Файл: Презентация по дисциплине Методология и методы социальнопсихологического исследования.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания
Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:
Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:
Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.
2. Психологическое знание достаточно бессистемно.
3. Психологическое знание релятивно.
Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:
4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.
5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.
К примеру Категориальная система Р. Бейлза.
Требования к ответам (предлагаемым):
Личные взаимоотношения это и дружба, и товарищество, и вражда, и т.п.
Социометрия начинается с социометрического вопроса (критерия выбора):
По степени персонификации документы подразделяются на:
Методы анализа документов делятся на две основные группы – традиционные и формализованные.
Главные процедуры контент-анализа имеют целью:
Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.
Единицы счета подразумевают либо:
Требования к выделению категорий контент-анализа:
1. Теоретический этап исследования (постановка проблемы).
На этом этапе решаются следующие вопросы:
а) цель и задачи исследования;
в) материальные и временные возможности экспериментирования;
г) степень научной разработанности вопроса, которая зафиксирована в частной объяснительной теории.
2. Методический этап исследования.
На этом этапе осуществляется разработка методики эксперимента и экспериментального плана.
Разработка экспериментального плана предполагает:
3. Экспериментальный этап исследования.
4. Аналитический этап исследования.
При решении конкретных прикладных исследовательских задач можно выделить несколько уровней анализа :
Фокус-группа является базовым групповым методом качественного анализа.
Синектика – более структурированный подход к выработке идей.
Дельфи-группа предназначена для выработки идей о будущем, создания прогнозов.
Конфликтная группа формируется из людей с ярко выраженными противоположными взглядами.
МИНОБРНАУКИ
Уфимский университет науки и техники
Факультет психологии
Кафедра общей психологии
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
По дисциплине:
«Методология и методы социально-психологического исследования»
Выполнила: студентка 4 курса
факультета психологии
заочной формы обучения
Фаузетдинова К.С.
СОДЕРЖАНИЕ
III. Исследование.
I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания
Современная отечественная психология немало лет находилась в условиях, с одной стороны, высокой востребованности психологического знания, с другой стороны, – ослабления попыток упорядочить это знание и явного пренебрежения к методологическим вопросам.Кроме того, отечественные социогуманитарии в последнее время скорее привносят в нашу социальную практику знание, произведенное западной наукой, нежели сами являются производителями знания.
Диспропорция между неудовлетворительным состоянием психологического знания и его высокой востребованностью не может не настораживать, поскольку рано или поздно психологическому сообществу могут быть предъявлены вполне оправданные претензии. А как известно, попытки решить частные вопросы, не разрешив предварительно общих, часто оказываются бесплодными.Трудно не согласиться с тем, что «самая актуальная проблема психологии на современном этапе – это интеграция психологического знания».
- К числу основных структурных элементов психологического знания можно отнести (рассматриваемое ниже «препарирование» психологического знания – это, разумеется, аналитическая абстракция):
1)базовые «идеологии» (и сопряженные с ними системы методологических принципов);
2) категории;
3) теории;
4) законы;
5) обобщения;
6) объяснения и интерпретации;
7) прогнозы и предсказания;
8) факты и феномены
;
9) знание контекста (установления фактов и проявления феноменов);
10) эмпирически выявленные корреляции между феноменами;
11) описания;
12) методики;
13) технологии;
14) знания, ассимилированные психологией из смежных наук.
В основании психологического знания лежат базовые психологические «идеологии», такие, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ.
Эти «идеологии» и соответствующий им уровень организации психологического знания называют по разному: парадигмами, подходами, ориентациями, системами знания и т.д.
В психологической литературе трудно найти удовлетворительное определение наиболее глобальных систем психологического знания и их слагаемых.
Когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ можно охарактеризовать и как глобальные психологические методологии.
Наличие подобного «аффективного» подкрепления соответствующих теорий дает основание характеризовать глобальные системы психологического знания именно как идеологии, выполняющие не только познавательные, но и мировоззренческие функции.- Психологические категории, как и базовые психологические «идеологии», тоже можно рассматривать как вспомогательные конструкты, представив их как средство выражения психологического знания, а не знание как таковое.
Психологические категории разнообразны по своему происхождению, однако наиболее очевидны три их источника:
1) обыденный опыт (это термины обыденного языка: ощущение, восприятие, эмоции, чувства и др.);
2) термины других наук (например, ключевые категории концепции К. Левина – «поле», «валентность» и др. – позаимствованы им у естественных наук, хотя чаще психология заимствует категории у более близких социогуманитарных дисциплин);3) третий источник психологических категорий носит «внутренний» характер.
- В отличие от глобальных систем психологического знания, психологические теории определяются довольно четко – как «системы взаимосвязанных гипотез и утверждений относительно какого-либо феномена или системы феноменов», «системы ясных утверждений, делающих возможными предсказания относительно эмпирических явлений» хотя в описание этих теорий, как правило, включается обильный материал не-теоретического (часто эмпирического и др.) характера, который редко укладывается в какую-либо систему.
- Такие определения мало отличаются от привычного определения теории, а психологические концепции определяются как типовой случай научных теорий вообще.
Психологические законы в основном устанавливаются эмпирическим путем, отражая, как и любые законы, устойчивую связь явлений. Однако в системе психологического образования изучение психологических законов почему-то отходит на задний план.
- Закон Фрейда – Фестингера: механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить ее с поверхности сознания.
- Закон Джемса: сохранение осознаваемого обеспечивается только путем его изменения.
- Закон Бардина: зона неразличения дифференциального признака сама является дифференциальным признаком, т.е. зависит от других признаков, используемых в опыте.
- Закон Хика: чем менее вероятен предъявленный стимул или требуемая реакция, тем больше времени над этой ситуацией работает сознание.
- Закон классификации: любой конкретный стимул (объект) всегда появляется в поверхностном содержании сознания в качестве некоего класса стимулов (объектов), при этом класс не может состоять из одного члена.
Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:
- Если в прошлом поведение человека подкреплялось в некоторой стимульной ситуации, то, чем больше нынешняя ситуация похожа на ту, в которой осуществлялось подкрепление, тем больше вероятность того, что будет осуществлена и соответствующая активность.
- Чем чаще, в рамках определенного интервала времени, человек подкрепляет активность другого, тем чаще другой будет осуществлять эту активность.
- В процессе восприятия люди стремятся к балансу между минимизацией когнитивных усилий, с одной стороны, и удовлетворением своих основных когнитивных потребностей – с другой.
- Как правило, вероятность непосредственной актуализации установки является функцией ее доступности в памяти.
- Как правило, люди обращают большее внимание на информацию, которая соответствует их установкам, оценивают не-однозначные события в соответствии с этими установками, лучше запоминают информацию, соответствующую им.
- Негативные события кажутся более вероятными, когда человек пребывает в плохом настроении, чем когда он пребывает в хорошем настроении, а позитивные события – наоборот.
Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:
- объяснение через подведение под общий закон;
- объяснение через сведение к теории;
- объяснение через указание влияющих на объясняемое событие факторов и предшествовавших ему событий и т.д.
Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.
- Диады, члены которых физически находятся ближе друг к другу, будут более устойчивы и будут обладать лучшими возможностями достижения позитивных результатов, чем диады, члены которых физически разделены друг с другом.
- Чем меньше люди, вступающие в контакт, знакомы друг с другом, тем большие трудности они будут иметь в предсказании поведения друг друга.
- Чем большие подкрепления люди получают из взаимодействия друг с другом, тем устойчивее это взаимодействие.