Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Микроэкономика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
всей рыночной системой и вместе с ней, оказывает серьезное влияние на систему экономических отношений. На потребительском рынке находят свое отражение все позитивные и негативные изменения, происходящие в производстве и производственных отношениях. Уровень потребительского рынка позволяет характеризовать состояние экономики страны, а также эффективность всей хозяйственной системы.

В большинстве исследований к потребительскому рынку подходят как к воспроизводственному. Основные положения этого подхода следующие:

1) факторы, оказывающие влияние на деятельность этого рынка;

2) формирование спроса и предложения на текущем и отложенном потребительском рынке за счет различных источников: за счет доходов населения, предпринимательских структур и государства, и других материальных и финансовых источников;

3) развитие инфраструктуры и формирование конкурентной среды потребительского рынка.

Отложенный и текущий спрос формирует потенциальный платежеспособный спрос, который, в свою очередь, может быть предложен потребителям на рынке. Предложение товаров и услуг на потребительском рынке состоит из совокупности товаров и услуг, произведенных в стране и за рубежом и предназначенных для продажи. В период осуществления реформ, импортные товары заняли свободные ниши, появившиеся в результате снижения уровня потребительских товаров и услуг. За счет импортных товаров формируется большая часть товарооборота.

Снижение реальных денежных доходов населения, наряду с воздействием других факторов, привело к увеличению объема производства товаров, особенно, продуктов питания в личных подсобных хозяйствах. Естественно, существуют важные факторы, обусловливающие особенности проявления деятельности какого-либо рынка. Как один из факторов, можно отметить формирование конкурентной среды и ее влияние на рынок.

Как правило, в розничной торговой сфере между торговыми предприятиями существует значительная конкуренция. В зависимости от уровня социально-экономического развития муниципальных учреждений и их удаленности от центра города, в других сегментах потребительского рынка его уровень более низкий.

Ясно, что рассматривая потребительский рынок как систему экономических отношений, можем сказать, что его деятельность служит полному обеспечению потребностей в произведенных материальных благах. Поэтому, этот рынок необходимо рассматривать в контексте произведенных товаров и услуг и их дальнейшей реализации.


Региональный потребительский рынок является частью регионального товарного рынка (или рынка благ). Ученые экономисты считают, что региональный потребительский рынок – является основной составной частью современной рыночной экономики. Здесь, часть ВВП материализована в форме производства товаров и услуг, покупается или приобретается другим образом региональными потребителями с целью личного потреблении. [9,с. 115].

Деятельность потребительского рынка проявляется в его функциях. Среди функций потребительского рынка можно отметить следующие: регулирующие, стимулирующие, посреднические, контролирующие, формирующие цену, информационные, социальные, экономические и другие.

Регулирующая функция – эта функция служит для установления обратной связи в экономике, для координации объемов производства и потребления в условиях их постоянных изменений.

Стимулирующая функция – является функцией повышения эффективности производства. То есть, эта функция мотивирует производство высококачественной продукции с низкими затратами, на которое существует высокий спрос.

Посредническая функция – потребительский рынок играет посредническую роль между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

Контролирующая функция и функция, формирующая цену – контроль показателей качества и количества товарооборота, связан с формированием сбалансированных и устойчивых цен, реализуемых на потребительском рынке.

Информационная функция – предусматривает сбор информации по различным общим и специфическим вопросам. Эта информация связана с дифференциацией спроса на товары и услуги, денежными доходами, структурой ассортиментов товаров и т.д. 

Функция экономии – поощряет покупателя сравнивать свои доходы и потребности, а производителя – экономно использовать свои ресурсы.

Необходимо особо отметить социальную функцию потребительского рынка, который служит обеспечению спроса населения на материальные блага и услуги. Здесь в первую очередь необходимо отметить, что торговые предприятия не только оказывают торговые услуги, но также одновременно выступают как посредники для бизнес-связей. 

