Файл: 1 Теоретические основы налоговой политики государства 6 1 Социальноэкономическая сущность налоговой политики 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

  • стабильности налоговой системы;

  • одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

  • равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода;

  • одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей.

Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

  • фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

  • экономическая, или регулирующая – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

  • контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.


1.2 Инструменты и виды налоговой политики



Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

Налоговые льготы, объекты и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять всё, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.

Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижающая объем социальных гарантий. Подобные методы налоговой политики были использованы, например, в США в начале 80-х гг. 20 века, получившие название «рейганомика».

Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.[3]

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).[4]


Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, льготы, налоговые периоды, ставки, санкции и др.( рис.1).

Субъект налога (плательщик) представляет собой юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, становящееся носителем налога, или фактическим (конечным) плательщиком. Объект налога – предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и др.), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом. Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения. Налоговая база – это часть объекта налогообложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и вычитаний. К ней непосредственно применяется налоговая ставка. Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Единица обложения – единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади и др.). Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого плательщик имеет обязанности по их уплате. Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается либо в процентах, либо в твердых суммах. Резидент – юридическое или физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.[2-3]

Нерезидент – юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования другой; физическое лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой. Для нерезидентов могут быть установлены особые правила налогообложения.


Рисунок 1 – Элементы налогообложения
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:


  • применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

  • инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

  • применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

  • порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений.

С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций .

Производственная эффективность (оптимальное использование наличных производственных ресурсов) достигается, когда каждый фактор производства вознаграждается в соответствии со своей предельной производительностью. При этом может возникнуть очень неравномерное распределение дохода и богатства. В реальном мире значительное личное богатство сосуществует рядом с гнетущей бедностью. Хотя этот результат может быть эффективным с точки зрения производства, простой здравый смысл подсказывает, что все люди имеют примерно одинаковые нужды и должны иметь возможность удовлетворять их. Справедливость, или честность, часто рассматривается как необходимое условие для сплоченности и стабильного существования общества. Однако справедливость и эффективность зачастую противоречат друг другу, создавая фундаментальную проблему выбора между справедливостью и эффективностью.


Принцип справедливости утверждает всеобщность налогообложения и равнонапряженность налогового бремени.

Существуют два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный. Принцип горизонтальной справедливости, или платежеспособности, предполагает, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины дохода налогоплательщика. Принцип вертикальной справедливости, или выгод, означает, что лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Каждый из принципов имеет преимущества и недостатки и, как правило, современные налоговые системы содержат элементы обоих подходов в зависимости от экономической и социальной целесообразности.[19]

Для достижения справедливости налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями, с учетом существования среди них самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя. Система налогообложения должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам. Некоторые налоги должны быть направлены на финансирование определенных государственных нужд, и платить их должны лица, больше других получающие блага от государства.

Таким образом, налоговая политика представляет собой составную часть экономической политики государства, направленную на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы (объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции и др.). Для достижения справедливости налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями, с учетом существования среди них самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя. Система налогообложения должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения.