Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Микроэкономика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
Самостоятельная работа
по дисциплине «Микроэкономика»
Тема 14: Государственное регулирование рынка: современные тенденции в России
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление (Специальность) Экономика Направленность (профиль) Бизнес-аналитика | | Студент Зоитова М.Ш Группа ИДО ОЗБ БА-22 Узб Руководитель Рахмеева И.И. |
Екатеринбург 2022 г.
оглавление
оглавление 2
введение 3
1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты управления развитием рынка 5
1.1 Сущность рынка 5
1.2 Типы рынков по виду потребителей и их характеристика 12
1.3 Нормативно-правовое регулирование управления потребительского рынка в Российской Федерации 15
2 Развитие рынка 21
2.1 Характеристика рынка 21
2.2 Динамика и структура оборота розничной торговли, оборота общественного питания и платных услуг населению 24
2.3 Анализ основных показателей развития рынка 36
3 Направления развития рынка 43
Заключение 52
Список использованных источников 54
введение
На рыночном поле возникают ситуации, когда спрос и предложение, стоимость и конкуренция, выполняя свою функцию по соблюдению равновесия между производством и потреблением, платежеспособным спросом и товарным предложением, в полной мере не обеспечивают развития экономики, недостаточно удовлетворяют потребности социальных групп и отдельных слоев населения. В экономике общественного сектора такие ситуации называются «провалами рынка».
Еще в 90-х годах в России спрос превышал предложение очень значительно, а их равновесие было достигнуто только за счет повышения цен. Когда цены прошли точку равновесия, и предложение опередило платежеспособный спрос, ожидания власти не оправдались, т. к. не произошло снижения цены при неизменном уровне производства. В настоящее время отечественная экономическая наука переживает новый этап развития: от отрицания государственного регулирования экономики в конце 90-х гг. она вынуждена обратиться к поиску методов, форм и инструментов государственного регулирования экономики.
Стали появляться новые исследования, которые реалистично оценивают роль государства в условиях прежней советской системы хозяйствования. Л. Абалкин, Е. Егоров, Е. Жильцов, А. Олейник, Т. Корягина, В. Колесников пытаются определить, какую роль государство должно играть в условиях трансформируемой экономики, найти общие тенденции, которые характерны для развития потребительского рынка в XXI веке.
Цель работы – на основе анализа основных показателей развития потребительского рынка определить направления развития потребительского рынка.
Задачи работы:
– исследовать теоретические и нормативно-правовые аспекты управления развитием потребительского рынка;
– дать характеристику потребительского рынка;
– проследить динамику и
структуру оборота розничной торговли, оборота общественного питания и платных услуг населению;
– проанализировать основные показатели развития потребительского рынка;
– определить направления развития потребительского рынка.
Объект исследования – потребительский рынок.
Предмет исследования – развитие потребительского рынка России .
В процессе исследования потребительского рынка нашли отражение как теоретические методы научного познания - анализ теоретических источников, систематизация и структуризация, методы дедукции и индукции, так и эмпирические - методы описания, сравнения.
Структура исследования предопределена логикой изложения материала и содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников.
В первой главе «Теоретические и нормативно-правовые аспекты управления развитием потребительского рынка» исследованы: сущность потребительского рынка, типы рынков по виду потребителей и их характеристика, а также нормативно-правовое регулирование управления потребительского рынка в Российской Федерации.
Вторая глава «Развитие потребительского рынка» содержит характеристику потребительского рынка, анализ динамики и структуры оборота розничной торговли, оборота общественного питания и платных услуг населению и анализ основных показателей развития потребительского рынка.
В третьей главе «Направления развития потребительского рынка» определены основные направления по решению проблем и рекомендации по развитию потребительского рынка.
Заключение содержит выводы проведенного исследования.
1 Теоретические и нормативно-правовые аспекты управления развитием рынка
1.1 Сущность рынка
Рынок состоит из тех людей, которые являются конечными пользователями, и они больше не перепродают продукт или услугу. Мы видим продукты и потребителей повсюду на рынке.
