Файл: Метафорический перифраз как форма выражения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава I. Обзор литературы

1.1.Метафора как инструмент психотерапевтической работы

1.1.1. Истоки понятия метафоры

1.1.2. Метафора в психотерапии: определение, компоненты и особенности

1.1.3. Функции метафоры

1.1.4.Процесс создания метафоры

1.2. Психологический запрос в психотерапии и консультировании

1.2.1. Понятие запроса

1.2.2.Трудности формулирования запроса

Выводы по первой главе:

Глава II. Методы и задачи исследования.

2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования

2.2. Описание выборки

2.3. Гипотезы и ожидаемые результаты исследования

2.4. Процедура исследования

2.5. Методы исследования

2.6. Методы обработки данных исследования

Глава III. Анализ эмпирических данных

3.1. Качественный анализ

3.1.1. Анализ полученных метафор и ответов на вопросы анкеты

3.1.2.Анализ данных, полученных в ходе проведения неструктурированного интервью

3.2. Количественный анализ

Выводы:

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2



Следовательно, метафорическое перифразирование, как одна из техник, позволяющих психологу откликнуться на слова, идеи и эмоции клиента , ввиду своей образной природы, структурных и функциональных особенностей, может способствовать успешному диалогу психолога и клиента и эффективному результату психотерапии.

Глава II. Методы и задачи исследования.

2.1. Цель, задачи, предмет и объект исследования


Объектом нашего исследования выступает метафорический перифраз как форма выражения проблемной ситуации.

Предмет исследования – стратегии перевода проблемной ситуации клиента в метафорический перифраз.

Цель нашего исследования – описать стратегии метафорического перифразирования проблемной ситуации клиента психологом. Нами планируется выделить общие стратегии в создании метафор, проанализировать типы используемых образов, выявить смысловые аспекты ситуации, которые учитываются или игнорируются при формулировании метафоры.

Задачи эмпирического исследования:

1. Теоретический анализ литературы для описания психологических механизмов создания метафор, применимости метафор в психотерапии, изучения возможностей метафорического перифраза как формы выражения проблемной ситуации.

2. Подбор метода и стимульного материала для формирования “кейса”, предъявляемого психологам.

3. Описание критериев успешного метафорического перифраза, наиболее точно отражающего проблему клиента.

4. Проведение эмпирического исследования для описания стратегий создания метафорического перифраза проблемной ситуации.

5. Обобщение полученных результатов, формулирование выводов.

2.2. Описание выборки


Общая характеристика выборки:

В исследовании приняли участие 30 человек. Все участники имеют или получают в данный момент психологическое образование и у всех из них есть опыт психологического консультирования от полугода. Возрастной диапазон составляет от 21 года до 62 лет. Средний возраст – 32 ± 10лет. Среднеквадратическое отклонение - 10.


Распределение по полу: 27 женщин (90%) и 3 мужчины (10%).

Кроме того, респондентами являлись представители разных психотерапевтических направлений. Распределение по направлениям представлено на рисунке 1.

Стаж психологической практики варьировался в выборке от 0,5 года до 25 лет. Средний стаж – 7 лет.


Рис. 1. Процентное распределение участников исследования по направлениям.


2.3. Гипотезы и ожидаемые результаты исследования


Данное исследование носит поисковый характер, поэтому главным для нас являлся поиск и описание стратегий, то есть ожидаемые результаты.

Гипотезы исследования:

Основная:

Существуют различные способы создания метафорического перифраза проблемной ситуации (стратегии).

Дополнительная:

Существует взаимосвязь между особенностями метафорического перифраза и профессиональным опытом психолога: чем опытнее психолог, тем выше его метафора будет оценена клиентом.

Ожидаемые результаты исследования:

1. Описаны стратегии создания метафорического перифраза как формы обобщения проблемной ситуации психологом. Предложена типология стратегий.

2. Определены критерии оценки “успешности” метафорического перифраза (клиент как эксперт).

3. Выявлена взаимосвязь между опытом психолога, временем на создание метафоры и оценкой этой метафоры клиентом .

2.4. Процедура исследования


Процедура исследования:

Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе участником предлагалось посмотреть короткий видеоролик (рис. 2), в котором клиент описывает свою проблемную ситуацию. Затем от участников требовалось сформулировать проблему клиента в виде метафоры и ответить на вопросы анкеты (рис. 3 и 4).

На втором этапе клиентке предстояло оценить все полученные 35 метафор по двум показателям: аффективному и когнитивному компоненту. Предварительно клиентке сообщалось, что когнитивный компонент метафоры определяет точность и полноту содержания, а аффективные компонент – эмоциональную привлекательность метафоры. Также клиенте необходимо было проранжировать метафоры по общей привлекательности от наиболее до наименее понравившейся.

