Файл: 1 Теоретические основы налоговой политики государства 6 1 Социальноэкономическая сущность налоговой политики 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя.

Принятые изменения в Налоговом кодексе не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчают жизнь состоятельных граждан. Существующая налоговая система, направленная на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов, ограничивает налоговые органы при осуществлении контроля за деятельностью налогоплательщиков. Не обеспечивает в полной мере ведение мониторинга и оценки их финансового состояния.

Итак, налоговая система в современном ее виде, затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Требования НК РФ ограничивают возможности для проведения самостоятельной региональной налоговой политики. Таким образом, очевидно, что налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ.

3 Перспективы развития налоговой политики в России



Взвешенная и рациональная налоговая политика – это неизменная составляющая стратегии развития России на 2020-2022 годы. Под этим понимаются любые действия государства в сфере налогообложения, которые осуществляются в рамках ранее утвержденного плана. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, их разработкой занимается Минфин, который рассчитывает оптимальный уровень налоговой нагрузки и, исходя из внешних и внутренних экономических факторов, утверждает реализацию ряда мер на определенный период.
Министерство финансов РФ планирует законодательно закрепить отлагательные условия вступления в силу законодательных актов, которые ухудшают положение налогоплательщиков или существенно меняют налоговые правила. Так, все изменения, которые будут опубликованы законодателями после 1 сентября, вступят в силу не ранее, чем через год. Также планируется постепенно трансформировать в налоги и включать в Налоговый кодекс квазиналоговые платежи, к которым относят: утилизационный сбор; налог на доходы операторов связи общего пользования; туристический сбор. Статус налогового резидента РФ можно будет получить после 90 дней нахождения в России в течение года (против 183 сегодня). Также будут уравнены условия по НДФЛ для резидентов и нерезидентов. Предусмотрен ряд изменений для предприятий на упрощенке: ИП, которые платят налог с доходов и используют ККТ, будут освобождены от подачи деклараций. Предприятия, которые превысят максимальный уровень дохода или допустимое количество сотрудников, и в связи с этим приобретут дополнительные налоговые обязательства, получат возможность снова вернуться на УСН во время переходного периода. Эти планы нашли отражение в документе под название «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Целью документа заявлено повышение качества жизни и благосостояния граждан.


Выделим из этого документа меры налоговой политики государства, которые касаются большинства.

Предлагается законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающих положение налогоплательщиков. Изменения, опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее чем через год.

Проповедуя принцип «предсказуемости» государство уже сейчас предупреждает, что в Налоговый Кодекс РФ будут поэтапно включены следующие платежи: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор.

Продолжится борьба государства по обелению экономики. И следующий год особое внимание будет уделено повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы) и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов.

Предполагается сокращение срока фактического нахождения физических лиц в Российской Федерации для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Начнут разрабатывать законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности», предусматривающего возможность компенсации затрат инвесторам на создание инфраструктуры общего пользования. Жаль, что в следующем году нас ждет только законопроект, а не готовое решение.

Прочие налоговые меры

  • Предоставить право регионам самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НДП). 

  • Планируют отменить предоставление налоговой декларации ИП, применяющим УСНО с объектом налогообложения в виде доходов.

  • Ввести переходный налоговый режим для налогоплательщиков, превысивших численность и выручку на УСНО (не более чем на 50 млн ₽ и 50 человек). На этот переходный период предлагается ставка 20% от выручки.

  • Предоставить право налогоплательщикам патентной системы налогообложения уменьшать сумму начисленного налога на уплаченные страховые взносы.

Уменьшение налоговой базы по налогу на имущество и землю в отношении жилья, земли для налогоплательщиков, имеющих трех и более детей.

Основные направлений налоговой политики на 2020-2022 годы приведены в Приложении А.

Система налогообложения сложна, запутана и противоречива. В целом российская налоговая система не выдерживает критики. Зато наличие резервов совершенствования - конкурентное преимущество перед развитыми странами.


В целях налогового стимулирования Минфин предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

– поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

– совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

– упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;

– создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

– совершенствование налогообложения торговой деятельности;

– налогообложение добычи природных ресурсов;

– страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, Минфин планирует внести изменения по следующим направлениям:

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;

– совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;

– акцизное налогообложение;

– противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

– совершенствование налогового администрирования.

Дальнейшее улучшение налогообложения физических лиц будет нацелено на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала. Приоритетной задачей станет выравнивание налоговой нагрузки доходов от различных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады, реализация имущества). Минфин предлагает перераспределить налоговое бремя таким образом, чтобы за счет урезания льгот владельцам недвижимости и вкладчикам банков инвесторы фондовой биржи получили налоговые преференции. [20]

Крупный блок поправок в налоговом законодательстве приурочен к созданию в России Международного финансового центра. В целях стимулирования инвестиционной деятельности будет изменен порядок уплаты налогов на финансовых рынках. В частности, планируется снизить контроль за ценами по сделкам на фондовых биржах, а также за ставками по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями. Последнее изменение представляет наибольший  интерес поскольку потенциальных заемщиков гораздо больше, чем потенциальных инвесторов.


Для сближения налогового и бухгалтерского учета Минфин подготовит проект федерального закона, предусматривающий:

  • уточнение методов списания на расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли (из ст. 254 НК РФ будет исключен метод ЛИФО);

  • возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики и др..

В целях формирования благоприятных налоговых условий при осуществлении инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области Правительство РФ предлагает предоставить участникам инвестиционного проекта, реализуемого в указанных регионах, преференции по налогу на прибыль.