Всякий раз, когда человек покупает продукт, он становится частью потребительского рынка. Весь потребительский рынок можно разделить на четыре типа: розничная торговля, транспорт, продукты питания и напитки (напитки). Покупатели обычно принимают свои собственные решения, когда они хотят что-то купить на рынке.
Ф.Котлер представляет потребительский рынок как сферу покупки товаров и услуг для личного потребления отдельными лицами и домохозяйствами [2 , с. 313].
А. Хоскинг считает, что потребительский рынок существует тогда, когда люди, напрямую или через посредников, встречаются друг с другом для продажи или покупки товаров или услуг, или отдельные лица или домохозяйства покупают или берут в аренду товары и услуги для личного (некоммерческого) потребления. [8., с. 127].
Т.В. Погодина считает, что потребительский рынок является составной частью товарного рынка, а в покупке и продаже товаров и услуг участвуют отдельные лица, домохозяйства, другие субъекты рыночных отношений [7, с. 132].
В энциклопедическом словаре по экономике потребительский рынок предстает в виде такого рынка, где отдельные лица, домашние хозяйства или же потребительские товары и услуги (предназначенные непосредственно для потребления человека) или покупаются, или продаются [1, с. 383].
В.А. Николаев считает, что потребительский рынок является системой экономических отношений, связывающих производство с потреблением при помощи купли-продажи [5, с. 111].
В.И. Малышков рассматривает потребительский рынок как совокупность экономических отношений между продавцами и потребителями по поводу денег и взаимного движения товаров, предусмотренных для личного потребления [3, с. 21].
Все вышеприведенные взгляды можно оценить как механический подход. Эти взгляды касаются только внешних особенностей характеризуемого процесса. Однако экономическая сущность процесса купли-продажи остается за пределами этой оценки. В соответствии с этим, на основе всех рассмотренных мнений и взглядов можно сделать определенные обобщения. На основе этих обобщений можно дать широкую и всеобъемлющую интерпретацию потребительского рынка как экономической категории. Здесь, потребительский рынок предстает как система экономических отношений:
– в своем развитии он подвержен влиянию государства, а также рыночному законодательству и конкуренции, ценообразованию и маркетинговым механизмам;
– потребление действует на основе спроса и предложения на товары и услуги;
– соединительное звено, которое координирует движение товаров и услуг от производителей к потребителям в экономическом и географическом пространстве на основе конкуренции и соответствующей инфраструктуры, формирует оптимальные пропорции между этими сферами, обмен товаров и услуг осуществляется на основе цен, сформированных под влиянием рынка;
– баланс между интересами рыночных субъектов осуществляется посредством полного обеспечения спроса потребителей на рыночные товары, решением социальных проблем, соответствием распределения дохода для продолжения будущей экономической деятельности между производителем и посредниками.
В определении, связанном с содержанием потребительского рынка, потребительский рынок выступает как самостоятельная категория, что в свою очередь, создает условия для формирования методологического подхода, служащего решению практических задач для его стабилизации. Все это формирует благоприятные условия для его дальнейшего развития и эффективной деятельности.
Маркетинг и реклама играют очень важную роль в влиянии на решение потребителей о покупке; они говорят им, какой продукт выбрать, информируя их о продукте. Когда дело доходит до выбора продукта, люди предпочитают брендовые продукты из-за лояльности. Лояльность к бренду возникает не просто так; маркетологи проводят множество исследований, чтобы найти релевантную информацию о своем рынке, а затем нацеливаются на них с помощью телевизионной рекламы и других рекламных мероприятий.
Потребительский рынок полностью отличается от рынка бизнеса из-за разницы в маркетинговой стратегии. Маркетологи делят потребительский рынок на различные сегменты в зависимости от характеристик, демографии, поведения и психографии потребителя. Разделив рынок на различные сегменты, они ориентируются на интерес, симпатии и антипатии, мнения и ценности потребителей.
Все это имеет принципиальное значение для осуществления мероприятий по регулированию потребительского рынка. Эти регулирующие мероприятия, обычно, служат сохранению баланса между спросом и предложением. В целом, потребительский рынок является составной частью структуры рыночной экономики, обеспечивает движение товаров, завершает процесс воспроизводства. Потребительский рынок имеет крепкие связи со