Несколько недель спустя с клиенткой проводилось неструктурированное интервью, с целью узнать, изменилась ли и каким образом описанная ею на видео проблемная ситуация и участвовали ли в этих изменениях предложенные психологами метафоры.


Рис. 2. Начальный кадр предложенного видеоролика.


Рисунок 3. Стандартный вид начальной страницы из онлайн-опросника


Рисунок 4. Стандартный вид страницы из онлайн-опросника.


2.5. Методы исследования

2.5.1. Методы первого этапа


Задание на решение проблемной ситуации («кейс»)

В качестве «кейса» выступала проблемная ситуация потенциального клиента психолога. Клиентка – девушка в возрасте 25 лет. Ей предлагалось на камеру в течение нескольких минут рассказать о той проблемной ситуации, которая её волнует в настоящее время. Ни сама проблема клиентки, ни её содержание не были написаны специально для создания «кейса».
Стимульный материал

Текст, произносимый клиенткой, выглядел так:

- У Вас есть пара минут, чтобы поделиться трудной жизненной ситуацией, которая Вас беспокоит, в которой Вы сейчас оказались.

- Я считаю себя человеком довольно-таки эмоциональным, но с близкими мне людьми я не могу говорить прямо о своих чувствах. Например, супруг у меня очень как-бы прямо говорит о том, что он чувствует в данный момент. Та же фраза "я тебя люблю" - я не могу ему этого сказать, мне тяжело произнести эти слова. И поэтому я считаю это большой проблемой в моей жизни. Мне мешает вот эта неспособность выразить свои чувства близкому человеку. Люди считают меня скованной, мне становится некомфортно, меня раздражает своя вот эта холодность и неспособность говорить напрямую или подбирать правильно слова, чтобы рассказать человеку, особенно близкому человеку, что я чувствую.
Анкета с вопросами относительно выполненного задания

Анкета (см. Приложение 1) создавалась специально для данного исследования. Вопросы подбирались с целью выяснения того, как психолог понял ситуацию клиента и что хотел передать в метафоре. Для размещения анкеты в Интернете была использована платформа Google Forms.

Состояла из следующих вопросов:

  1. Напишите, какая метафора, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает проблемную ситуацию человека из видеоролика? Если в голову придет несколько метафор, то приведите их тоже. Не старайтесь вспомнить подходящие крылатые выражения, образы из книг или кинофильмов, а придумайте собственную метафору. Помните, правильных и неправильных ответов не существует.


Приведённый выше вопрос являлся центральным вопросом анкеты. Важно было подчеркнуть, что респонденту при создании метафоры стоит обращаться к своим собственным ресурсам (профессиональному и личному опыту; процессам представления и восприятия, мышления и воображения; эмоциям; эмпатии и т.д.), а не использовать шаблонные метафоры из СМИ, произведений искусства и т.п. Это замечание особенно ценнно, поскольку хотелось выстроить условия, максимально соответствующие реальной консультации, дать клиенту возможность быть услышанным настоящим психологом, главным инструментом работы которого всегда была и является сама личность психолога с его возможностями понимания и переживания проблемы клиента.

  1. Перечислите сложности, с которыми вы столкнулись в процессе создания метафоры. Как вам кажется, чем вызвана каждая сложность?

Вопрос требовал от респондента рефлексии по поводу его процесса создания метафоры. Хотелось уточнить, какие компоненты метафоры и почему сложнее поддаются метафорическому перифразированию.

  1. Сколько времени вам потребовалось, чтобы придумать метафору?

Хотелось прояснить, сколько времени обычно требуется психологу, чтобы создать на основе проблемы клиента метафорический образ, насколько это долгий или, напротив, короткий процесс. Можно ли говорить о каких-то тенденциях (например, о том, что в среднем метафоры психологами создаются за очень короткое время в процессе слушания клиента).

  1. Что вы хотели передать клиенту в метафоре?

Вопрос имел очень важное значение, поскольку в ответе на него психолог пояснял мотивы созданного им метафорического образа. Это упрощало интерпретацию данных и делало более полным и точным само понимание метафоры.

  1. Какие эмоции и переживания вызвала у вас история клиента?

Вопрос вводился с целью, во-первых, посмотреть, насколько схожие или разнообразные эмоции может вызвать одна и та же проблемная ситуация одного конкретного человека, а, во-вторых, как эта эмоция может быть связана с самой метафорой. Будет ли она более высоко оценена клиентом, если психолог создавал её, испытывая сопереживание и сострадание к клиенту и т.п?

  1. Оцените по 7-балльной шкале, насколько точно подобранный вами образ иллюстрирует суть проблемы человека из видеоролика? (7-очень точно, 1 – совершенно неточно).