Файл: Реферат на тему Креативность как личностная характеристика (тема работы) Обучающийся группы ообм18102 фио студента Ситнов Константин Николаевич Москва 2019 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсутствие общей большой теории с множеством новых закономерностей и выявленных факторов указывает на сложность этой темы. Хотя творческие исследования активно проводились в течение нескольких десятилетий, накопленные данные не только разъясняют, но и сбивают с толку понимание этого явления. Достаточно сказать, что даже сорок лет назад было дано более 60 определений творчества, и к настоящему моменту их уже нельзя сосчитать. В то же время некоторые исследователи иронично отмечают: «Процесс понимания того, что такое творчество, требует самого творческого действия».

К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом?

Впрочем, те же сомнения высказываются и в адрес традиционного понятия «интеллект». Не приходится удивляться, что соотношение этих понятий вызывает еще больше споров. По мнению некоторых американских психологов, большинство полученных данных о соотношении креативности и интеллекта дают возможность для выделения креативности «как понятия того же уровня абстракции, что и интеллект, но более смутно и неопределенно измеряемого».
6. Анализ основных проблем развития личностной креативности
Наша жизнь связана с множеством правил и законов. Часть из них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или до учебы, постоянный распорядок дня и многое другое) выполняется автоматически и рефлекторно. Шаблонность действий, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в противоречие с данной человеку способностью быть «творцом». Люди пытаются разрешить любое противоречие (веками были постоянные вопросы и поиск ответов). В автоматизме действий и рутины жизни это противоречие разрешается путем подавления способности к творчеству, то есть подавления творчества (это одна из основных проблем в развитии творчества).

Чтобы развить творческий потенциал, вы должны сначала научиться смотреть на вещи с новой точки зрения, то есть искать необычные способы использования обычных вещей. В то же время, способность к творчеству процветает, и это дает сильный импульс дальнейшему развитию творчества. Вам не нужно замыкаться в социальных стереотипах. И для того, чтобы креативность раскрылась, достаточно применить момент игры: играть, изобретать, фантазировать, переносить художественную литературу (конечно, позитивно) в реальность.


Создание творческих способностей уникально для каждого человека и каждого нормального ребенка.

Надо уметь их открывать и развивать. Проявление творческих способностей варьируется от великих и блестящих талантов до скромных и незаметных. Но суть творческого процесса одинакова для всех. Разница заключается только в конкретном материале творчества, в масштабах результатов и в их социальном значении.

В традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизводить методы решения поставленных перед ним задач, доказательства теорем и т. Д. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения проблемы и поэтому не приобретает опыт таких исследований. Чем больше проблема, которую нужно решить, отличается от знакомой, тем сложнее ученику найти сам процесс, если у него нет определенного опыта. Поэтому часто бывают случаи, когда выпускник, успешно освоивший материал учебного плана, не решает задачи конкурсных экзаменов в университете (построенные на том же материале), поскольку для их решения требуется нестандартный подход.

Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся, об этом никогда не стоит забывать педагогам. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Подавляющее большинство детей не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности, уже известные обществу, и только в отдельных случаях, на определенном уровне их развития и на основе организационной деятельности пожилых людей, они могут создавать новые ценности для общества. Следовательно, в отношении процесса обучения творчество следует определять как форму деятельности человека, направленную на создание для него качественно новых ценностей, например. важно для формирования личности как публичного субъекта.

Еще одна проблема для развития творчества заключается в том, что само по себе решение проблем (как жизненных, так и других) для большинства людей не является приоритетом в их жизни. Пожалуй, наиболее прагматичное объяснение этого является то, что значительная часть нашей жизни лежит на диване, на дискотеке и т.д., вместо того, чтобы думать упорно к любой проблеме, требующей творческое решение.


Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени. Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть не может.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Заключение
В своей работе, я рассмотрел пути креативности и повышения творческого потенциала, для этого были изучены труды ученых, которые я описал в своем реферате.

Пути и судьбы творческого потенциала определяются, прежде всего, тем, как личность обращается со своим творческим потенциалом. Особенности личности могут стать непреодолимой преградой для реализации даже самого грандиозного творческого потенциала, но сильная и внутренне богатая личность может и в какой-то мере компенсировать недостаток одаренности. Так, в американских исследованиях креативности встречается такая характеристика знаменитого писателя первой половины ХХ века Томаса Вулфа: гений без таланта. Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях». Поэтому не стоит разделять эти три понятия (личность, креативность, творчество), а необходимо найти их взаимодействие, гармонию, как в воспитании наследуемых поколений, так и в воспитании самих себя.

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 2013 г. – 154 с.

  2. Асмолов А.Г. Психология креативной личности. М.: Смысл, 2015 г. - 111 с.

  3. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Просящение, 2016 г. – 95 с.

  4. Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2015 г. – 322 с.

  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2015 г. – 198 с.

  6. Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 2016 г. – 133 с.

  7. Галин, А.Л. Личность и креативность.. – Новосибирск: Кн. изд-во Нота, 2016 г. – 222 с.

  8. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование креативной личности. – М.: Знание, 2014 г. – 344 с.

  9. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 2013 г. – 290 с.

  10. Дорфман Л. Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Вопросы психологии. – 2017 г.. - № 2. – 106 с.

  11. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 2018 г. – 311 с.

  12. Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б. А. Душкова. - 3-е изд. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2015. -


  1. Либина А. В. Дифференциальная психология креативной личности: На пересечении европейских, российских и американских традиций. - 2-е изд., перераб. - М.: Смысл, 2015 г. – 455 с.

  2. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Вопросы психологии. – 2014 г. - № 4. – 132 с.