Файл: Реферат на тему Креативность как личностная характеристика (тема работы) Обучающийся группы ообм18102 фио студента Ситнов Константин Николаевич Москва 2019 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческая смелость — это черта творческого «Я», и она может отсутствовать у реального «Я» в обыденной жизни. Так импрессионист Марке — смелый новатор в живописи, в жизни был довольно робким человеком. Известный "профессорский" прогулы может также служить примером двойственности творческой натуры: погружение человека в его воображаемый творческий мир иногда делает его повседневное поведение неуместным, часто говорят, что он не " не этого мира ", но человек, рассеянный в жизни в творчестве, очень сосредоточен, внимателен и точен. Эта двойственность также может быть обнаружена в связи с другими личными качествами.

Четко выраженное стремление к самоутверждению творческого «я» может принимать неприятные формы в реальном жизненном поведении: зависть к чужим успехам, высокомерный и агрессивный способ выражения мнений и т. Д. Стремление к интеллектуальной независимости, свойственное творческим личностям, часто сопровождается уверенностью в себе, стремлением высоко оценивать свои способности и достижения. Такая тенденция уже наблюдается у «креативных» подростков.

Известный психолог К. Юнг утверждал: «Творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я».

И всё же творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом. Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность выступает как ядро творческой личности. При этом творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности, постоянной направленностью на творческое действие в действительном жизни.


3. Факторы актуализации креативности.



Исследователи доказали, что при определенных условиях люди, которые ранее не демонстрировали свои творческие способности, внезапно обнаруживают их. Например, если они знают, что от них этого ожидают, их расхождение в мышлении возрастает.

Собранные материалы свидетельствуют об увеличении научной продуктивности в среде, в которой организационный климат обеспечивает физическую поддержку творческой деятельности и поощряет их независимость. Это подтверждается другими результатами исследований: поддержка и признание творческих проектов, особенно на ранних этапах проекта, способствует инновациям. Вся серия данных показывает, что устранение факторов, препятствующих творческим проявлениям, например, неоправданное соблюдение привычек и традиций, а также продвижение творческой задолженности могут превратить человека в творческого человека.


Некоторые материалы указывают, что наиболее сильны творческие проявления при позитивном аффекте. По-видимому, он облегчает когнитивное структурирование - в частности, усиливает тенденцию отыскать новые способы комбинирования элементов и новые связи между разрозненны.

Как было установлено, в неблагоприятных условиях или при необходимости общения с множеством людей человек становится креативнее.

Здесь важны два момента. Во-первых, когда обстоятельства ввергают индивида в новые ситуации, называемые диверсифицирующим опытом, он вынужден отказаться от прежних способов мышления и действий. Во-вторых, часто,будучи погруженным в неблагоприятные условия, человек познает важность настойчивости . Не получив, к примеру, работу сразу, а после нескольких попыток, он узнает, как важно не отказываться от борьбы.


По мнению некоторых исследователей, компенсация извне устраняет развитие внутренней мотивации и креативности соответственно. Если человек получает вознаграждение за свои творческие открытия, когда он решает проблему, его творческая энергия возрастает, когда исполняется другая (Eisenberger & Selbst, 1994). По-видимому, награда уменьшает энергию при решении последующих проблем, только если человек поощряется за его низкий творческий потенциал.

Чтобы увеличить креативность, важно вознаграждать кого-то, когда он действительно креативен.

Критики этой идеи отмечают ложность предположения о том, что вознаграждение вредно только при определенных условиях.

В соответствии с возможностью обучения человека не реагировать, они отмечают, что поощрение обычно снижает креативность.




4. Концепция креативности личной творческой способности



Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере. Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениям в области тестометрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области.


В начале 1960-х годов был накоплен обширный опыт тестирования интеллекта, что, в свою очередь, поставило перед исследователями новые вопросы. В частности, оказалось, что профессиональные и жизненные успехи напрямую не связаны с уровнем интеллекта, рассчитанным с помощью тестов IQ. Опыт показывает, что люди с не очень высоким IQ способны на выдающиеся достижения, и многие другие, чьи IQ намного выше, часто отстают. Было высказано предположение, что некоторые другие особенности ума, которые не включены в традиционные тесты, играют здесь решающую роль. Поскольку сравнение успешности решения проблемных ситуаций с традиционными тестами интеллекта в большинстве случаев показало отсутствие взаимосвязи между ними, некоторые психологи пришли к выводу, что эффективность решения проблем зависит не от знаний и навыков, измеренных интеллектуальными тестами, а от специальной способности «использовать информацию, представленную в задачах». разными способами и в быстром темпе. «Этот навык назывался творчеством.
Гилфорд Он внес незаменимый вклад в изучение творчества и выделил 16 интеллектуальных способностей, которые характеризуют творчество. К ним относятся способность мыслить плавно (количество идей, которые возникают в данной единице времени), гибкость (способность переходить от одной идеи к другой), оригинальность (способность развивать идеи, которые возникают) отличается от общепринятых), а также любопытством (повышенная чувствительность к проблемам, которые не представляют интереса) у других), нерелевантностью (логическая независимость ответов на раздражители).