Говоря о конкурентной среде, мы имеем в виду, что производители товаров и услуг пытаются завоевать доминирующее положение на рынке в борьбе за потребителей, поставщиков, партнеров. Необходимо отметить, что относительно низкий уровень конкурентной среды может быть характерен и для рынков с более высоким потребительским спросом.


Региональный потребительский рынок выполняет специфические функции в системе общественного воспроизводства. Эти функции связаны с экономическим обеспечением товаров и услуг, и выступают как предмет обмена на этом рынке. Они выполняют следующие функции в экономике региона [3, с. 45]:

– обеспечение платежеспособного спроса населения региона на товары и услуги;

– осуществление распределения товаров и услуг между различными социальными группами населения региона;

– обеспечение взаимных связей между покупателями и продавцами при осуществлении операций по купле-продаже, координация экономических интересов контрагентов;

– играет роль системы сигнализации для производителей и потребителей посредством прямой и обратной связи;

– определяет соотношение структуры спроса и предложения;

– определяет уровень равноценных цен, пропорции между ценами различных товаров;

– организует торгово-экономические связи между регионами;

– создает конкурентную среду, стимулирует снижение расходов и эффективность производства, внедрение результатов научно-технического прогресса, специализацию, кооперацию;

– оказывает влияние на ликвидацию предприятий, деятельность которых считается неприемлемой (предприятий, производящих товары потребления и организующих потребление этой продукции) с точки зрения критериев общественной полезности и эффективности хозяйственной деятельности.

По результатам исследования выявлено, что потребительский рынок – это система экономических отношений, которые развиваются на основе конкуренции, оценки, маркетинга, механизмов государственного регулирования, координируют сферы производства и потребления, создают баланс между спросом и предложением путем обеспечения спроса населения и интересов производителей на основе инфраструктуры, организованной в сфере купли-продажи потребительских благ.

Таким образом, в существующих условиях, необходимо учесть планы правительства по размеру денежной эмиссии в прогнозировании конъюнктуры потребительского рынка; способность погашать накопленную задолженность по заработной плате и переводам населению; сроки и индексацию выплаты заработной платы и пенсий. Вместе с тем, считаем, что одним из важных особенностей потребительского рынка, является уровень его насыщенности товарами и динамика розничной торговли.




1.2 Типы рынков по виду потребителей и их характеристика


Потребители имеют различные симпатии, антипатии и потребности, на которые влияют четыре основные характеристики: демографические, поведенческие, психографические и географические. Эти аспекты влияют на то, какие виды продуктов потребители с большей вероятностью будут покупать и к каким брендам они с большей вероятностью будут лояльны.

Потребительский рынок обязательно учитывает следующие характеристики:

1. Демография. Сюда входят возраст, пол, семейное положение, профессия, доход, образование, этническая принадлежность, религия, сексуальная ориентация, социальный класс и национальность. Это основа для понимания целевого потребителя.

2. Бихевиоризм. Эта характеристика определяет, как потребители ведут себя по отношению к продуктам. Он включает в себя преимущества, которые они ищут, как часто они планируют использовать продукт и насколько они готовы совершить покупку.

3. Психография. Важно понимать, каким образом живет потребитель. Это включает в себя их деятельность и интересы, их отношение и их мнения. Она также охватывает их личные ценности.

4. География. Эта характеристика относится к месту проживания потребителя. Он может включать регион или климат, а также то, насколько плотно населена их территория и насколько она велика.

Понимая эти четыре основные характеристики потребительского рынка, можно лучше узнать, каковы их потребности и как бизнес может их удовлетворить. Для определения характеристик целевого потребительского рынка используют маркетинговые исследования и фокус-группы.

Некоторые из этих характеристик приведены ниже с примерами.

Демографические характеристики означают возраст потребителей, доход, социальное и экономическое положение, пол, размер их семьи, этническую принадлежность, религию, культуру, уровень образования, тип работы, социальный класс и национальность. Маркетологи собирают всю такую информацию с помощью опроса, телефонных интервью и в местном государственном офисе, где такая информация легко доступна.