подробно рассмотреть структуру конфликта в ОВД, его причины, виды и методы управления конфликтными ситуациями в правоохранительных органах.

Задачи:

- выяснить причины конфликтов и оптимальные методы управления ими.

- рассмотреть способы предупреждения конфликтов.

- выяснить значение конфликтов.

- практически рассмотреть метод предотвращения конфликтов в деятельности ОВД.

1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД



1.1 Понятие «конфликт» и его виды


В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия «конфликт». Но это явление достаточно хорошо известно каждому сотруднику ОВД, как и любому человеку.

В основе определений понятия «конфликт» достаточно часто используется определение, предложенное Я. Щепаньским, который понимает конфликт как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Исходным положением для анализа конфликтов в деятельности сотрудника ОВД примем такое понимание конфликтов, при котором конфликт не есть нечто исключительное, не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий и ограничений, способ взаимодействия сложных систем - явление неизбежное, нормальное. Однако только наличия противоречий для возникновения конфликта еще недостаточно. Во-первых, эти противоречия должны быть значимыми [21, c.35]. А во-вторых, для возникновения конфликта кто-то должен сделать первый шаг, проявить инициативу. Она проявляется, прежде всего, в действиях, которые приводят к столкновению. Но поскольку применительно к деятельности сотрудника ОВД понятие «столкновение» употребляется как метафора, то точнее говорить о таком взаимодействии, в котором действия принимают характер противодействий [3, c.168].

Если рассматривать конфликт в деятельности сотрудника ОВД как способ преодоления противодействия, а противодействие заинтересованных лиц как препятствие на пути достижения целей уголовного судопроизводства, то правомерно говорить о борьбе сотрудника и противодействующего ему лица.

Исходя из этого, в качестве удовлетворяющего практическим целям деятельности сотрудника ОВД можно принять следующее определение конфликта.

Конфликт - это психологическое противоборство сотрудника ОВД и участвующего в деле, либо другого заинтересованного лица, имеющего цели и интересы, противоречащие или несовместимые с целями и профессиональными интересами сотрудника [25, c.387].


Рассматривая конфликт как сложное взаимодействие ряда объективных и субъективных факторов, исходной причиной конфликта необходимо признать объективные предпосылки, которые создают потенциальную возможность возникновения конфликта. Данное методологическое положение находит свое отражение в факте разделения конфликтной ситуации (или объективной основы конфликта) и конфликтного поведения, т. е. способов взаимодействия конфликтующих сторон. Поэтому одна и та же ситуация может побуждать и не побуждать разных людей к вступлению в конфликт.

Иногда конфликтную ситуацию представляют через ее элементы: участников с их несовпадающими целями и объект конфликта. При этом характерными особенностями конфликтной ситуации является отсутствие активных действий, направленных на достижение целей участников и возможность ее существования задолго до того, как произойдет прямое столкновение [30, c.457].

Применительно к деятельности сотрудника ОВД конфликтную ситуацию можно определить как представления сотрудника о существующем противоречии, о самом себе (своих целях, возможностях и т. п.), о «противнике» (его целях, индивидуальных и личностных особенностях) в конкретных условиях до начала противоборства, а также о том, каково представление «противника» о представлениях сотрудника.

Именно представления сотрудника, «образы, идеальные картины, а не сама реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения...». При этом анализ конфликтной ситуации - это анализ потенциального конфликта, когда противоборство еще не началось.

Представления о существующем конфликте, о самом себе и своем «противнике» называют «ситуацией конфликта» [20, c.324].

Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология.

Рассмотрим кратко каждую из них:

1. Структура конфликта. В психологической структуре конфликтов в деятельности и общении работников органов внутренних дел, И. Б. Пономарев выделяет следующие компоненты:

1). Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включенности личности в конфликтную ситуацию на различных этапах ее развития
; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, само понимание и объективность в оценке своих возможностей.

2). Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.

3). Волевые компоненты конфликта проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей преследуемых участниками конфликта [17, c.125].

4). Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Кроме этого, в структуру конфликта целесообразно включать и предмет конфликта, под которым понимается все то, по поводу чего возникло противоборство.

2. Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют от двух до семи стадий его развития. Проанализировав современные подходы к этому вопросу, И. Б. Пономарев, применительно к деятельности сотрудника ОВД выделил семь основных стадий развития конфликта [10, c.321].

1) предконфликтная стадия;

2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;

3) интеллектуальный этап развития конфликта;

4) критический этап развития конфликта;

5) спад напряженности в противодействии;

6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;

7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.

3. Функции конфликта. Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом. Играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную - на другом этапе, в другой конкретной ситуации.

В дополнение к этим функциям в деятельности сотрудника ОВД конфликт может выполнять еще пять функций: сигнальную, диагностическую, восстановительную, зондирующую и регулятивную [3, c.157].

4. Типология конфликтов. Типология конфликтов играет не только методологическую, но и практическую роль. В настоящее время существует большое количество различных типологий и классификаций конфликтов, отражающих различные взгляды и позиции авторов.