В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общую концепцию «расходящегося мышления», которая отражает когнитивную сторону творчества: «Творчество следует понимать как способность отказаться от стереотипного мышления. Основа творчества - дивергентное мышление ... »(дивергентное мышление - это вид мышления, идущий в разных направлениях).Так же как и Гилфорд рассматривает креативность Тэйлор — не как единый фактор, а как совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в той или иной степени.
Торренс определяет креативность как способность обострить восприятие недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознания проблем, поиска решений, догадок, связанных с отсутствием решения, формирования гипотез, проверки и проверки этих гипотез, их модификации , а также передача результатов. Модель творчества Торренса включает в себя три фактора: беглость, гибкость, оригинальность. При таком подходе критерием являются характеристики и процессы, которые активируют творческую продуктивность, а не качество результата.


Но вернемся к истории снова. Сначала Гилфорд предложил исследовать творчество с помощью обычных бумажных и бумажных тестов. Одним из таких тестов был его «Тест необычного использования», а также «Тесты творческого мышления» Э. Торренса. Впервые стало возможным проводить исследования на простых людях, сравнивая их в стандартном «креативном» масштабе. Однако был негативный эффект.. Ряд исследователей критиковали быстрые тесты « карандаш-и-бумага « как неадекватные способы измерения креативности. Некоторые же считали, что беглость, гибкость, оригинальность не улавливают сущности креативности, и что исследование творческих способностей обычных людей не может помочь понять природу исключительных примеров креативности.

Первоначально Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. Но в экспериментах выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Е.П.Торренс сформулировал на основе фактического материала модель отношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность становится не зависимым от интеллекта фактором.

В России в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Таким образом, креативность и общий интеллект - это навыки, которые определяют процесс решения психической проблемы, но они играют различную роль на разных его этапах.

В другом подходе к концепции творчества как универсального познавательного творчества Пономарева творчество изучается как процесс, в котором различаются различные фазы, уровни и типы творческого мышления: фаза 1 - сознательная работа (подготовка интуитивного взгляда на новую идею ); 2 фазы - бессознательная работа (инкубация руководящей идеи); 3 фаза - переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания); 4 фазы сознательной работы (разработка идеи, ее доработка и проверка). В качестве «ментальной единицы» для измерения креативности акта мысли, «сколько» креативности, Пономарев предлагает рассмотреть разницу в уровнях, которые доминируют при формулировании и решении проблемы (проблема всегда решается на более высоком уровне структуры психологического механизма по отношению к тому, в котором приобретены средства его решения).


Медник также рассматривает креативность как процесс. Согласно этой концепции креативность является процессом переконструирования элементов в новые комбинации, согласно поставленной задаче, требованиям ситуации и некоторым специальным требованиям.




5. Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов.
Многие исследования творчества «личного» направления, в том числе и Баррона, следует выделить роль мотивации в творческом процессе, а также влияние различных факторов социальной среды на развитие творчества. Поскольку психологические исследования еще не выявили наследуемость индивидуальных различий в творчестве, факторы окружающей среды, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на их развитие, называются детерминантами творческих способностей. Баррон выделяет основные параметры социальной микросреды, которые способствуют формированию творчества: низкая достоверность поведения, высокая степень неопределенности, наличие паттерна творческого поведения, создание условий для имитации творческого поведения, предметно-информационная обогащение, социальное усиление творческого поведения.

Другое направление, созданное Маслоу, творчество, считается местом для личной самореализации. Основную роль в определении творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные качества. Творческий процесс связан с самореализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. Согласно Маслоу, свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют человеку полностью реализовать свой потенциал.

Богоявление определяет творчество как глубокую личную собственность, которая выражается в первоначальной декларации проблемы, полной личного значения. Исследование творчества как продуктивного и стихийного явления проводилось автором по методу «творческое поле». В этих исследованиях было установлено, что «когнитивный процесс определяется задачей, принятой только на первом этапе. Таким образом, в зависимости от того, рассматривает ли человек решение проблемы как средство для реализации целей, внешних по отношению к знаниям, или если это само является целью, судьба процесса также определяется.

В первом случае он обрывается, как только проблема решается. Во втором возникает феномен самодвижения деятельности. Богоявление подчеркивает, что творчество является общей чертой личности и влияет на творческую производительность независимо от масштаба проявления личной активности.